ТУРГЕНЕВ, СУПЕРЗВЕЗДА

В больнице у меня появилась возможность прочитать всю прозу Тургенева подряд, чего я не сделал в предыдущие 40 лет.
И, несмотря на некоторую однотипность сюжетов (есть едва ли не десяток повестей и рассказов, где драматичность повествования нагоняется через один и тот же ход - нелепая дуэль из-за женщины) я был в полном восторге.
На радостях ещё пересмотрел и основные его экранизации.
(Все пересмотреть невозможно: Тургенев в XX веке был невероятно популярен в мире - у него имеются десятки экранизаций во всех основных странах, имевших свой кинематограф! С ним только Лев Толстой и Чехов могли в этом смысле сравниться - по количеству именно, повторюсь, зарубежных экранизаций. Даже у Достоевского, кажется, поменьше. Остальная классика - Гончаров, Лесков, Горький - сильно отстают).
Про несколько фильмов, снятых по Тургеневу, я уже писал здесь.
А сегодня, в честь праздника, назову три самых любимых моих (из 7) экранизации Ивана Сергеевича.
И на днях - ещё четыре.
(Распределение по местам - условное).
1. «Дворянское гнездо» (1969) Андрона Кончаловского.
Поразительно, но это блистательное кино даже не кажется устаревшим. Это лучшая роль Ирины Купченко, она там прекрасна. И ещё - это очень чувственный фильм, полный ярчайших и откровенных (за гранью!) сексуальных символов, которые, кажется, никто толком не заметил тогда (а то бы вырезали). И, наконец, это первое открытие Никиты Сергеевича Михалкова в роли «барина». До этого фильма он в этой ипостаси себя ещё не являл. И вдруг его брат открыл это в нём.
Фрагмент с покупкой коня - это гениальный кусок. (При том, что у Тургенева в «Дворянском гнезде» вовсе нет этой сцены).
2. «Первая любовь» (1995) Романа Балаяна.
Олег Янковский в этом фильме бесподобен. А Марина Неёлова!.. Кстати, тут ещё и первая главная роль Анны Михалковой. Ну и камера Павла Лебедева с оригинальными (и тоже почти за гранью) находками, так сказать, эротического толка. Легчайший, остроумный, весенний фильм. Восторг. (Балаян потом сошел с ума и стал бездарным украинским режиссёром. А был - великим советским).
3. «Вешние воды» (1989) Ежи Сколимовского -
совместный итальянский, французский, английский фильм с великолепной Настасьей Кински. Как не удивительно - русские там показаны вполне себе убедительно. Единственный момент - там русский барин Дмитрий Санин в Италии великолепно танцует Камаринскую плясовую (у Тургенева этого тоже нет). Я вот не слишком уверен, что наши аристократы умели мужицкие танцы отплясывать. Вальс умели, мазурку, это да. Но Камаринскую? Я, конечно же, помню про Наташу Ростову с её русской плясовой, но тут что-то засомневался.
Иностранцы, впрочем, наверняка поверили, что так и было. Что наша аристократия середины XIX века обожала народную культуру и жила ей (нет). В остальном фильм - чистое наслаждение. Сцена, когда героиня Кински (она играет русскую - и похожа на русскую) на цыганской свадьбе убегает от героя (Санина играет Тимоти Хаттон) - полна тревоги и неги. Я смотрел очарованно.

|
</> |