Тухачевский и все-все-все.

топ 100 блогов antonkachinskiy09.07.2023

Прочитав пост paul_atrydes Тухачевский и техника я задумался о некоторых моментах, которые упускают описывая злоключения этого деятеля.

 Обычно деятельность Тухачевского описывают исходя из двух вариантов — новатор загубленный Сталиным или аферист правильно убитый Сталиным ;)

А на самом деле правильнее было бы описывать его как типичного большевика или даже правильнее марксиста. А марксизм — религиозное учение отвергающее реальность и заменяющее ее книжными измышлениями.  Можно сказать глобальный соцреализм — не так как есть, а так как должно быть по мнению религиозного лидера. Понятно что и жрецы меньшего калибра используют ту же методу.

  В качестве председателя Комиссии по составлению II-й части Полевого устава РККА 1925 года, он пишет в Объяснительной записке к уставу:Наша новая организация Красной Армии повлекла за собою значительное ее техническое усиление. Увеличение артиллерии, фактическая машинизация пехоты, дальнейшее развитие авиационного и химического дела ставят Красную Армию на общий уровень со всеми современными западно-европейскими армиями.

 Это 1925 год. В реальности ничего такого и близко нет. Увеличение артиллерии, машинезация пехоты и дт — это все еще предстоит попытаться создать. А сейчас положение совсем другое и им бы и надо заниматься, но это и неинтересно, да он видимо и не умеет...

 А потому понятно и следующее высказывание Тухачевского: письмо Тухачевского к Фрунзе, озаглавленное письмом «О калибре пехотного оружия». Тухачевский писал: «Нет никакого сомнения в том, что постепенно магазинные винтовки будут заменяться автоматическими, а к тому времени двухлинейный калибр, вероятно, будет господствовать». Это говорилось в 1924 году. Опять же оно интересно не тем на что обычно упирают, а тем что человек совершенно не представляет себе проблемы создания автоматических винтовок и перехода на новый калибр, а занимается благодушными декларациями....

Но вот проходит время. Вроде бы можно оценить свои декларации и посмотреть как они  внедряются ( ответ — никак) , и подкорректировать , но...

 В своей работе «Новые вопросы войны» (1931—32) Тухачевский также ничего не говорит о коннице как о ненужном атавизме. Наоборот, он старается найти ей место в новых условиях:

Бой современной конницы сочетает в себе организованное применение мощных средств подавления, в частности, танков с подвижностью, присущей коннице.

Конница не может пройти мимо проблемы глубокого боя, т.е. нанесения противнику удара одновременно по всей глубине его боевого порядка. Выброска в неприятельский тыл десантных отрядов, как авиационных, так и танковых, действия спешенной конницы при поддержке танков и артиллерии с фронта против обороняющейся пехоты и атаки в конном строю при поддержке быстроходных танков, по резервам, тылам и флангам противника, — все это в определенном сочетании дает коннице много новых боевых возможностей. Особенно решительными могут стать действия конницы совместно с механизированными соединениями.

 1932 год. Какие авиационные и танковые десанты в тыл врага? Какой нафиг удар по всей глубине боевого  порядка? Ему бы в войска съездить и посмотреть что там есть, если уж по документам непонятно...  Соответственно и действия конницы просто вишенка на торте....

 Ну и проблемы современных историков:

Например, А.А. Черниловский в статье «Прогнозирование Второй мировой войны в 20—30-х годах М.Н. Тухачевским», указывая на ряд интересных наблюдений будущего маршала в перспективном развитии самолётов в начале 30-х годов, внезапно пишет:

Наряду с этим Тухачевский сделал нелепый прогноз, что в авиации якобы будут применяться дизельные двигатели.

Ер-2? Ju-86? Не, не слышал. Если серьёзно, то это как раз случай вырывания прогноза из контекста. Надо понимать, что Тухачевский писал свои работы не в вакууме по наитию, а внимательно следя за тем, что творится за рубежом в той или иной области.

На начало 30-х годов у СССР проблемы с обычными авиамоторами. Куда там лезть изготавливать авиадизеля, которые не производятся и в более развитых странах...  Но для бумажных мечтаний реальность не является ограничителем. В итоге в 30 е годы в СССР осуществляется коллосальная программа по созданию авиадизелей которая завершается полным провалом. А про выхлоп в виде АЧ-30 и Ер-2 можно только сказать что лучше бы их просто не было....

 Ну и еще про современных историков:

Интерес к колёсно-гусеничному движителю в начале 30-х также понятен: малый ресурс гусениц того времени не допускал дальние переброски танковых частей своим ходом (почему и требовались железные дороги или грузовики-трейлеры).

…в ходе учений 1933—34 гг. … вдруг со всей серьезностью проявился недостаток практически всех гусеничных танков, что стояли на вооружении РККА. Во время длительных маршей механизированных частей почти все танки, имевшиеся в наличии, вдруг стали выходить из строя вследствие массовых обрывов и потери гусеничных цепей… Исключение составляли танки БТ, которые во время длительных маршей «переобувались», укладывая гусеницы на полки и проводя движение на колесах.

Свирин М.Н. Броня крепка. История советского танка. 1919—1937. М., 2005.

И только позднее ситуация с ресурсом выправилась и нужда в переходе на колёса на марше исчезла.

 Они к сожалению так же создают химер в своих трудах. Ну вот был у гусениц малый ресурс — наверно был. А вот было ли такое что при длительных маршах мехчастей гусеницы выходили из стоя, а БТ гордо катились на колесах? Документики на эту тему были бы убедительнее... Хотя они и не нужны. Сделав колесно-гусеничный Т-46 и внезапно обнаружив что он стоит дороже чисто гусеничной машины — пехотные танки стали разрабатывать чисто гусеничными — Т-126, Т-50 и тд.  А Харьков как клепал БТ, так и продолжал клепать. И А-20 не пошел в серию как и Т-46 только из-за своей сложности...

 Но вернемся к книжному мальчику Тухачевскому и его мечтаниям:

В предисловии к своему труду «Новые вопросы войны» Тухачевский признавался: «Первые главы этой книги я писал весной 1931-го года и когда через год начал их редактировать, то оказалось, что они далеко отстали от жизни и потребовалось не редактирование, а большая переделка»

 Ну вот что в реале сменилось за тот год?  Положение в РККА в плане технического оснащения практически не изменилось. Возможно что то он вычитал в зарубежных журналках — но ему же не зарубежными армиями командовать?

 Ну и в заключение, то что роднит Тухачевского с Жуковым. А точнее показывает, что одного можно легко заменить на другого.

Отдельный интерес представляет предложение М.Н. Тухачевского, выдвинутое в письме Сталину от 19 июня 1930 г., в котором он пояснял свою позицию за «35 тысяч одних курьеров 50 тысяч танков и 100 тысяч самолётов». Для упрощения постройки такого количества бронетехники во время войны он считал возможным, чтобы «танки, идущие обычно во 2-м и 3-м эшелонах» не были специального военного образца, а являлись бы по сути бронетракторами. Т.е. предлагал максимально упростить мобилизационные образцы, чтобы выпускать их с использованием автомобильных и тракторных агрегатов. Данную идею он подсмотрел у англичан:

«Лиддель Гарт совершенно прав. Изобретение Мартеля перевертывает технику танкового строительства. Основная масса танков будет строиться на автомобильно-тракторной базе страны. В будущей войне действующие танки будут измеряться не тысячами, как это было в 1918 году, а десятками тысяч».

Практически один в один предложил и Жуков перед войной со своими 30 мехкорпусами. Чистые хотелки без всякого учета способности промышленности их выполнить. И непонимание того что автомобильно- тракторная база страны — она вообще то еще и потребности жизнеобеспечения этой страны выполняет. И нет там заметных резервов здля того чтобы еще и танчики клепать. В реале то потом американская автопромышленность на себя роль снабжения РККА взяла, но опять же  это произошло неожиданно для книжных мечтателей...

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Наверняка после получения посадочного талона на самолет вы обращали внимание на то, что на нем указываются буквенные коды аэропортов вылета и прилета. Но почему Шереметьево обозначают как «SVO», Санкт-Петербург – это «LED», а Уфа – просто «UFA»? Кто придумывает эти коды, и почему ...
Маленький отчет - ибей и artscow 20 пар бамбуковых носков за 35 шекелей. Покупала по рекомендации здесь в инет-шопе. Оказались очень, ну очень тонкие. Не знаю что это за бабмук, мне они напоминают капрон. Муж, для которого они заказывались носить их отказался. Я забрала себе. Не пропа ...
Итак. Золотую медаль, 9 упоминаний в топах, 53 балла ластик из параллельной вселенной, который возвращает все обратно, и пачку стирального порошка получает мама, которая стирала, а также зарисовка про нее и автор оной, somesin. Ура! С победителя - тронная речь, с меня - общая статистика ...
Украину склоняют принять статус безядерной (уже в плане развития атомной энергетики) державы. Из Европы услужливо то и дело доносятся голоса «прогрессивной общественности» о необходимости следовать европейским принципам ведения экономики ...
Я вот заметил, как начинаются холода, так меня что-то тянет на сало. Сало я люблю потреблять с первыми блюдами. Нарежешь так ломтиками и вместе с борщём или супцом сальцо идёт только так )) Почему-то у меня сало всегда выходит вкусным и нежным. Это заметили все мои домочатцы, знакомые и ...