669. ОСНОВНАЯ
ПРОБЛЕМА
Во время присуждения премии Листьева Леонид Парфёнов сделал смелый
шаг (действительно смелый).
Листьев был довольно беспринципным и в общем аполитичным
тележурналистом с большими коммерческими амбициями. Но он был
интеллигентом, причём непуганым (выросшим на застойных Чебурашке и
Винни Пухе). А политикой и финансами в РФ заправляли уголовники и
международные авантюристы. В момент линяния из интеллигента в
проходимца Листьева чпокнули. Ещё в интеллигентском подъезде и с
ещё интеллигентскими мыслями в голове. «Ещё» - потому что «бытие
определяет сознание» является гиперболой (правдивой, но гиперболой)
только для западного общества. Для «эсесера» это точный диагноз.
Идеального-то мира (высших побуждений) нет. Что в руки дали, то и
есть. В руках гаечный ключ – рабочий. Поллитровка – алкоголик.
Книжка – интеллигент. Партбилет – коммунист. Пачка акций – буржуй.
Но конечно для трансформации (удивительно быстрой) нужен всё-таки
некий временной зазор. Листьева убили во время зазора и люди с
книжками поняли – ОНИ убивают НАШИХ. К 2010 зазор проехали
настолько, что само воспоминание о книжках - позор. Ну что думают
познеры, любимовы и сагалаевы, смотря старую хронику о
Листьеве?
- А рубашка-то, госссподи... На трупе носок виден – штопанный! А
жил где – сарай без домофона. Гроб долларов двести стоит, не
больше. Позор!
И ёжатся в мерсах и бентли, смутно вспоминая холодок не очень
благополучной молодости.
Поскольку идущий на повышение материалист является непуганным
гиперхамом, уминающим полуметровый бутерброд с чёрной икрой посреди
бразильских фавел (его ещё не обслужили, а сам он из-за
материализма о будущем обслуживании не догадывается), то
присуждение премии имени убитого интеллигента обставили
соответствующим образом.
В качестве мизансцены выбрали антураж дорогого ресторана с варьете,
на столы разложили вино и фрукты, люди пришли во фраках. Точнее не
люди, а расплывшиеся «нечты» - с глазами, осоловевшими от
обжорства. «Нечты» отдалённо напоминали бывших коллег Листьева.
Несомненно Листьев сам бы превратился в что-нибудь подобное. Но не
успел, и остался в другой социальной страте. Поэтому возник
очевидный диссонанс, весьма похожий на типичную сценку из
советского кинематографа: заплывшие нэпманские хари, жрущие поросят
и поющие «Мы молодая гвардия рабочих и крестьян». Нэпманам хочется
плюнуть в рыло прямо из зрительного зала.
Плевок последовал – от эстета Парфёнова. «Не вынесла душа поэта».
Очевидно, что реакция была спонтанной, слова выдумывались на ходу
(то бишь, написаны за пять минут до выступления).
В таких ситуациях личность человека и раскрывается. Наступает
момент истины.
Вот тут и стали видны Проблемы постсоветской интеллигенции.
Во-первых, выяснилось, что маститый журналист Парфёнов не умеет
писать. ВООБЩЕ.
В советской школе поразительную деградацию претерпела культура
изложения. А основа учёбы не «школьное сочинение», а «школьное
изложение». Сочинять школьник всё равно не в состоянии, и все его
сочинения это списанные или выученные наизусть чужие мысли. Фикция.
А вот самостоятельно излагать он научиться может, и, если получил
аттестат, – обязан. Прочитал сказку «Маша и медведь» - изложи.
Своими словами, коротко и складно. Про «образ
трансбисексуалогической элоквенции, отображённый в досакральной
притче» не надо ля-ля травить. В школе учат не на придурка, а на
человека. Так что говори по сути. Мол, так и так: «Жила девочка
Маша. Потерялась в лесу. Нашла пустую избушку, зашла.». И т.д.
Парфёнов этого сделать не в состоянии. До слёз. ИМПОТ.
- Значит жила, будем так говорить, Маша. В таком разрезе. Вот. Там,
в общем, с избушкой заморочки. В прямом и переносном смысле...
Потом медведь. По медведю надо институционно определиться.
Маргиналий. Давайте так с вами условимся, что они познакомились.
Если коротенько, то в короб Машу поклал. Короб ну это на три
четверти по спектру типа сумки – за плечами носить. Тренд.
Эээ...
- Бээээ.
Речь (написанная!) Парфёнова состояла из такого вот мусорного
канцелярита:
«Кашину сделали очередную операцию, хирургически восстановили в
прямом и переносном смысле этого понятия лицо российской
журналистики... Маргинальная вроде среда начинает что-то менять в
общественной ситуации, формирует новый тренд... Журналистские темы,
а с ними вся жизнь, окончательно поделились на проходимые по ТВ и
непроходимые по ТВ... за всяким политически значимым эфиром
угадываются цели... Институционально это и не информация вовсе, а
властный пиар или антипиар... Институционально корреспондент тогда
и не журналист... Замалчивается до четверти спектра общественного
мнения.... Возможны показы и вовсе без инфоповодов ... одна из
главных причин драматичного спада телесмотрения у самой активной
части населения... люди нашего с вами круга...»
Это что, образованный человек? А на вручении было сказано, что
"Парфенов лучший в профессии. И здесь нет ни одного человека,
который бы придерживался другого мнения".
Парфёнов отличный конферансье, может быть за счёт этого он может
взять среднего качества интервью. И всё. В проекте «Намедни» он был
говорящей головой, но при чём здесь журналистика и публицистика? Я
сам с удовольствием смотрел серию передач о 60-х-80-х годах. Это
было точное попадание, когда советскому человеку пересказывали АЗЫ
того, что произошло с ним и его поколением. Потому что до этого он
всю жизнь жил в информационном вакууме. Парфёнов удачно имитировал
западного журналиста, стоящего над схваткой и, не смотря на
иностранное происхождение, довольно точно рассказывающего про наше
внутреннее житьё-бытьё. Но это была заслуга не столько Парфёнова,
сколько обстоятельств. ТОГДА поверхностность и блеф только играли
на руку. А как ещё НАЧАТЬ? Человек становится взрослым, сначала
играя во взрослого.
Но эпоха подросткового пересменка закончилась, и что мы видим?
Взрослые слова говорит умственный ребёнок, и при обстоятельствах
совершенно несообразных. Например, полученную премию (в миллион
рублей) Парфёнов присудил сам себе, так как входил в жюри. Уже это
вызвало бы в культурной стране хохот и позорный провал всей затеи.
Потому как это вообще неприлично, а с этого ещё и начали – премия
Листьева присуждалась в первый раз.
Представьте, что Солженицын учредил премию борцов с тоталитаризмом,
потом устроил шоу в фешенебельном отеле и под фанфары присудил
Оскара в телогрейке самому себе. Люди бы посмеялись и разошлись.
«Больной человек».
Не меньшей несообразностью была адресация речи. Парфёнов сделал
своим коллегам кошку-бяку и поставил их в неловкое положение. Может
быть, они того и заслуживали, но зачем тогда входить в этот круг и
в этом круге жить? И как потом смотреть людям в глаза? Тем не
менее, я уверен, что Парфёнов смотрит и моргает. «А чо
такого-то?»
Более того, многие обслуженные только покрякивают. «Салют
неожиданностей» входит в меню нуворишей. Это для культурных людей
сознательное нарушение ритуала худший вид оскорбления, одновременно
означающий уход из корпорации. А ритуал самозванцев самопальный,
скатёрку можно и сдёрнуть. «Карнавализьм».
Тут, кстати, в плюс Парфёнову идёт, что он всё же явно стеснялся
содеянного и весь апломб профессионального конферанса с него слез
мгновенно. Читал он речь боком и скороговоркой, со съехавшим
галстуком.
Но дело не в этом, дело «во-вторых». В конце концов, владение
письменной речью вещь для журналиста определяющая, но не фатальная.
Таков парадокс профессии. Чучундра из «Мамаши Кураж» вообще была
немой, но журналистский долг выполнила. Иногда правда - просто удар
в барабан. Справится и подросток.
Подросток не справился.
Правда проста и очевидна, в этом её бессилие по сравнению с ложью.
Но зато сшибить правду с катушек невозможно. Цена правде копейка, а
замазать её никаких миллиардов не хватит. Посему так и сильно
слово. ЛОГИЧНОЕ слово. Когда сказано: «Если А равно Б, а Б равно С,
то А равно С», - то хоть ходи караморой, хоть бейся головой о
тротуар ничего не изменишь. ПРАВДА.
А с чего начал свою правду Парфёнов?
«До нападения на него Олег Кашин для федерального эфира не
существовал и не мог существовать. Он в последнее время писал про
радикальную оппозицию, протестные движения и уличных молодежных
вожаков, а эти темы и герои немыслимы на ТВ».
Но ведь все знают, что Кашин карьерист, причём довольно
беспринципный. Он делает быструю карьеру в официальных СМИ, и если
его не показывали по ТВ, то только потому, что он ещё туда не дорос
(а вот теперь и дорос).
Одним из его коньков являлись восторженные материалы о бывшей
советской номенклатуре, в связи с чем произошёл забавный
курьёз.
Как известно, три года назад пьяная мразь Ольшанский вышвырнул меня
(пожилого бедного литератора) на улицу. Причём без причин, а так,
«голова болела». Дедушка подвернулся в понедельник под руку.
Редакция встретила «происшествие» со злобным хохотом и больше всех
хохотал Кашин.
Потом Кашин узнал, что я где-то как-то имею отдалённые родственные
связи с членом Политбюро. Тут же его отношение ко мне резко
изменилось. Видимо батяня отвесил тяжёлой рукой подзатыльник. Типа,
на кого руку поднял, это ОНИ. Как только он уяснил, что я это они
(не они), тут же пошло: «Ну что же, Дмитрий Евгеньевич хорошо
пишут. Извините, не знал».
Кашин, ты не знаешь, до какой степени я хорошо пишу. Но это не
проблема. Ты не узнаешь этого никогда. Вот это Проблема.
Об эту проблему биться вам, советские, не 10 лет и не 20. А всю
жизнь. ПРИГОВОР.