Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

топ 100 блогов nash_dvor12.03.2024

08.06.2023

В прошлый раз я рассказывал про источник святого Василиска — Турне в Абхазию. Источник святого Василиска ... А в этот раз мы в Храм Преображения Господня  приехали.

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

Храм очень примечательный...

В прошлый раз приезжал, надо мной насмехнулись — дескать член корреспондент приехал, и фотографировать не "благословили". А в этот раз, когда я историю храма и его сподвижников освоил, очень даже позволили, ещё и своих фоток дали и историй рассказали.

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

В селе Яштхуа (в переводе с абхазского — холм Бога) сохранилась и действует единственная в своем роде на территории Абхазии кладбищенская церковь Преображения Господня, построенная примерно в 1915 году. Несмотря на скромный внешний вид церковь пользуется огромным почитанием как у местного населения, так и у многочисленных паломников. В 1924 году она была закрыта вместе с другими храмами Абхазии, но священники тайно проводили там службы. В течение нескольких лет здание церкви использовалось в качестве склада для хранения шелковичных червей, которых разводили в местном совхозе. Деятельность церкви была возобновлена еще при Сталине — по преданию на кладбище похоронили младшего брата Лаврентия Берии, и Берия лично обратился к «вождю народов» с просьбой об открытии храма.

Кладбище, на окраине которого расположен храм, называется Михайловским (отсюда еще одно название церкви — на Михайловке). Рядом с храмом похоронены как священнослужители, так и простые монахи и послушники, особенно те, кто еще при жизни снискали себе славу благо-честивых и преданных воинов Христовых.

Надпись на надгробной плите на одной из могил за колокольней гласит: Здесь находится прах строителя храма Василия Апостоловича Чалокиди (1870 - 1942), прослужившего старостой церкви 25 лет.

Здесь также находится могила схиархимандрита Серафима (Романцова), канонизация которого состоялась 22 сентября 2010 года Русской Православной церковью. Он один из последних старцев знаменитой Глинской Пустыни. Его  тело было погребено на Михайловском кладбище 4 января 1976 года. В 2002 году на этом кладбище был погребен пустынник схииеромонах Паисий (Уваров). Впоследствии над его могилой была построена часовня.

Глинская пустынь — это отдельный разговор...

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

По преданию, Глинская пустынь основана на месте явления в начале XVI века местным пчеловодам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

Монастырь закрыт и осквернён в 1922 году. Чудотворная Глинская икона вывезена в село Шалыгино, после чего бесследно исчезла (ныне известны лишь списки). На территории бывшего монастыря находились поочерёдно детский городок, сельскохозяйственная артель, колхоз, промкомбинат.

Может быть когда-нибудь вернусь к этой теме...

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

Настоятели храма — 

1950-60-е: Архимандрит Лука (Надарейшвили, упокоился примерно в 1962 году). Его могила расположена за колокольней.
1969-1971: Священник Петр Самсонов (впоследствии митрофорный протоиерей, настоятель Лыхненского храма).
1971-1992: Протоирей Иоанн (Андрющенко, похоронен в Сочи). В 1973 году отцом Иоанном по благословению митрополита Сухумской епархии Илии II был установлен новый иконостас.
1994-2009: Иеромонах Григорий (Георгий Хоркин).(впоследствии игумен Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни). При нем была построена колокольня.
В 1990-1992  в  храме проводил  богослужения протоирей  Григорий  (Пигалов, впоследствии служил в Афинах, Греция).
В 1992-1994 годах и в 2009-2010 годах в храме проводились службы разными священниками.

С 18 апреля 2010 года по настоящее время настоятелем церкви Преображения Господня является иерей Никита Адлейба. Трудами отца Никиты были установлены колокола на кололокольне, положена тротуарная плитка на территории церкви, построены крестильня, новая просторная трапезная, а также дом паломника.

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

Ну, и конечно надо сказать о Серафиме...

Преподобный Серафим (Романцов), в крещении Иван, родился 28 июня 1885 года.

Он рано остался сиротой и уже в пятнадцатилетнем возрасте поступил в Глинскую пустынь. С началом первой мировой войны в 1914 году Иван был отправлен на фронт. В 1916 получил ранение и оказался в госпитале. Старец потом рассказывал, что среди раненых был гипнотизер, который своими пассами мог    усыплять    людей    и     вообще воздействовать на сознание солдат. 

Единственный,   на   кого   он    не мог повлиять, так это на молодого Ивана, который в это время читал Иисусову молитву.   После   выздоровления   он  возвращается в родную обитель, где в 1919 году в возрасте 34 лет принимает постриг с именем Ювеналий. Уже в разгар революционного безумия в 1920 году он рукополагается в иеродиакона, а в 1926 в иеромонаха. В том же году принимает постриг в схиму с именем Серафим.

После закрытия обители отец Серафим подвизается в горах Кавказа. Время жизни в горах батюшка потом вспоминал, как лучшие годы своей жизни. Подвижники расчищали в горном лесу землю, на которой разбивали небольшие огороды, заводили пасеки, читали непрестанно Иисусову молитву, а ночи проводили в бдениях. Жизнь в горах была тяжелая. Огороды часто разворовывались дикими медведями. Рядом бродили хищные звери, а запасы продовольствия нередко съедались мышами. По вопросу православного отношения к мышам, собрали даже совещание. Обсуждали, можно ли монаху убивать мышей. Наконец решили: «Мы мышей не убиваем, а искушаем: хочешь — иди в мышеловку, а хочешь — нет», - рассказывал отец Серафим с добрым юмором.

Советская власть выслеживала монахов и в самых скрытных убежищах. Так отец Серафим был арестован в 1930 году и отправлен на строительство Беломорканала. Отбыв срок, он проживал с 1934 по 1946 год в Киргизии. Летом отец Серафим укрывался в горах, а к зиме перебирался на жилье к одной благочестивой семье. Для него была оборудована небольшая келья, пристроенная к курятнику. В горы еду для старца приносили дети, стараясь быть незамеченными. А зимой, по ночам, в условиях строжайшей конспирации к нему собирались люди для исповеди, причастия, получения духовной помощи.

Это время жизни отца Серафима было связанно с усиленным молитвенным подвигом и овладением непрестанной Иисусовой молитвой. Впоследствии в своих письмах старец будет постоянно проводить мысль о необходимости для спасения обучения навыку умного делания. Отец Серафим уважал богословские знания, но считал молитву самой высшей из наук. «В Иисусовой молитве заключается вся философия мира», - говорил он.

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

В 1947 году отец Серафим возвращается в открывшуюся Глинскую пустынь. В тяжелые послевоенные годы монастырь снова стал возрождаться. Люди, потерявшие в годы войны близких и родных, искали у старцев духовного утешения и поддержки. Иеромонах Серафим становится духовником Глинской обители. Уже в это время зафиксировано множество случаев прозорливости старца. Люди чувствовали действенную силу его молитвенной помощи, которая творила чудеса. День старца начинался с трех-четырех часов утра. Ежедневно утром и вечером он присутствовал на богослужении, после чего исполнял свое келейное монашеское правило. Потом принимал сотни людей, которые шли к нему на исповедь. Ночами отвечал на письма, которые приходили к нему из разных концов страны.

В 1961 году начались новые гонения на Церковь, и Глинскую пустынь снова решили закрыть. Советская власть готовилась к ее закрытию, как к серьезной военной спецоперации. Для этого было задействовано двести пятьдесят силовиков, двадцать три машины. Спецгруппы полностью изолировали территорию монастыря, перекрыли все подходы к обители. Монахов вывезли на ближайшую железнодорожную станцию, запретив брать с собой деньги и продукты. Так отец Серафим оказался без денег и еды на ЖД станции. Набожные люди помогли ему собрать немного средств, дали продуктов и отправили батюшку в Сухуми. Ни слова ропота или недовольства никто и никогда не слышал с уст преподобного Серафима. Как и другие Глинские старцы, все происходящее он воспринимал, как с руки Божией.

Старцу в это время уже было семьдесят шесть лет. На Кавказе, по благословению митрополита Зиновия (Мажуги), отец Серафим становится духовником горных подвижников, которые стекались в эти места после закрытия монастырей. Невозможно было стать насельником ни одного тайного скита в горах без благословения отца Серафима. Батюшка ревностно и строго следил за духовной жизнью пустынножителей, исповедовал их, вразумлял, наставлял.

Милиция старалась, где только можно выследить убежища монахов. Их сажали в тюрьмы, избивали за бродяжничество, натравливали на них уголовников. Прозорливость старца Серафима тогда спасла не одну жизнь. В Духе Святом он предвидел многие события, которые должны были произойти в будущем и заранее предупреждал монахов о том, чтобы они уходили из своих убежищ, потому что на них готовится облава. Сила молитв старца была такова, что люди, находящиеся за многие километры от него, получали исцеления и помощь. Монах Константин, погибая в горах, успел только крикнуть Богу: «Господи, молитвами старца Серафима, помилуй мя», как тут же какая-то невидимая сила спасла его от верной гибели. Монахиня Мария, духовная дочь отца Серафима, жила в Таганроге. Ее парализовало и она, лежа дома обездвиженная, мысленно просила старца о помощи. Отец Серафим передал ей через знакомых просфору и сказал, чтобы она приехала к нему в Сухуми. Несмотря на то, что врачи строго запретили матушке двигаться, она настояла, чтобы ее погрузили в поезд и оправили к старцу. На другой день после того, как монахиню Марию привезли к отцу Серафиму, она уже стала ходить. А через неделю батюшка благословил ее взять две сумки, по десять килограмм каждая, и отнести в горы монахам. Матушка исполнила послушание и при этом не почувствовала в своем теле даже следов болезни. Таких примеров уже при жизни старца было много.

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

Пустынники строили деревянные домики с несколькими келлиями, расчищали лес и на образовавшейся поляне разводили огород. Собирали ягоды и каштаны. Основную пищу составляли толченые сухари. Из белого хлеба благодетели пустынников сушили сухари, а затем толкли их в ступе. Получалась как бы мелкая крупа. Можно было сварить несколько очищенных картофелин, затем бросить горсть толченых сухарей в кипящую воду, налить постного масла - и обед готов! На зиму сушили также шиповник и листья брусники, которые употребляли как чай. Жили пустынники или как скитяне - по три-четыре человека, - или как отшельники.

Жизнь  братии   в   горах  Кавказа  строго  регламентировалась  определенными келейными   правилами,   индивидуальными   для   каждого,   и   во   всем   была иерархичной. Все они находились в полном послушании у старца и отсекали   перед   братиями свою волю. Не получив отеческого    благословения схиархимандрита Серафима, насельники никого в общину не принимали  и также, не испросив предварительного совета духоносного старца, ничего самовольно не смели предпринять. Отец Серафим был не только опытнейшим духовником, знающим все сокровенные движения человеческого сердца, но и аскетом, имеющим опыт отшельнической жизни. Пустынники много молились — до десяти часов в день. Это была почти исключительно Иисусова молитва, заменявшая им все церковные чинопоследования и правила.

Враг рода человеческого, ненавидящий монашеский подвиг, восстал на пустынников, и впоследствии безбожные власти воспрепятствовали их жительству в пустыне.

Из-за этого многие меняли место жительства. Много опасностей подстерегало монахов в их пустыннической жизни. Но они как-то приспосабливались: строили келлии под пихтами, чтобы дым зимой, по которому их можно было выследить, в пихте застревал и рассеивался. Под простыми же деревьями строить нельзя было, потому что зимой на них не было листвы и дым был бы виден. Пихта же всё прикрывала. А надо было прятаться. За монахами шла охота, их преследовали.

Когда власти стали притеснять пустынножителей, выслеживать их на вертолетах, было благословлено покинуть горы. Отец Серафим считал главной целью своего приезда в Сухуми окормление пустынников. Свой огромный опыт, молитвенный труд и — главное — свою отцовскую любовь он вложил в это духовное служение. Нередко в сопровождении нескольких спутников он посещал пустынников, проходя среди зарослей, пересекая речки, поднимаясь и спускаясь по склонам гор, преодолевая дорогу в несколько десятков километров. Этот труд, непосильный для многих юношей, совершал 70-летний старец.

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

К концу жизни отец Серафим все реже выходил из кельи, силы его покидали, последние дни он провел, не вставая с постели. Ближе к смерти благодать, которая так изобильно пребывала в его сердце, стала проявлять себя с необычайной силой. В последние часы перед уходом преподобный сказал своим ученикам: «О чем я молился всю жизнь и то, чего искал, открылось сейчас в моем сердце. Моя душа исполнилась благодати настолько, что не могу ее даже вместить». При этом окружающие люди видели, как старец буквально светился, лежа на смертном одре. Его святая душа ушла к Господу 1 января 1976 года. Мощи старца были погребены на Михайловском кладбище г. Сухуми, а после канонизации в марте 2009 года перенесены в Глинскую пустынь. Перст от длани старца находится в храме на Михайловке.

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

Фрагмент из духовного завещания преподобного Серафима (Романцова): «Возлюбленные мои отцы, братья и сестры, я обращаюсь к вашей любви за молитвенною вашею помощею мне самому, так как приблизился конец моего жития с вами; теперь имею великую нужду в молитвенной вашей помощи мне, отходящему от вас в путь далекий, предлежащий мне. Прошу: молитесь об оставлении многих моих грехов, да по милости Божией благословение Его святое будет мне на новое жительство, да получу от Бога милость. Помяните любовь мою к вам, ради которой я пренебрегал собственною моею пользою, но всегда искал только вашу пользу. Всем вам сострадал и во всякой скорби вашей сочувствовал вам, но вместе с тем иногда, по ревности ко спасению вашему, грешил я гневом, укорял вас, хотя и от чистой любви, желая спасения душам вашим...». 

Ну, и о Преображении Господнем.
Преображение Господне  - один из двенадцати самых больших  праздников Православной   Церкви. В этот день Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Праздник связан с евангельским событием на горе Фавор, где произошло преображение Иисуса Христа. О нем повествуют евангелисты Матвей, Марк и Лука. Иисус выбрал из своих учеников Петра, Якова и Иоанна и вместе с ними взошел для молитвы на гору Фавор. Пока Господь молился, уставшие ученики заснули. A когда проснулись, то увидели, что Иисус преобразился, "лицо Его просияло,  а одежды  сделались  ослепительно  белыми".   Иисус поведал ученикам, что он призван умереть за грехи человеческие, принеся себя в жертву. Но через три дня он воскреснет, а после вознесется на небо. Согласно Евангелию, это событие произошло за 40 дней до Пасхи, но Православная Церковь перенесла празднование на 19 августа.

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

Преображение Господне есть великое событие, имеющее непреходящее значение не только для каждого из нас, но и для всей истории мира нашего. В творениях отцов наших мы найдем внимательное исследование о нем со всех сторон: и в том, что предшествовало ему, как приготовление Господом учеников Его; и в том, что сопутствовало ему или что совершалось во время самого Фаворского богоявления; и в том, что последовало за ним в действиях Самого Господа Иисуса и в сознании апостолов, свидетелей Преображения.

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

После того как апостолы стали постигать сверхчеловеческое совершенство своего Учителя и устами Петра исповедали Его Христом, Сыном Бога Живаго. Господь возжелал более утвердить их в этом познании свидетельством Отца. Это было тем необходимее, что Он приготовлялся уже к исходу, который надлежало Ему совершить во  Иерусалиме, то есть к совершению голгофской жертвы. За словами Петра: Ты еси Христос — в тот момент скрывалось еще далеко не совершенное познание о том, Кто есть сей Христос; но при всем несовершенстве и неполноте этого исповедания в нем проявилась уже возросшая любовь и  преданность апостолов, что делало  их способными вместить больший свет Божественного откровения, и потому Господь сказал: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого грядущего во Царствии Своем.

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

Сам Господь всегда и неизменно носил в Себе Свет, будучи по Божеству Своему безначальным Светом, но пребывал в этом плане невидимым от тех, кто в себе не воспринял еще Света. На Фаворе Господь  молился. Ничто не возбраняет нам предположить, что по содержанию своему молитва эта была подобною Гефсиманской, ибо приближался час Его. Объемля в Своей молитве всё от сложения мира до кончины века сего, молился Господь и за апостолов, чтобы открылось им имя Отца, и чтобы любовь, которою Отец возлюбил Сына, была в них.

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

Избранные три свидетеля и соучастники сей вышеестественной молитвы Христа изнемогали в ней. Борясь подвижнически с немощью плоти своей, на какое-то короткое время они отяготились сном, однако силою не преставшей в них внутренней молитвы снова вскоре приходят в бодрственное состояние, и тогда сии бодрые духом победители немощной плоти увидели Христа во Свете и с Ним беседующих Илию и Моисея. Увидеть же могли лишь потому, что и сами в тот час исполнились Света. Необычность и величие явления погрузило апостолов в невыразимое удивление и блаженное недоумение. Это видим мы из слов Евангелия о Петре: не ведый, что говорит, и из слов самого Петра: Наставниче, добро есть нам зде быти. Возведенные Духом Святым в созерцание неописанного Божества Иисуса Христа, услышали они в тот час невещественный и непостижимый голос Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный. Это было высшим моментом Фаворского события.

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

Истинный путь к видению Божественного Света лежит через внутреннего человека. Вся наша мысль, вся сила нашего желания — должны быть направлены только на то, чтобы соблюсти заповедь Божию чисто и неукоризненно. Тогда Свет Божественный, как показал опыт веков, многократно и многообразно посещает человека. И никто никогда не может сказать о пределах благоволения Божия к нам, ибо оно воистину беспредельно; и сколько бы ни стремился человек к Богу как бы ни возгорался он любовью к Нему, все равно излияния Света всегда останутся неопределимыми и неисчислимыми, ибо нет им конца даже тогда, когда Свет превосходит силы естества нашего понести блистание его. И единственное слово, единственное утверждение, возможное при этом, то, что Бог есть Свет, в Котором нет ни единой тьмы, и что живет Он во неприступном свете и является всегда во Свете и как Свет".

"Молись! подобно святому Григорию Паламе, который годами вопиял: Господи, просвети тьму мою! и был услышан... Молись словами церковной песни: Да воссияет, о Светодавче, и мне грешному Твой присносущный свет! и укрепляйся в вере, помня, что Церковь не молится о невозможном".

Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище
Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище
Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище
Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище
Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище
Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище
Турне в Абхазию. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище

Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Погулял ночью за зеркалом, но не как всегда, и даже не у Сальвейры. Заглянул в один кабинет в Портон Дауне, потом в другой, в Лондоне, потом в Йоркшире, а потом на острове Св. Елены. Даже в Берлине побывал. Интересные там разговоры ведутся, а главное -  прослушиваются.... ...
                      Несколько постов подряд  на тему "ты меня уважаешь?" прокатились в сообществе..Сердиты все, и доктора, и пациенты. Мол, как вы к нам, так и мы к вам. А я берусь доказать ...
Уже 2 месяца я не ем сладкое. Точнее не так. За это время я съела мизерный кусок пирожного картошка, т.к. оно было самодельное и проставлялось коллегой на др на работе, одну чайную ложку сахара, т.к 2 раза захотелось черного чая с бергамотом, а черный совсем без сахара мой организм не ...
Многие френды пишут, что их дети учатся в субботу тоже, шестидневка. Это что - новая мода такая? Я думала - все, дети освободились. Ну да, мы в субботу учились, но это же была тоталитарная тюрьма народов, как-никак... А сейчас уже привыкли все, что в ...
Я ехал инквизитором и лордом поместья. Когда я узнал, что дворецкий вампир, а жена - маг, мне стало "хорошо". Благо все-таки мои коллеги не подвели, и нас было больше, чем один :) Изначально я предполагал, что у меня будет игра в Хеллсинг. Однако, по мере получения информации, пришел к ...