Тверь. Краснофлотская набережная, часть 2.
architectstyle — 18.07.2024Что ж, продолжим изучать Краснофлотскую набережную. Что у нас там дальше?
Дом №13 по Краснофлотской набережной.
Это настолько ужасно, что даже прекрасно! Этот «маленький Ереван», облепленный пластиковыми панелями «под камень» приводит меня в какое-то извращённое восхищение: арки по фасаду, смещённый от оси дверного проёма козырёк, асимметричная лоджия мансардного этажа — блеск! Такое впечатление, что ребёнок-великан строил дом из кубиков, и те кубики были из разных наборов. Я плачу, сеньор Перейра! © Стоит это чудо здесь с конца 90-х.
А построен он на месте классической городской мещанской усадьбы (зелёный деревянный дом с мезонином на правой части снимка). По архивным данным, в 1917 г. на этом месте находились двухэтажный каменный жилой дом с каменным служебным зданием, принадлежавшие А. А. Нечаеву. Либо в архивном деле ошибка, либо эти каменные дома по какой-то причине до Войны перестали существовать. В 1929 г. здесь, по всей видимости, всё же было два дома с номерами 14а и 14б, и принадлежали они Тузовой и Школьникову. А в 1941 г. на аэрофотосъёмке можно различить дом, видимый на фотографии. В 1980-х или в 1990-х гг. дом снесён, в конце 90-х на его месте выстроен особняк, высотой превосходящий соседний памятник. Это нарушает регламент охранной зоны, но на предписания владельцы особняка не реагируют. Давно пора устроить в Твери «ночь длинных ковшей»... Очень давно!
Дом №11 по Краснофлотской набережной.
Построен в начале XIX в., то ли в 1902, то ли в 1907 г. «Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание с белокаменным цоколем стилистически и типологически близко к жилым домам, построенным в Твери в 1810 — 1820-х гг. по проекту К. И. Росси» (цитата из книги Г. К. Смирнова и др. "Памятники архитектуры Тверской области. Книга 1. Тверь"). По всей видимости, в начале ХХ в., когда домам в Твери присваивали "полицейские" номера, усадьба принадлежала двум владельцам, этим можно объяснить двойной номер дома (поначалу 9-10, потом (скорее всего, с 1938 г.) 11-12). И в 1917, и в 1929 гг. усадьба принадлежала семейству Нечаевых. Впоследствии она перешла в собственность города. Долгое время это был жилой многоквартирный дом. В 1980-х или в 1990-х годах проведён капитальный ремонт, в ходе которого ликвидированы заделы оконных проёмов, хорошо видимые на фотографии 02. Скорее всего, в начале 1980-х гг. была проведена ещё одна перенумерация, и дом получил один номер (12). В середине 2010-х гг. дом отреставрирован, и сейчас здесь находится хостел. Говорят, неплохой. Дом признан памятником архитектуры.
Дом №9 по Краснофлотской набережной.
Дом построен в 1996 г. К чести владельцев, они пытались стилизовать дом под историческую застройку, а, конкретно, под кирпичный стиль — сухарики по фасаду не оставляют сомнения в этом. Ропытку можно было бы признать удачной, если бы не пристройка слева, обгадившая всю малину. По рендерам проекта это должно было выглядеть так:
Ну, примерно так оно и выглядит в реальности.
Дом №7 по Краснофлотской набережной.
Этого здания официально уже не существует, а дом, меж тем, интересный. Построен он был то ли в 1934, то ли в 1935 г. и тогда являлся общежитием для спортсменов. Состояние, как видите, ужасающее, а ведь когда-то это был неплохой образец советского конструктивизма.
Дом №5 по Краснофлотской набережной — Борисоглебская церковь.
Борисоглебская церковь стоит неподалеку от берега Волги, в Затьмачье. Двухэтажная, кирпичная, на белокаменном цоколе, построена в 1760 г. на месте двух деревянных храмов — Борисоглебского и Христорождественского. Примечательно, что постройку профинансировали сами прихожане — Затьмацкий посад был зажиточен. В нижнем этаже помещался придел Рождества Христова, в верхнем - Бориса и Глеба, последний освящен в 1771 году.
Храм является прекрасным образцом тверского варианта "нарышкинского барокко", ещё известного, как «ржевское барокко», и представляет собой усложненный тип восьмерикового кораблевого храма на высоком двухсветном четверике и состоит из граненой апсиды, собственно храма, трапезной и притвора, который служил основанием колокольни. Когда-то к северу от апсиды располагалась небольшая ризничная палатка начала XX в., разобранная при реставрации.
Изначально колокольня была, вероятно, шатровой, но в середине XIX в. при ремонте храма, когда было построено крыльцо, шатер сменился шпилем.
В верхнюю церковь ведет наружная крытая лестница с крылечком "на два всхода".
Нынешняя лестница построена в середине XIX в., но она, вероятно, следует формам первоначальной деревянной. При реставрации 1972-1975 гг. (проект А.И. Кустова) появилась тесовая крыша и завершение — луковичная главка на тонком барабане).
Стены снаружи покрыты неровным слоем обмазки, придающей сооружению особую пластичность. Подлинная входная кованая дверь перенесена с первоначального портала на южной стене в апсиду, где установлена в бывшем оконном проеме.
В нижнем этаже на фасаде уцелели остатки портала с витыми белокаменными резными колонками. Дверь здесь превращена в советское время в окно.
С северной стороны в 1906 г. был освящен придел в честь иконы Богоматери "Нечаянная радость". Декор его сходен с украшением старой части храма, но несколько более сухой и правильный. Я смог сфотографировать только восточную часть придела — подобраться ближе помешал забор.
Так что я опять ограбил портал «Тверские своды»:
Для сравнения — наличники южного фасада:
Ну и в целом о декоре — ритм фасада задают нарядные барочные наличники окон с разорванными фронтонами, а кирпичные карнизы делят здание на ярусы. Углы храма закреплены лопатками.
Приблизительно в 1930 г. храм был закрыт, в здании размещались административно-технические службы областной научно-реставрационной мастерской. Храм передан церкви только в начале 2013 г. Церковь и прилегающая к нему территория были сильно замусорены. В северном приделе храма устроена смотровая яма для автомобилей. Вход в него был превращён в достаточно уродливые ворота. К счастью, теперь дела обстоят много лучше.
И в завершении должен рассказать, что же сподвигло наши городские власти на передачу здания РПЦ, а, так же, на реставрацию храма. Городская легенда гласит, что «незаменимые инфраструктурные специалисты», накурившись «древних национальных традиций» решили придаться другой древней традиции — джихаду, нет, даже газавату. На свою беду, жертвами они выбрали двух омоновцев в штатском, что с жёнами гуляли по набережной. Кончилось это для «специалистов» печально — несколько раз случайно ударившись головой о ботинки сотрудников в штатском, они решили встать на путь исправления и написать явку с повинной. А вот омоновцам захотелось продолжения банкета. Куда уж и кому они звонили, но меньше, чем через пол часа, Борисоглебскую церковь, что была тогда складом реставрационных мастерских, окружили «тяжёлые» в полной броне и кинологи с собаками. Охота, говорят, была — куда там помещику Троекурову...
Вышел изрядный эль шкандаль — на территории МУП организовался притон нелегалов. Причём, очень крупный — отловили под сотню. Чтобы его замять, власти срочно изыскали деньги на реставрацию и с большой помпой передали здание церкви.
Дом №37 строение 1 по улице Дмитрия Донского, он же БЦ «Донской».
Здание построено в 1929 г. для швейной фабрики «Тверьодежда», позже переименованной в фабрику имени Володарского. В 1960 г. её перепрофилировали в трикотажную фабрику. Здесь всю жизнь: и до Войны, и после, и во время Войны, исключая оккупацию, проработала моя бабушка.
Здание представляет собой прекрасный образец промышленной архитектуры советского конструктивизма. К сожалению, фамилию архитектора мне установить не удалось, а он явно был, и явно далеко не бесталанный.
В 90-е фабрику, традиционно, убили. Вообще перестройка и перестрелка просто уничтожили когда-то очень мощный тверской кластер лёгкой промышленности. Однако, именно этому зданию повезло, и оно стало одним из немногих удачных тверских проектов в стиле лофт. Разрабатывала его архитектурная студия «Стиль», ГАП — Булатова Е. Л. Пожалуй, это самый удачный их проект.
Дом №3 по Краснофлотской набережной или Дворец спорта «Юбилейный»
На собственно улицу Дворец Спорта выходит своей второй очередью.
Примечательного в этой части здания только то, что его проектировал ваш покорный слуга на заре своей инженерной карьеры :-))) Больше ничего примечательного в ней нет. А вот главное здание — другое дело.
Достаточно интересный образец советского брутализма. Я подробно описывал его здесь.
Дом №1 корпус 1 по Краснофлотской набережной.
Тоже любопытное здание. Я описывал его здесь.
Домик без адреса.
Дом №4 по Краснофлотской набережной.
Интересный дом. Для начала непонятно когда он построен. Я встречал в источниках даты 1931, 1934 и 1938 гг. А в ЕГРН он вообще числится 1917 г. Словом, выбирай любую дату. Кто автор проекта тоже не понятно. Авторство приписывают Ф. И. Макарову, В. Анфёрову и В. И. Назарову — выбирай любого.
Архитектурный стиль — советский конструктивизм с элементами советского же неоклассицизма, что косвенно свидетельствует в пользу самой поздней даты — 1938 г. и авторства Ф. И. Макарова, хотя, чем чёрт не шутит, к проекту могли приложить руку все три архитектора — случается, что путь от первоначального эскизного проекта до реализации бывает долог и тернист.
Ритм фасаду придают три ризалита (центральный и два, обрамляющие входы в здание), выделенные пилястрами дорического ордера. Архитектурные ярусы здания подчёркнуты мощными карнизами в уровне перекрытий первого, третьего и четвёртого этажей. Насколько мне известно, здание не надстраивалось, а такое расположение карнизов было задумано изначально.
Ну а тектонику фасадов создают разбежной руст первого этажа, оконые наличники, штукатурные зерцала и арочные окна в центральном ризалите. Красивый дом.
И на этом очередная часть рассказа о Краснофлотской набережной завершена, но сама Краснофлотская набережная продолжается. Правда, здания и сооружения, расположенные дальше в тематику сообщества не попадают, но кому интересно прошу сюда, сюда и сюда.