Римские руины
watermelon83 — 16.12.2024 - Fallout античности из XVIII века.Неделю следует начинать с великого, а пост - с очень малого. Старожопы этого блога помнят, что когда-то тут был один, а потом другой "стиль" а-ля Fallout. Первый был в духе третьей части игры - зеленым и страшным, на него обоснованно жаловались. Второй отсылал к нью-вегасовской палитре и был любим многими. Если вы почти ничего не поняли, то это не страшно - страшно, что вас в интернет пускают.
С тех пор прошло много чего, включая и времени, но я все так же остаюсь верным фоллаутовцем, чему свидетель эти аватары. Бог мой, а ведь были времена, когда ими - аватарами - наполнялись целые сайты, где люди тщательно подбирали себе что-то блестящее, очень индивидуальное. Подумать только - такая древность, вроде хеттов, а всего-то двадцать лет прошло. Эпоха веб-форумов, наше славное интернет-прошлое.
Что же, если будущее может быть под вопросом, то прошлое неизбежно, как немецкие налоги. Оно настигнет каждого - и даже тех, кто вечен. Не стал исключением и Вечный город. Рим переживал разное и, верно, переживет еще многое, но мало что сравнится в контрасте между императорской столицей античности и папской резиденцией просвещенного века. Производимое этой разницей впечатление и натолкнуло меня на мысли о постапокалиптическом Fallout.
Еще раньше об этом задумался Джованни Баттиста Пиранези - один из тех симпатичных итальянцев, благодаря которым Италия заслуженно славится своей культурой. Уроженец Венето, архитектор по образованию, он когда-то приехал в Рим учиться - и увлекся археологией. Зданий он спроектировал и построил совсем немного, однако его интерес к античным руинам привел к появлению серии гравюр, изданных в нескольких альбомах с сороковых по семидесятые годы XVIII века.
Альбомы имели успех - и не случайно. Европейцы как раз начинали увлекаться античностью и, чуть позднее, эллинизмом. Фридрих Великий прибегал к римским и греческим аналогиям, Эдвард Гиббон работал над свой знаменитой "Историей упадка...", Иоганн Винкельман рассказал читателям об искусстве древности. Пиранези увлекался популярной темой - и знал это, будучи человеком не чуждым честолюбия.
Однако главным составляющим его успеха стало умение оживлять развалины. Он не просто рисовал монументальную архитектуру прошлого, но наделял ее современными деталями. Нищий попрошайка, состоятельный иностранец, спешащие по своим прозаическим делам римляне - и все это фоне величественного упадка, зарастающего травой. Так у Пиранези выходила та самая постапокалиптичность, о которой я писал выше.
Конечно, граверу немного помогали местные власти: папская теократия, по всеобщему мнению - худшее правительство в Европе. Попы и папы действительно правили очень дурно, но против привлечения туристов и связанных с этим доходов они ничего не имели. Выделялись средства на античные музеи, оказывалась поддержка и таким "популяризаторам", как Джованни Баттиста. Новый Рим продавал старый город по частям, как ядовито заметил французский философ Монтескье...
...но это все же было лучше, чем тот беспредельный грабеж, который на излете века устроят Риму французские генералы во главе с Бонапартом.
Пиранези, к счастью, до эго не дожил, скончавшись за двадцать лет до 1798 года. Зато он предоставил нам замечательную возможность посмотреть на оба Рима сразу - тот, где "резиденции вельмож соседствуют с домами простых людей, а аристократия соседствует с низшими классами, подобно кишащей вселенной духовенства"; и тот, где цезари размышляли над судьбой империи, протянувшейся от египетских пирамид до шотландских пиктов.
А если все это вас не впечатлит, бессовестные вы скоты, то следующим постом станет подборка крокодильих карикатур. Dixi.
|
</> |