Творчество = одиночество?

Хочется поговорить о больном для меня вопросе.
Смотрю и читаю очень успешных и горящих своим творчеством людей, и вырисовывается такая картина. Они лучше всего творят, когда их оставляют в покое. Их не очень-то хотят оставлять в покое, поэтому полжизни они воюют за свой покой. Многие, по стечению обстоятельств, рано создали семью и родили детей. Далее их первых примерно 8 лет жизни ребенка попрекают, что они - плохие родители, и их творчество, карьера и достижения им важнее, чем семья и дети. (А если это - женщина, то хозяйство.)
Они детей любят, но много лет плачут в подушку. Чувствуют себя виноватыми, но не могут разжать хватку и перестать творить, потому что одержимы своим делом, либо чувствуют, что без него пропадут совсем. (На этом месте я им люто завидую.) Потом обычно происходит развод. Их супруги, если доводится их послушать, кричат, что они - инфантильные, нарциссичные, эгоцентричные люди, которые думают только о своем удовольствии, и не желают жить взрослой жизнью. (Независимо от того, сколько финансового успеха принесло это творчество.)
Потом приходит фаза одиночества - попытки пережить развод, дотянуть до взрослого состояния ребенка, не потеряв с ним окончательно связи. И параллельно - все те же отчаянные попытки творить. (Опять завидую.) Потом наступает фаза счастья и взлет - наконец человека оставили одного! Ребенок вырос, супруга больше нет рядом. Сколько-то лет (или десятков лет) плодотворной работы. Потом иногда находится новый спутник жизни. "Понимающий". Но, опять же - с ним уже детей не растить. Чаще всего такие люди уже и не съезжаются. Либо там такой понимающий и поддерживающий новый спутник жизни, которому хватает того, что этот человек может дать. Обычно - такой же увлеченный своим делом. И они соглашаются на отношения только тогда, если очевидно, что места для творчества оставили достаточно. Если присмотреться, большинство на самом деле одни, по сути. И им так лучше. Это касается, кстати, и вас, и вашей мамы. Я убеждена, что на самом деле вы - одни. Это очень здорово, что у вас есть любимые мужчины. Но вы с ними не живете, не делите быт, нету общих детей.
И у меня вопрос: а по-другому вообще бывает? Возможно ли вообще жить в семье, с детьми, заниматься хозяйством, бытом, и при этом по-настоящему круто творить? Реализовать себя в творчестве на 100%? Заниматься этим так, чтобы хватало?
И сразу тут сделаю поправку: я про женщин! Мужчин знаю, у которых всю жизнь семья и дети, и арт на 100%. Но от мужчин не так требуют присутствия в семье. Они домой приходили поздно, детьми занимались мао, и это ОК. Женщина все еще не может себе такого позволить в семье. Или может?
Кто-нибудь видел вообще такое? Или творческая самореализация для женщины - это всегда одиночество?
***
Здравствуйте!
Я прямо задумалась. Если честно - я такие семья знаю, но все они живут в Европе. Тут как-то и мужчинам и женщинам, многим, уже хватает эмансипации, чтобы признать потребности всех членов семьи. В том числе и в самореализации. И давать всем развиваться и работать, и помогать вместе нести все остальные обязанности, связанные с семьей.
За пределами Европы, и среди людей поколения моих родителей или еще старше, я, к сожалению, ни единого такого случая вспомнить не могу. Всегда либо творчество (по мнению самой женщины) в итоге пострадало, и значительная часть собственных амбиций была принесена в жертву семье, либо семья развалилась. И да, похоже на описанный вами сценарий.
Кстати, знаю (в том числе и в России и у представителей старшего поколения) много случаев, где женщине дали на всю катушку развернуться в бизнесе или в какой-то карьере. И тут и дети и семья не помеха. Знаю именно женщин со своим бизнесом, или директоров, врачей на высоких постах, ученых. Тут - пожалуйста. А так называемых представителей творческих профессий - не могу вспомнить. (Мне на самом деле не очень нравится это выражение, потому что я вообще-то все профессии считаю творческими, ти.к. творчество присутствует везде, где человек сталкивается с нестандартными задачами. Но тут мы все с вами понимаем, о чем речь, можно это еще "художественными" профессиями назвать.)
И тут я задумалась - почему так? Не достаточно серьезно относятся к таким профессиям до сих пор? Считают это чащзе забавой, и только изредка (и видимо нечаянно) - занятием, способным прокормить?
Или может быть здесь происходит столь популярная ошибка, когда человек, в силу собственных особенностей, видит только определенную выборку людей? А других вокруг столько же, просто он их не видит? Друзья, скажите, что это просто я очевидных вещей не вижу? Кто из вас готов оспорить все описанное выше, и привести примеры женщин, ставших успешными в творчестве, так, чтобы не пришлось принести этому в жертву семейное счастье?
|
</> |