рейтинг блогов

Невезучая "Украина"

топ 100 блогов vikond6507.03.2022 Невезучая Украина

Нет, упаси Бог, речь пойдет не о нынешних событиях, о которых я зарекся писать, а о том, что ровно 65 лет назад, 7 марта 1957 года, впервые поднялся в воздух четырехдвигательный турбовинтовой авиалайнер Ан-10 "Украина", разработанный киевским КБ под руководством Олега Антонова. Самолет спроектировали очень быстро для столь крупной и сложной машины, поскольку за основу был взят двухдвигательный военно-транспортный Ан-8.

В мае 1956 года был представлен эскизный проект, в ноябре - утвержден макет, а уже через три месяца из сборочного цеха выкатили готовый образец. Впоследствии эта спешка вышла боком, поскольку сокращение сроков разработки произошло, в частности, за счет уменьшения объема прочностных испытаний.

Летные испытания также прошли по ускоренной программе. В конце 1957-го взлетел первый серийный экземпляр, а в июле 1959-го началась регулярная эксплуатация Ан-10 на одном из самых напряженных "курортных" маршрутов Москва - Симферополь. По мере постройки новых машин их начали ставить и на другие рейсы. Всего в 1957-60 годах было построено 108 экземпляров Ан-10 и его моификации Ан-10А, в которой число пассажирских кресел увеличили со 100 до 112.

За счет плотной компоновки Ан-10А получился самым выскорентабельным советским авиалайнером тех времен. Себестоимость перевозки пассажиров на нем была гораздо ниже, чем на Ту-104 и Ту-134, а билеты - дешевле. Но пассажиры недолюбливали эту машину. Сам я ее уже не застал, однако, мне доводилось общаться с людьми, которые летали на "Украине" и поругивали ее за тесноту и духоту в салоне, а также говорили, что у нее были нелестные прозвища "сарай" и "скотовоз".

С надежностью и безопасностью дела тоже обстояли неважно. За 12 лет эксплуатации Ан-10 и Ан-10А с ними произошли три серьезные аварии и 10 катастроф, приведших к к гибели людей. Как минимум, восемь из них были обусловлены техническими причинами, в том числе - конструктивными дефектами. А после крупнейшей катастрофы под Харьковом 18 мая 1972 года, в которой погибли все находившиеся на борту - 115 пассажиров (трое маленьких детей летели без билетов) и 7 членов экипажа, дальнейшую эксплуатацию "Украины" в пассажирском варианте запретили.

40 из 67 машин, использовавшихся "Аэрофлотом", в 1973 году отправили на слом. а остальные приспособили для грузовых перевозок. Но в 1976 году их тоже утилизировали. Несколько экземпляров, переданных в ВВС, летали до 1980 года. Несмотря на дурную репутацию, "Украина" в 1960-е годы стала рекордсменом "Аэрофлота" по пассажирообороту, перевезя за 10 лет более 35 миллионов человек.

На заставке - первый опытный экземпляр Ан-10 во время испытаний в 1957 году.

Невезучая Украина Схема пассажирского салона Ан-10.
Невезучая Украина Ранний и более поздний варианты окраски Ан-10А.

Невезучая Украина
Ан-10А с дополнительными килевыми шайбами на концах стабилизатора. Впоследствии их заменили на подфюзеляжные аэродинамические гребни.

Невезучая Украина
Большинство Ан-10 и Ан-10А принадлежало Украинскому управлению "Аэрофлота". На фото - одна из этих машин в львовском аэропорту.

Невезучая Украина
Ан-10А в Монинском авиамузее.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Бывало, бухгалтер Василий Андреевич подойдёт к ней после работы, ущипнёт: "А не ...
Уже больше 4 миллионов просмотров набрало видео с девушкой из Кишинева, которая не смогла найти на стоянке свой Мерседес и долго пыталась открыть чужой. Не помог и звонок другу. комментариях ноль процентов осуждения, сто процентов понимания. И куча историй о том, как люди тоже ...
На выходных катастрофически не хватает времени на жж. Так, одним глазком, заглядываю во френдленту. Наконец-то перечитал все комментарии. Сперва кинулся было всем отвечать, а потом плюнул и решил написать еще один пост, что бы окончательно закрыть эту тему. Обойдемся одним моральным аспе ...
проснулся нынче утром аффтар достаточно рано. Ибо разбудили звонком телефонным одним очень важным. Пришлось важные вещи на иностранных языках обсуждать еще не проснувшись толком. А аффтар, токмо глаза продрамши, покуда кофе не выпил и не ...
В опросе от 28 февраля про перемирие на Донбассе лишь 1 из 21 участника ответил, что перемирие не будет нарушено. Вопрос лишь в сроках. Добровольческие нацбатальоны, как говорится, просят огня. Они его, конечно же, с лихвой получат. Будут новые котлы и новые жертвы. Для этого в США уже за ...