рейтинг блогов

Учу финский! (6) Я очутился в сумрачном лесу...

топ 100 блогов mishemplushem30.09.2021

утратив правый путь во тьме долины.

Учу финский! (6) Я очутился в сумрачном лесу... https://www.wallpaperbetter.com/en/hd-wallpaper-ebvmq
https://www.wallpaperbetter.com/en/hd-wallpaper-ebvmq

Это будет такая иллюстрация к следующей, общетеоретической, так сказать, статье. Новая глава из цикла «Языки самостоятельно» будет про грамматику и как к ней подходить, а тут, значит, живая картинка: как выбираться из дебрей.

Те, кто финского не учит, читайте смело, чисто поглумиться. Ибо сейчас начнется жанр «французская комедия с Ришаром».

Есть такая важная тема: объект. То, что по-русски в винительном падеже – читаю что? Книгу. Русский пока отставим, в нем тоже всё до чрезвычайности неблагополучно. Смотрим на нормальные языки.

Английский – никаких таких падежей, берем слово, ставим после глагола, все счастливы. Романские – тут похуже, еще может мелькать частичный падеж, особенно этим злоупотребляет французский. К счастью, на форму самого слова это не влияет: знай да ставь частичный артикль, а дальше слово опять же безо всяких падежей.

Возникает вопрос: а когда, собственно, артикль частичный, а когда, гхм, нечастичный? Вот давеча об этом говорили с Учу финский! (6) Я очутился в сумрачном лесу... queen_of_charn: не всё так, как хотелось бы, в двух словах не объясняется, в трех тоже, а после четырех начинается уже жуть во мраке, какие-то мутные случаи отовсюду лезут, плодятся, не формализуются.

Это раз.

В немецком объект внятен и разумен. Но в этой избушке свои погремушки: два склонения (спасибо, элементарные), три рода и все разные, артикль определенный так (в трех родах), неопределенный этак (тоже в них же), а если добавится еще, например, прилагательное – читаю интересную книгу – число случаев, подлежащих усвоению, множится на глазах. Как раз на примере немецкого объекта я собираюсь в следующий раз трактовать тему сложной грамматики, расплодившей правила внятные, но многочисленные, которые трудно поддаются запоминанию и усвоению.

Это два.

И – тадам! Финский: порождение ночного кошмара. Тут оба-два ужаса присутствуют в наиболее чудовищном, инфернальном обличье, какой только встречался на моем недополиглотском пути.

Без объекта-то никак. Вижу то, читаю это, покупаю пятое, беру десятое. Что предложит нам страна Суоми, та, где лыжи в каждом доме?

А вот что.

Для начала, объект может стоять в одном из трех (да-да) падежей. В аккузативе генитивном (то есть по форме совпадающем с родительным), аккузативе номинативном (совпадающем с именительным, спасибо за микроскопическую поблажку) и, наконец, партитиве.

Может – это хорошо. А в каком когда? 

Начинается свистопляска. Генитивный аккузатив используется, учат нас авторитеты, для выражения завершенности действия. Пример: «я куплю цветок», «я выпью стакан вина». А вот «я покупаю цветок» - это, ясное дело, уже партитив, потому что действие не завершено. Понятно? Мне не очень. Потому что какого дьявола оно заранее считается завершенным в будущем, которого пока вообще нет – большой вопрос. Ну допустим. Тем более что есть еще второе правило: целостность объекта. Пример: «я хочу яблоко». Целое. «Я встречу финна на вокзале». Тоже целого. Ну-ну.

Впрочем, при наличии модальных глаголов (следует список как отсюда до Хельсинки мелким шрифтом) мы должны об этом позабыть и вспомнить, наоборот, о номинативном аккузативе. В повелительном наклонении тоже. И если сказуемое в пассиве. Ни повелительного, ни пассива я пока не знаю, ладно, это в сторону. 

Теперь на горизонте замаячил партитив. Он употребляется, если объект у нас неисчисляемый (здравствуй, здравствуй, французский язык! Вот где ты мне пригодился со своим частичным артиклем) или… да-да, цветок то покупали-покупали: «если процесс не завершен». Покупаю (неисчисляемое) молоко (французский, ура). Читаю книгу. Э? Я же целую книгу читаю? Не, дудки: еще не прочел – значит, партитив. Умгумммммм…. Чем дальше в лес, тем сами понимаете. Гладко было на бумаге: когда даются примеры, можно в них поверить. А когда останешься наедине с необходимостью сказать то, чего в примерах не было? Каким наитием решать про telicity - завершенность действия и целость объекта

Дальше уже технические мелочи. В отрицательных предложениях – партитив; очень хорошо. С числительными он же (это мы уже знаем, помните «пять медведя сидит на земле»?) Ну и с «партитивными глаголами» (список как отсюда до Буэнос-Айреса; спасибо, это как раз было сносно представлено в вялой попытке Дуо преподать финский язык). 

Вышесказанное было на тему «мутные случаи ползут», трудность номер раз. А теперь на сцену выходит трудность номер два. Эти падежи-то, в данном случае генитив и партитив, как-то там образуются

Танцуют все! Не читайте внимательно, только гляньте общий вид и содрогнитесь.

К словам, оканчивающиеся на гласную -a/-ä, -u/-y, -o/-ö, добавляется –n. К словам на –e – еще одна –е и опять же –n. К словам на –i как повезет, просто –n или –en, зависит от слова. В словах на –si сначала заменяем –si на –de (чегой-то?) и уже тогда добавляем –n, но не всегда (надо знать, к каким). В словах на -nen заменяем –nen на –sen. В словах на –as заменяем –as на –aan. На –is – там два случая, надо знать какой когда, вместо –is получаем либо –iin, либо –iksen. На -os/-ös – имеем –okse/–ökse. Далее  -us/-ys, тут, понимаете ли, даже теория есть, когда –uksen, когда –uden, а когда и просто –n. Стоит ли говорить, что она томов премногих тяжелей? 

Думали, это всё? Набираем воздух для нового погружения. К заимствованным словам на согласную присобачиваем –in. Снова финские: если слово на –ton – то –ttoman. На –in имеем – imen. На –tar получим –ttaren, с удвоением. На -ut добавляем –еen. Ну или –uen/-yen/-en, как уж исторически сложилось. 

Ohut – ohuen. Что тут добавишь.

Куда же вы, товарищи? Это был только генитив. А теперь – партитив.

Не, ладно, не буду. Скажу только, что там не легче.

Ну и… что я должен делать с этой сокровищницей?

Чего я не делаю

Я не собираюсь учить это в столбик. Я уже посмотрел. Мне хватило. Читать теоретические статьи – как именно сложилось, что у этих слов так, а у этих эдак, и какие есть приемы их разграничения, уловки запоминания и способы сведения в таблицы – я на данном этапе не буду тоже.  

Что я делаю

Итак, я имею темные случаи употребления трех непригодных к запоминанию падежей. Ну ладно, двух: номинатив отставим.

1. Я тщательным образом делаю все упражнения, которые предлагает мне учебник или другие источники, при необходимости сверяясь с приведенным выше ужасом.

2. Проверяю по ключу и обращаю особое внимание на те места, где налажал. Здесь подключаю анализ.

3. Все предложения из этих упражнений, в которых не встречаются слова «шпингалет» и «истопник», учу наизусть.

4. Отрабатываю их до посинения.

5. Если в процессе отработки мне покажется, что не помешало бы узнать новое слово – я смотрю его в словаре и гуглю спряжение. Запоминаю и отрабатываю его генитив и партитив.

6. Помню, что, если даже я поставил слово в нужную грамматическую форму, я мог ошибиться в выборе падежа. Причем помню об этом всегда, пусть это белое пятно зияет и тревожит.

7. Запоминаю паттерны употребления. Здесь генитив – ага, значит, по их мнению это не то целый объект, не то «законченное действие», ну пусть: запоминаю по факту

8. Когда количество паттернов в голове накапливается, кратковременно пересматриваю теорию со словами «да-да, точно так и есть!» Если эти слова на ум не приходят – значит, плохо усвоил паттерны, надо еще долбить.

9. И так кругами. Пока а) не станет хотя бы в каком-то приближении ясно, когда какой падеж и б) те слова, которые я знаю в номинативе, не начнут ставиться в генитив (партитив) легко и привычно, то есть я сам смогу нарисовать любую табличку уже исходя из накопленного опыта.

Другими словами, господствует у меня на этом этапе метод индукции, а не дедукции. Когда грамматика представляет такой адский коктейль из путаности и сложности в одном флаконе – это единственный путь, который мне представляется эффективным. Подробно – и в общем виде - об обоих методах усвоения грамматики намерен порассуждать в следующий раз. 

Ранее по теме:

Языки самостоятельно (все главы)

Учу финский! (предыдущие главы)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Несмотря на то, что за окном идет дождь, природа плачет и даже кое-где агрессивно плюется градом, завывает ветром и всячески не желает показывать настоящую весну, отпуск совсем скоро: у кого-то уже на майских праздниках, у кого-то летом, но готовиться нужно начинать уже сейчас. Для ...
Верховная рада приняла законопроект, позволяющий украинским властями предлагать другим странам ввести войска для участия международных операциях, сообщается на сайте парламента. Принятый документ, который предложило правительство, вносит изменения в уже существующий закон, регламентирующ ...
Сегодня мой друган "реконструкцию" устраивает, в честь освобождения города Нелидово, Тверской области. Тут, у нас, много братских могил с памятниками. Даже скандал был: "Снос монумента взбудоражил общественность. Нелидовцев никто не предупредил, 12 октября просто приехала техника, ...
По правилам в шахматах побеждает тот игрок, который поставил сопернику мат, а мат — это «ситуация в шахматах, когда король находится под шахом, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать». (варианты со сдачей игрока, или просроченным временем сейчас не рассматриваем). То ...
Начинается продажа мест на курс по имиджу. Место можно купить ЗДЕСЬ. Обязательно прочитайте FAQ перед покупкой. Курс начнется 23-го июня 2022 года и будет продолжаться 6 дней + 7-й день на повторение, после чего курс будет закрыт для всех. На этом курсе участники получат ...