У Гэддиса тоже может быть путаница в голове
lafeber — 01.06.2023 Теги: ГорбачевВот он пишет в 2005 про развал СССР следующее:
«Yeltsin quickly abolished the Communist Party of the Soviet Union and confiscated all its property. He also disbanded the Congress of People’s Deputies, the legislative body Gorbachev had created, and installed in its place a council composed of representatives from the remaining republics of the USSR. It in turn recognized the independence of the Baltic States, which led the Ukraine, Armenia, and Kazakhstan to proclaim their own. Gorbachev’s authority evaporated as Yeltsin repeatedly humiliated him on national television. And on December 8th, Yeltsin signed an agreement with the leaders of the Ukraine and Byelorussia to form a “Commonwealth of Independence States”.
Я отнюдь не помню досконально все бюрократические прыжки того сезона сериала «Игры советских престолов». Мне самому приходится сверяться со шпаргалкой, чтобы вспомнить из каких частей тогда состоял реформированный Верховный Совет СССР или когда Горбачев заставил Ельцина покинуть партийный пленум, тропою искупления, в одном рубище, остриженным от своих прежних постов, сквозь улюлюкающую толпу депутатской черни. Но выделенные слова намекают на наличие ошибки, требуя перепроверки.
Гэддис пишет, что Ельцин распустил СНД (что правда, но только какой СНД?) и создал вместо него некий совет представителей республик (хм..), который в свою очередь признал независимость Прибалтийских республик. Так как даже пионеры знают, что Ельцин распустил СНД в 1993 году, то никакой Совет вместо него не мог признать независимость Прибалтики, так как это уже было сделано в 1991 году. На лицо ошибка в изложении последовательности исторических фактов. Требуется разбираться.
Начинаем сначала. СНД тут Совет народных депутатов СССР, а не СНД РФ. СНД СССР самораспустился 5 сентября 1991 по предложению Горбачева. Начался переходный период с временными органами управления. Ельцин СНД СССР не распускал. [Возможно, что Гэддис тут впопыхах смешивает два СНД, из 1991 и 1993 годов]. Вместо СНД СССР был создан временный Государственный Совет СССР, состоящий из 13 человек (главы оставшихся республик и президент СССР). Не Ельцин создал этот «совет представителей республик», а Указ Горбачева от 5 сентября. Этот Госсовет СССР сразу же, 6 сентября 1991, признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии.
Гэддис пишет, что это решение от 6 сентября 1991 подтолкнуло УССР к объявлению своей независимости (не только лишь суверенитета), но ведь провозглашение состоялось 24 августа 1991. Я не критикую американского историка за такие ошибки. Я сам бы на его месте запутался в этих институциональных финтах.
СНД СССР, как и Верховный Совет СССР, был законодательно-представительным органом. Это три палаты в одном органе. То есть, одновременно и законы принимал и управлял страной. Такой советский атавизм, с которым, очевидно, принялся бороться Горбачев, которому потребовалось четко развести две ветви власти. Временный Госсовет СССР же выглядит как сугубо исполнительной ветвью власти. Хотя СНД СССР распустился, ВС СССР продолжил функционировать, пусть и реформированном виде. Обе его палаты стали называться по-другому и формироваться по немного измененным квотам. Обе палаты продолжали свою законотворческую и представительскую деятельность. До горбачевских реформ так и было: двухпалатный ВС СССР является номинальной высшей властью в СССР, Совет министров СССР подчиняется ВС СССР, а Партия как бы существует параллельно и отдельно. Классическое советское двоевластие.
После указа он 5 сентября 1991 была восстановлена двухпалатность ВС СССР, но Партии и Политбюро уже не было на горизонте: их не распустили, но они резко ушли в тень, потеряв в значимости и сдав свои позиции в органах управления. Горбачев вовремя соскочил с этого тонущего корабля на пост президента СССР (через ВС и СНД СССР). Распустив СНД СССР, Горбачев тем самым рисковал потерять часть своей легитимности: его ведь выбрал СНД СССР. Но ВС СССР продолжил существовать с декларируемыми представительными (исполнительными) функциями. Теоретически в случае чего Горбачев мог договориться с Лукьяновым и тот бы уступил тому место Председателя ВС СССР. И тогда Горбачев, словно Эрдоган, прыгал бы с одной ветки власти на другую, туда и обратно, в зависимости от ситуации.
Возвращаясь к утонувшей Партии. Свято место пусто не бывает. Временный Госсовет СССР, как кажется со стороны, заполнил вакуум, оставшийся после заката Политбюро ЦК КПСС, сделав решительную заявку на исполнительное лидерство. На сей раз у Госсовета СССР была явно выраженная исполнительная функция: Горбачев потерял Партию и ее способность тайком и опосредованно влиять на кадровые назначения Верховного Совета; следовательно, ему потребовалось упростить систему распределения властных полномочий; сделать ее более короткой, грубой и утилитарной; он не мог позволить себе терять время и силы на манипулирования Верховным Советом и поддержание мишуры двоевластия; президент отныне напрямую принимает исполнительные решения, а не дергает за ниточки в ВС СССР.
Также в отличие от Политбюро Госсовет СССР имел яркий республиканский профиль. Это кардинальное отличие. Произошло усиление роли республик в управлении исполнительной власти. Нечто отдаленно похожее было в 1944, когда республики принялись строить свои собственные НКИДы, или в 1953 году, когда Мир Багиров, персек АзССР, стал кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС, но не продержался там и полгода. В Политбюро мы имели, скорее всего, отраслевой-министерский профиль.
Остается еще Совет министров СССР. Это сугубо исполнительный орган, который ранее номинально подчинялся ВС СССР. Но в начале 1991 Горбачев его переименовал в Кабинет министров СССР и переподчинил себе (президенту СССР). Получается так, то он отнял его у ВС СССР, который потерял тем самым часть своей «исполнительности». У Госсовета СССР контроля над новым Кабинетом министров СССР не было.
Итого, все действия Горбачева в конце 80-х выглядят как реформа Верховного Совета СССР. Отход от системы «двух ветвей» (ВС и судебная власть; Партия как бы сама по себе) к общепринятой системе «трех властей»: Правительство, парламент, суд. Ему пришлось с нуля создавать исполнительную власть, отнимая полномочия у ВС. Но, как мы видим, ВС так и не был полностью лишен, по крайней мере на бумаге, своих представительских (исполнительных) функций. Эта горбачевская реформа не была доведена до конца.
Эта свистопляска институтов продолжалась не больше пяти месяцев. Удар милосердия по СССР был нанесен Верховным Советом СССР. Одной из его двух палат - Советом республик (бывший Совет национальностей). Оставшиеся в нем пять делегаций – казахи, туркмены, таджики, киргизы и узбеки – 26 декабря прекратили существование СССР и выключили за собой свет. Достойные наследники Тимура, разрушителя империй.
|
</> |