
Невезучая "Украина"


Нет, упаси Бог, речь пойдет не о нынешних событиях, о которых я зарекся писать, а о том, что ровно 65 лет назад, 7 марта 1957 года, впервые поднялся в воздух четырехдвигательный турбовинтовой авиалайнер Ан-10 "Украина", разработанный киевским КБ под руководством Олега Антонова. Самолет спроектировали очень быстро для столь крупной и сложной машины, поскольку за основу был взят двухдвигательный военно-транспортный Ан-8.
В мае 1956 года был представлен эскизный проект, в ноябре - утвержден макет, а уже через три месяца из сборочного цеха выкатили готовый образец. Впоследствии эта спешка вышла боком, поскольку сокращение сроков разработки произошло, в частности, за счет уменьшения объема прочностных испытаний.
Летные испытания также прошли по ускоренной программе. В конце 1957-го взлетел первый серийный экземпляр, а в июле 1959-го началась регулярная эксплуатация Ан-10 на одном из самых напряженных "курортных" маршрутов Москва - Симферополь. По мере постройки новых машин их начали ставить и на другие рейсы. Всего в 1957-60 годах было построено 108 экземпляров Ан-10 и его моификации Ан-10А, в которой число пассажирских кресел увеличили со 100 до 112.
За счет плотной компоновки Ан-10А получился самым выскорентабельным советским авиалайнером тех времен. Себестоимость перевозки пассажиров на нем была гораздо ниже, чем на Ту-104 и Ту-134, а билеты - дешевле. Но пассажиры недолюбливали эту машину. Сам я ее уже не застал, однако, мне доводилось общаться с людьми, которые летали на "Украине" и поругивали ее за тесноту и духоту в салоне, а также говорили, что у нее были нелестные прозвища "сарай" и "скотовоз".
С надежностью и безопасностью дела тоже обстояли неважно. За 12 лет эксплуатации Ан-10 и Ан-10А с ними произошли три серьезные аварии и 10 катастроф, приведших к к гибели людей. Как минимум, восемь из них были обусловлены техническими причинами, в том числе - конструктивными дефектами. А после крупнейшей катастрофы под Харьковом 18 мая 1972 года, в которой погибли все находившиеся на борту - 115 пассажиров (трое маленьких детей летели без билетов) и 7 членов экипажа, дальнейшую эксплуатацию "Украины" в пассажирском варианте запретили.
40 из 67 машин, использовавшихся "Аэрофлотом", в 1973 году отправили на слом. а остальные приспособили для грузовых перевозок. Но в 1976 году их тоже утилизировали. Несколько экземпляров, переданных в ВВС, летали до 1980 года. Несмотря на дурную репутацию, "Украина" в 1960-е годы стала рекордсменом "Аэрофлота" по пассажирообороту, перевезя за 10 лет более 35 миллионов человек.
На заставке - первый опытный экземпляр Ан-10 во время испытаний в 1957 году.



Ан-10А с дополнительными килевыми шайбами на концах стабилизатора. Впоследствии их заменили на подфюзеляжные аэродинамические гребни.

Большинство Ан-10 и Ан-10А принадлежало Украинскому управлению "Аэрофлота". На фото - одна из этих машин в львовском аэропорту.

Ан-10А в Монинском авиамузее.
|
</> |
