рейтинг блогов

Монастыри в XII-XIX веках - беда русской земли: ростовщичество, винопитие,

топ 100 блогов atheism-vestnik20.03.2025

В средневековой Руси ростовщичество в монастырях было распространённой практикой и, хотя оно официально осуждалось, но духовенство занималось подобной деятельностью. В долг давали как деньги, так и натуральные продукты – пшеница, рожь, овёс, обычно сроком на один год.

К XVII веку церковное ростовщичество оформилось в полноценную финансовую систему, появился вторичный рынок займов, когда монастыри перекупали друг у друга должников, взимали проценты на проценты, а не выплатившие долг крестьяне становились крепостной собственностью монастырей.

Русский церковный и политический деятель, публицист XVI века, насельник Кирилло-Белозерского монастыря Вассиан (Патрикеев) писал:
«Мы, волнуемые сребролюбием и ненасытимостью, всевозможным способом угнетаем братий наших, живущих в селах, налагая проценты на проценты» (Ростиславов Д.И. Указ. соч., С. 28)
Фрагмент картины «Монастырская трапеза»Василий Перов. 1876. Фото из открытого доступа
Фрагмент картины «Монастырская трапеза»Василий Перов. 1876. Фото из открытого доступа




Монастыри тормозили развитие России

В результате ростовщической деятельности монастырей, в стране сложилась беспрецедентная в мировой истории социальная ситуация. Монастыри методично, не имея конкурентов, накапливали мёртвый капитал и постепенно душили нарождающееся мануфактурное производство и хозяйственную деятельность. Они играли роль тупиковых банков, которые не вкладывали деньги в экономику, накапливая паразитарный капитал.
При этом сокращалась товарно-денежная масса, а закабалённое население было их неоплатными должниками и уже не могли быть ни покупателями, ни продавцами.

Обложенное долгами население, уже не могло думать о каких-то радостях жизни, семейных ценностях, и только ярость иногда прорывалась в виде бунтов и массовых побегов с монастырских земель, а государство при этом вводило сыск беглых крестьян, так называемые урочные лета, а в 1649 году Соборным уложением был введён бессрочный сыск беглых.

Монастыри были как злокачественные опухоли на теле государства, которые отравляли жизнь простого народа.

(Г.Макаров. Русская церковь в эпоху торгового капитала.М.1930
Н.Федорович. Социально-экономическая политика русских монастырей
XV-XVI в.
Е.Грекулов. Ростощичевская деятельность русской церкви. Атеист 1928г.)

Борьба с пьянством в монастырях

Первым бороться с пьянством в монастырях стал избранный на Руси царь Иван Грозный, который в 1551 году созвал церковный собор, вошедший в историю, как Стоглавый (его решения были сведены в 100 глав).

Собор не только унифицировал все обряды, но и поставил задачу улучшить нравы духовенства, и борьба с пьянством в монастырях была предметом особой заботы Стоглавого собора. Правда, осуждали лишь злоупотребление хмельными напитками, а не их употребление. На соборе говорили, что издавна монахи пили вино, но «в славу божию», умеренно - по одной, две, три чаши. Теперь же в русских монастырях установился неписаный закон: «...аще имеем питие пьянственное, не можем воздержатися, но пием до пьянства». Поэтому монахам было запрещено употреблять водку («горячее вино») и дозволены квас и виноградные («фряжские») вина.
Протопопам (старшим священникам) предписано было следить, чтобы рядовые священники «не билися и не лаялися и не сквернословили и пияни бы в церковь и во святый олтарь не входили, и до кровопролития не билися». Такое правило было необходимо ведь в царских вопросах рассказывалось, что попы «в церкви всегда пьяни и без страха стоят и бранятся и всякие речи неподобные всегда изо уст их исходят», что они «в церквах бьются и дерутся промеж себя».
Фрагмент картины «Монастырская трапеза» Василий Перов. 1876. Фото из открытого доступа
Фрагмент картины «Монастырская трапеза» Василий Перов. 1876. Фото из открытого доступа

Почитайте 52 правило Стоглавого собора, там всё это описывается, оно есть в свободном доступе.

Самое интересное, что государству от этой праздной монастырской жизни ничего не перепадало. Царь на Стоглавом соборе заикнулся, конечно, о призрении нищих и калек или выделении средств на «полоняничные» деньги на выкуп пленных, но Отцы предложили ввести новую подать с мужика.

Грозный на соборе упрекал монахов не только в пьянстве, но и в распутстве:
«Во всех монастырях держатся хмельные напитки, и монахи предаются пьянству, по кельям незазорно ходят женки и девки, а робята молодые («голоусые отроки» по выражению Иосифа Волоцкого, являвшиеся для монахов, по его мнению, еще опаснее, чем женщины) живут там невозбранно».

Иосиф Волоцкий писал: «За трапезой слышатся только неподобные речи и скверные слова, а драки между игуменом и монахами самое обыкновенное действо. Доходит и до смертоубийства».
«Стоглав» Изд. Д. Кожанчикова М. 1863 г.
Е. Грекулов. Нравы русского духовенства. М.1924г

На Стоглавом соборе было запрещено монастырям покупать вотчины у князей и бояр без разрешения государя.

Блужение греховное

На соборе Грозный категорически выступил против содомского греха в монастырях.
«За содомский блуд и за всякую нечистоту многие государства исчезоша».
Стоглав, исходя из того, что «ребята молодые, голоусые живут по всем кельям невозбранно и ездят с чернецами по селам и по миру без всякого зазрения» - вынес постановление о запрещении отрокам жить в монастыре.

Тема содомского греха была не новостью для XVI века, ещё Владимирский Собор 1274 года, давая ряд наставлений об испытании лиц, посвящаемых в священники, прежде всего считал необходимым испытать о «вещах греховных, егда в блужении содомском были».

В одном обличительном послании митрополита Московского Даниила (ок. 1492 - 1547) о поклонниках «доброзрачных иноков» можно встретить любопытное описание поведенческого типа:
«Волосы твои не только зрезаешь бритвой и сплотью, но и щипцами исторгаешь их из корня и не стыдишся выщипывать, позавидовав жёнам, мужское своё лицо претворяешь на женское. Или весь хочешь быть женой? Если не хочешь, то зачем волосы бороды твоей или ланит твоих щиплешь, и не стыдишся исторгать из корня. А лицо своё много умываешь и натираешь, и делаешь ланиты твои червлёнными, красными светлыми. Желая насытится блудными страстями и весь ум твой непрестанно отомимся, ты слугам своим на сии блудные бесовские деяния много серебра и злата истощаешь. И что много исчислять? Ты всегда стремясь к блудницам, и сам себя для многих сотворил блудницею».

Писал об этом и Сильвестр, ближайший помощник Ивана Грозного, член Избранной Рады, бичуя сей порок: «велико некако беззаконие внезапу воссташе, и мнози помрачишися безумием и обнародеша пьянством и все-кими грехи, и изнемогоша совестью, житие свинское улучиша, прелюбодеяние содомское постигоша, и такое прелюбодеяние, яко не во языцех именуется».

(Е. Грекулов. Нравы русского духовенства. М.1924г)

Кроме Иосифа Волоцкого и инока Вассиана писали об этом и старец Филофей и иностранцы Корб и Мейерберг.

Вот, что писал Августин Мейерберг в книге «Путешествие в Московию» о женских монастырях: «..в женских монастырях не соблюдаются священные установления. Ограды женских монастырей не запираются никакими замками. Таким образом любопытный пол, не стесняясь никакими препонами допускает в свои обители мужчин, и по окончании службы, которая оканчивается ещё до рассвета, свободно бродят по городу. Так как монастыри не берегут стыдливость и честность то чувственность заграждает доступ каким бы то ни было увещеваниям. Он даёт полный простор своим пожеланиям и поддаваясь без разбора всем увлечениям, стремится в бездну бесславия..».
(Текст воспроизведен по изданию: Путешествие в Московию барона Августина Майерберга, члена императорского придворного совета и Горация Вильгельма Кальвуччи, кавалера и члена правительственного совета Нижней Австрии, послов августейшего римского императора Леопольда к царю и великому князю Алексею Михайловичу, в 1661 году, описанное самим бароном Майербергом. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1874)

Адельфопоэзис (братотворение или венчание двух мужчин)

Этот ритуал ранее существовал в православной церкви и использовался для объединения двух людей одного пола (обычно мужчин) в благословлённый церковью дружественный союз. Пришёл на Русь вместе с крещением.
С ритуальной точки зрения ритуал братотворения был созвучен обычному венчанию
Участники становились перед алтарём, священник связывал им руки, читал молитвы, в конце таинства обряд закреплялся поцелуями, а потом участники отправлялись на торжественную трапезу.
Фото из открытого доступа
Фото из открытого доступа

Данный ритуал был официально отменён в русской церкви в XVII столетии по причине его неверного трактования. Ну а не официально, как видите, он продолжал существовать.

В 1869 году монахи Задонского Богородичного монастыря подали заявление Московскому митрополиту Иннокентию, в котором описывались некоторые эпизоды из деяний монастырского Благочинного иеромонаха Филофея. «По завещанию святителя Тихона, двенадцать мальчиков находятся на содержании монастыря, так как они дети бедных родителей и все они состояли под руководством регента, с которым отец благочинный Филофей свёл тесную дружбу и постоянно вместе пьянствовали. 10 января сего года по внушению святителя Тихона дети пришли с жалобою к его высокопреподобию отцу архимандриту Димитрию, что отец благочинный Филофей и регент Василий Григорьевич поступают с ними как с женским полом, и одним словом имеют сношения против естества».
(Дело о противозаконных действиях благочинного иеромонаха Филофея от 22.07.79 Из архива Воронежской духовной консистории.)

Лебедев.Д.А. «Святые развратники. Дело иеромонаха Иова». И-Л.1927
Можайский Н. «Тихое монастырское житие» М.1911
Тарадин. «Задонский Богородичный монастырь и святой Тихон» М 1928 г.

На церковном соборе в 1575 году Иван IV опять выступил с критикой в адрес монашества:
«Вы покупаете и продаёте души народа нашего. Вы ведете жизнь самую праздную, дурную, утопаете в удовольствиях и наслаждениях, дозволяете себе ужаснейшие грехи, вымогательства, взяточничество и непомерные росты» (проценты авт). Ваша жизнь изобилует кровавыми и вопиющими грехами: обжорством, праздностью, грабительством, безмерным блудодейством и содомским грехом, вы хуже, гораздо хуже скотов».
Джером Гарсей. (Записки английского посла) Издание Суворина.1909г.

Монашеские погреба

Из воспоминаний англичан о Троице-Сергиевом монастыре
«Монахи свели меня в погреба и заставили попробовать разных напитков: вин, пива, мёда, и квасов различной выделки. В их погребах такое количество напитков что полагаю, немного и государей имеют более или столько же. Здешние бочки или посудины неизмеримой величины. Некоторые имеют по три и более ярдов в высоту и по два и более в диаметре на дне. Каждая бочка содержит от шести до семи (свои единицы) тонн. В монастыре девять или десять подвалов, наполненных такими бочками. Бочки эти не сдвигаются с места. У них есть трубы проложенные сквозь своды подвала в разные места, по ним то они и льют питьё вниз, подставляя питейную бочку под гибкую трубу, для приёма напитков».
(«Известия англичан о России в кн. Чтен. общ.ист. и древн.Росс. 1884г.

«Лавра славилась своими мёдами, пивами, и квасами. А виноградные вина выписывались и выпивались бочками..Перед всеношной в южный и северный алтарь приносились вёдра с пивом, мёдом и квасом для подкрепления клиросных, так что, когда правый клирос поёт, левый в алтаре пиво пьёт. А уж за всеношной в алтаре после благословения подавали служащим в чарах или братинах красное вино, так что они выходили на величание, что называется «на хвалитех»..

О тамошней бане. «На каменку поддавали венгерским вином, которым окатывался высокопреподобный (Архимандрит) В Лавре каждому монаху ежедневно отпускалось: бутылка хорошего кагора, штоф пенного вина и по кувшину мёду, пива, и квасу».

(Из.кн. Е. Голубинского. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра»)

Таких примеров в монастырских архивах очень много, повторяться не буду.

Продолжение статьи будет посвящено концлагерной системе в монастырях. С уважением к вам, автор.

https://dzen.ru/a/Z27tF6602E7yy4Fx


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Товарищи юзернеймы, чо мы хуже лепры штоль? Извольте травить за корпоративы! Я работаю в АТЦ "Сормово". Коллектив у нас мужской, за исключением девок с мойки, но мы их на корпоратив не берём, они ебуца с шиномантажниками, сучки. Причём под камерами. У нас такие сюжеты есть, Дом2 ахуеет. ...
Вашингтонский консенсус «почил в бозе». А что делать с экономистами-сторонниками «консенсуса», разработчиками «Стратегии 2020»? Президент Медведев и премьер Путин регулярно собирают руководителей коллектива авторов, которым поручено ...
Доброе начало полдела откачало.  Так говорят. Не знаю, что получится у меня сегодня, но начало было презабавнейшее. Жду свой троллейбус. Подходит. Номер я посмотрела, а то, что он едет не туда, куда надо, а на кольцо — нет. Доехала и узнала об этом. Ладно. Там же на кольце мне ...
Этого поста могло и не быть, если бы не _twin_ - знаток Гамбурга, с которой я проконсультировалась накануне поездки. "Вот вам отличный местный кабак - Gröninger Privatbrauerei", - написала она мне и дала адрес: Willy-Brandt-Straße 47, 20457. В Гамбурге мы были впервые. Поэтому реш ...
Весна, которая пришла даже на пару дней раньше, чем положено по расписанию, хотела было на днях вступить в свои права. Но тут из норы вылез местный климат, который мнит себя наступательным, и скрутил дулю. Щас, мол. Размечтались. В общем, утром пришлось скидывать с машины десятисант ...