Учебный перевертыш

топ 100 блогов vikond6512.03.2022 Учебный перевертыш por-1

Ровно 105 лет назад, 12 марта 1917 года, в революционном Петрограде впервые поднялся в воздух учебно-тренировочный самолет П-4, разработанный 25-летним инженером Александром Пороховщиковым. Самолет этот интересен прежде всего тем, что он был спроектирован сразу в двух вариантах: с мотором спереди и - с мотором сзади. При этом фюзеляжную гондолу с силовой установкой, бензобаком и двухместной кабиной для ученика и инструктора, по замыслу конструктора, можно было менять в ходе эксплуатации, легко превращая переднемоторный вариант в заднемоторный и обратно.

Переднемоторная модификация предназначалсь для обучения полетам на самолетах обычной схемы, а заднемоторная - для тех, кому предстояло пилотировать аэропланы с толкающими винтами - "Фарманы" и "Вуазены". На тот момент большинство российских корпусных и армейских авиаотрядов летало на этих машинах, потому "заднемоторник" считался более приоритетным и первым построили именно его. К сожалению, фотографий этого аэроплана не сохранилось, есть только схема, помещенная вверху, по которой видно, что он был весьма похож на самолеты-разведчики французского авиаконструктора Анри Фармана.

Серийному производству помешала гражданская война и вызванный ею развал авиапромышленности. Производство самолетов в России резко упало, а учебных машин в течение двух лет вообще не строили. Но в 1920 году о проекте вспомнили и сделали второй вариант, уже с передним мотором, получивший обозначение П-4бис. Самолет получился весьма удачным. Среди его достоинств отмечалась возможность быстрой разборки и сборки для облегчения транспортировки, а также - то, что на него можно было ставить самые разные моторы воздушного охлаждения мощностью от 70 до 120 л.с. Со слабым движком аппарат годился для начального обучения, а с более сильным - для отработки сложных приемов пилотажа.

К тому времени аэропланы заднемоторной схемы уже считались морально устаревшими, в ВВС РККА их почти не осталось, поэтому к варианту П-4 с задним расположением двигателя решили не возвращаться, а в серию запустили только переднемоторную модификацию. Всего построили порядка 40 таких самолетов, которые использовались в советских летных школах до конца 1920-х годов. Ну а самого Пороховщикова в 1940 году арестовали. а в 1941-м - расстреляли как "врага народа".

Учебный перевертыш p4-2
П-4бис на лыжном шасси.

Учебный перевертыш p4-7

Учебный перевертыш image

Учебный перевертыш image (1)
Неудачная встреча на аэродроме П-4бис с военным "Де-Хэвиллендом" DH-9.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Значит ли, что убийство лося гораздо страшнее нападения войной на братскую страну?! В 4 утра. В новогоднюю ночь. ...
Возвращался сегодня с работы домой, и набрёл на съёмки какого-то сериала рядом с любимым суши-баром. Впервые в жизни смог с довольно небольшой дистанции понаблюдать за тем, как снимают такие вещи. Оказалось довольно интересно. Первое, что привлекло моё внимание, это несколько старых ...
"В первой половине 2011 года сумма вознаграждения членам совета директоров ОАО КАМАЗ состоящего из 11 человек и правления из 8 человек, включившая в себя бонусы и другие выплаты составила 29 миллионов рублей " - отмечается в сообщении. Чистая ...
Оливия Уайлд с сыном в понедельник на улицах Манхэттена. ...
Продам недорого мебель б\у, состояние нормальное,использовалась как торговое оборудование,самовывоз р-н Новые Дома. Звоните,торг уместен 0956889140 0632110670 Лара ...