Учусь приседать


Начиная с мая я учусь приседать.
Последний год до этого я занималась пилатесом и сальсой-бачатой. Пилатесом больше, чем сальсой, но все равно недостаточно – чувствовала себя откровенно плохо.
Заниматься пошла к тренеру Сергею, за которым больше двух лет слежу в ФБ, читаю постоянно его статьи то про «неосознанную инвалидность», то про нейтральное положение позвоночника при выполнении упражнений, то про ассиметричные упражнения, и вдруг он переехал из Керчи в Москву и берет новых клиентов. Подключилась на следующий день после объявления об этом в ФБ.
За два месяца у меня было 24 занятия по часу. И радикальное изменение в самочувствии.
Первое тестирование показало, что я не могу приседать вообще. Нет освоенного двигательного трэка, по которому я могу опустить таз.
Во-первых, вообще не держали мышцы. Не было мышц достаточных для
меня. Самое прикольное, что недостаточность мышц человек замечает
поздно. Вроде бы ведь хожу – двигаюсь – танцую сижу, а
оказывается для этого всего мышечной силы много не нужно.
Получается, что ограничения по движениям видят внешние люди
(сначала как какую-то скованность или расхлябанность), а сам
человек может не отдавать себе отчет, что он сам себя урезает по
выполняемым движениям и даже отказывается от каких то видов
деятельности, потому что они ему не по силам.
Во-вторых, куда опускать таз – тоже было совершенно непонятно. То есть надо сделать движение, а у меня в ощущениях как будто облако вариантов, как это движение (опустить таз) может выглядеть.
В моем случае приседание выглядело как небольшой уход таза вниз, и дальше компенсация через наклон туловища. То есть ниже опускалась только голова. Отсюда выход коленей вперед, абсолютно отсутствующая ротация бедренных костей в суставной сумке.
Примерно как на этой картинке, но здесь и вторая с зелененькой галочкой – не совсем то, к чему надо стремиться. Например здесь нет нейтрали в позвоночнике. Но зато складку наклоном туловища иллюстрирует отлично.

Обучать приседанию Сергей меня начал с компенсацией части моего веса на эспандеры (руки вверх, цепляюсь за эспандер – сначала жесткий, постепенно все более мягкий). Все равно как подтягивания на гравитронах – минус часть себя, чтобы дойти до точки, когда мышцы смогут выполнить работу корректно, а не просто сдаться под неподъемной нагрузкой.
За 24 занятия я с эспандеров ушла, перешла на боди бары (2-4, а сейчас уже 6 кг). Теперь обнаружилась новая задача. Если держу бодибар на вертикально вытянутых руках над головой, то присесть могу, траектория красивая, спина нейтральная, колени не болят. Как только кладу бодибар за голову на плечи – всё меняется, возвращается навык почти на точку ноль. Приседаю максимум два раза с хорошей траекторией, после – колени едут вперед, таз блокируется, тянет наклонить туловище. Основная причина сбоя – изменение центра тяжести: если бодибар вверху – он меня как бы придавливает и парадоксально, но и служит точкой опоры, и таз уходит вниз как противовес бодибару. А когда бодибар на плечах, противовес к тазу очень близко, и фактически почти не противовес, а слитная конструкция. Рассчитываю, что нужное распределение веса по стопе и координацию с новым положением бодибара занятия за четыре-шесть я все-таки освою.
Помимо приседаний с бодибаром, изучаю приседания в выпаде (то есть фактически усложнение приседания, поскольку это опора только на одну ногу) в тренажере Смита (и там у меня уже даже первые блины стали появляться))), и жим ногами. Жим ногами – это мое любимое (уже без кавычек). Оно идет в самом конце тренировки. Сначала я не могла даже пустую платформу отжать – все дрожало страшно. Самое прикольное ощущение – паника от наваливающейся на меня пустой платформы. Просто как будто тонешь – кажется, что дышать не сможешь вообще; или ждешь, что платформа сейчас тотально навалится и поломает ноги. Она не поломает,но поскольку движение вообще незнакомое, то организм дает СОС всеми вообще доступными сигналами – вот, например, «тону!» или «счас ноги поломаются». Добавили эспандер, чтобы стабильность добавить – пошло лучше. Теперь жим с пустой платформой я могу делать и даже разговаривать! И ничего не дрожит. Дрожит, когда плюс 20 или 30 кг довешивается. (Эспандер, кстати, для стабилизации и в тренажере Смита тоже добавляем.)
Работа с ногами, а всё, что я описала – это в основном про ноги - как работа с самыми большими мышцами в теле, резко изменила мое самочувствие. Я первый раз в жизни хорошо переношу жару (даже волнуюсь подумать, как переносят жару хорошо тренированные люди – они, может быть, даже вообще не замечают, какая температура на улице?). У меня был в июле перелет на четыре с половиной часа – и впервые не «дергало» ноги. Тренер даже не понял, что это такое – ему это явление неизвестно. А все вегетососудники (т.е. как я теперь думаю, те, кто не жмет ногами и не приседает) прекрасно должны это противное ощущение знать – когда что-то происходит, и никак ни ходьба, ни перемена положения ног или тела не помогают – дерганья непонятные продолжаются. А с чего они должны прекратиться, когда нет хорошей разветвленной, работающей сосудисто-капиллярной системы, которая развивается только силовой работой мышц.
И мне в целом стало легче и энергичнее жить. Легче носить арбузы (я ведь не только ногами жму, я ещё и отжиматься учусь и например на стабилизацию лопаток работаю). Какое-то странное соревновательное ощущение, что если я на работу иду с тремя сумками – то это даже хорошо, потому что есть чем себя напрячь (хотя и напряжение от трех сумок тоже как-то снизилось). И ещё у меня появились мечты, напрямую связанные с физической кондицией. Хочу дойти до такого состояния, чтобы я могла заняться теннисом. Он требует силы буквально везде, особенно спина-руки – чтобы аппарат мышечный не позволял энергии удара вылетать в ненужные места – например в локти, а мягко демпфировался. Хочу дойти до состояния, чтобы поехать в Китай в путешествие, где много переходов по ступеням вверх-вниз.
В общем, мне очень нравится тренироваться, меня даже не смущает, что я езжу в точку Москвы, которая не близко ни к работе, ни к дому. Моя задача сейчас – выйти на возможность самостоятельной тренировки в зале. Для этого мне нужно ещё занятий восемь –десять докоординироваться до какой-то опорной точки. Мне важно перейти хотя бы к одному самостоятельному занятию в неделю - хочу чтобы появилась зона, где я сама за себя отвечаю, сама себя контролирую. И постепенно прийти к в основном самостоятельным занятиям с тренерской коррекцией раз в неделю, но это точно не в этом году.
А ещё из-за занятий у меня появились силы и идеи, чтобы взяться за налаживание еды. Пока во время рабочей недели – но это основная задача, пять дней все-таки.
PS.
Казалось бы причем тут первая картинка. Искала вообще бодибары, чтобы были разложены художественно (они там слева у стеночки). А нашла картинку про цвет. Нравится мне, когда есть вот такое цветовое разнообразие в спортзалах (без перебора как у сумасшедшего кролика или в детском саду, а так – оттенить черный и стальной больших тренажеров). Заниматься приятно, когда вокруг как будто цветных карандашей немного набросали.