
История одного героя


25 февраля я решил, что не буду освещать в своем журнале военно-политический кризис на Украине, поскольку я считаю ошибочным массированное применении Россией военной силы для разрешения этого кризиса. Но это решение не относится к описанию и анализу фактологии боевых действий в воздухе. Как говорится, положение обязывает, коль скоро мой журнал называется "Авиамастер".
Правда, этой самой фактологии довольно мало, поскольку украинская авиация в боевых действиях фактически не участвует. Тем не менее, 28 февраля вышел указ президента Зеленского о присвоении звания героя Украины летчику-истребителю полковнику Александру Оксанченко, якобы погибшему в воздушном бою, "отвлекая на себя вражескую авиацию". Формулировка, мягко говоря, довольно странная. От кого, зачем и каким образом он ее отвлекал?
Между тем, согласно российским данным, с момента начала конфликта никаких воздушных боев над Украиной не было и ни один российский летчик не претендовал на воздушные победы в этих мифических боях. Во всяком случае, в открытых источниках такая информация не не проходила, а поводов ее секретить я не вижу. Так, с кем же вел бой геройский полковник, которого украинское информагентство УНИАН без ложной скромности назвало "лучшим летчиком-истребителем в мире"?
Я почти на 100% уверен, что реальным виновником его гибели стала украинская ПВО. В ночь с 24 на 25 февраля на район малоэтажной индивидуальной жилой застройки на окраине Киева рухнул украинский истребитель Су-27. На одном из снимков обломков этой машины отчетливо видны следы от поражающих элементов зенитной ракеты, то есть самолет не сам упал, а был сбит. Никаких ЗРК, кроме украинских, там, естественно, не могло быть.
Фамилию пилота этой машины украинские власти до сих пор не объявили, хотя, она им, разумеется, прекрасно известна. И у меня есть все основания предположить, что эта фамилия - Оксанченко, поскольку о каких-то других сбитых в ходе конфликта Су-27 или МиГ-29 пока ничего не сообщалось. Таким образом, он стал жертвой "дружественного" огня.
Может возникнуть вопрос: почему не сработала система автоматического распознавания "свой-чужой"? Ответа на него у меня нет. Возможно, она была отключена или неисправна, что неудивительно, учитывая древний возраст украинской авиационной и зенитно-ракетной техники, произведенной еще во времена СССР.
Кстати, про Оксанченко пишут, что единственными боями, в которых отличился этот "лучший в мире истребитель", были бомбардировки и ракетные обстрелы городов и сел Донбасса летом 2014 года. В частности, есть неподтвержденная украинской стороной информация, что именно он сидел в кабине МиГ-29, нанесшего 2 июня 2014-го ракетный удар по центру Луганска, при котором погибли восемь мирных жителей, в том числе три женщины, а еще 28 человек получили ранения.
Украинцы эту информацию не комментируют, а все фамилии летчиков, участвовавших в так называемой "антитеррористической операции" тщательно засекречены. Впрочем герою Украины Александру Оксанченко это уже без разницы.
На заставке Александр Оксанченко (в рамочке) среди летчиков крымской авиабазы Бельбек, вышедших в начале марта 2014 года протестовать против занятия базы "вежливыми людьми". Вскоре он вместе с авиаторами, выразившими желание продолжить службу в ВСУ, выехал на Украину.

Самолет, упавший в Киеве ранним утром 25 февраля. По характерной двойной "юбке" сопла двигателя АЛ-31Ф легко угадывается Су-27. Характер и расположение обломков говорят о том что истребитель падал плашмя, очевидно, в плоском штопоре. Об этом же свидетельствует почти неповрежденный и лежащий на поверхности стеклопластиковый обтекатель антенны РЛС на левом нижнем снимке.


Фонарь кабины сбитого истребителя в характерных цветах украинского камуфляжа. На левом фото хорошо видны пробоины от поражающих элементов зенитной ракеты. Предположительно, это был "Бук".

"Официальный" снимок полковника Оксанченко. Кстати, на момент гибели ему было почти 54 года, что для истребителя является далеко запенсионным возрастом. Обычно их гораздо раньше отстраняют по медицинским показателям от связанных с большими перегрузками полетов на сверхзвуковых машинах. То, что он продолжал служить, очевидно, свидетельствует об остром дефиците кадров в ВВС ВСУ.
|
</> |