Титан- конструкция. Окончание.
antonkachinskiy — 26.06.2023Среди кучи видеороликов ни о чем нашлось несколько где о конструкции Титана все же рассказывали. И теперь я представляю как этот аппарат был устроен.
Задача ставившаяся при его проектировании была довольно ограниченной — катание туристов. И получение с этого прибыли. А это значит снижение цены. Учитывая что катание это не научные исследования, на аппарат изначально не ставили целую кучу оборудования, типа манипуляторов или всяких научных приборов.
Все просто — опуститься на дно, покатать и поднять туристов наверх. То есть прочный корпус должен был просто иметь место для размещения туристов и средства их жизнеобеспечения. Жизнеобеспечение это дыхание и справление естественных надобностей. Все.
Вот схематичная конструкция корпуса Титана. Две титановые полусферы по концам и комбинированная композитная труба с титановыми вставками по краям. Зеленым выделено место для размещения оборудования. Жизнеобеспечения и компьютерного.
Здесь видно что под полом для этого есть карманы. Система СЖО позволяла 5 акванавтам провести в аппарате 96 часов. Для этого надо примерно 40 литровый баллон на 150 атмосфер с медицинским кислородом и средство очистки воздуха от углекислого газа. Учитывая что под водой планировалось проводить не более 14 часов — резерв неплохой.
Но вернемся к корпусу, конструкция которого и погубила Титан.
Основная часть — толстая композитная труба. Толщина позволяла обойтись без внутреннего каркаса или перехода к сферической форме , что потребовалось бы при использовании титана. В итоге работала такая конструкция неплохо, но вот усталостная прочность оказалась меньше чем думали, через несколько лет эксплуатации она просто сложилась под давлением...
Позади прочного корпуса располагалось дополнительное оборудование, закрытое обтекателем.
Оранжевый прямоугольник — аккумуляторная батарея. Над ней — система управления электромоторами.
Черный баллон внизу — система управления деферентом и одновременно система аварийного всплытия. Это баллон выдерживающий наружное давление воды. В него можно подать воду, для изменения центровки Титана и получения наклона на нос или корму. В аварийной ситуации всю воду из баллона можно откачать и тогда Титан всплывет даже не сбрасывая балласт.
Красным на схеме помечены поплавки. На фото они белые.
Титан имел 4 электромотора с винтами. Два обеспечивали движение вперед и назад, а два — подъем и спуск.
Мощность подъёмных моторов была такова, что при отказе системы сброса балласта и системы откачки воды — они все равно могли вытащить Титан на поверхность.
Система сброса балласта была установлена под прочным корпусом и управлялась гидравлическим приводом.
Штатно всплытие обеспечивалось сбросом металлических труб.
Кроме того имелась и дополнительная балластная система из мешков с песком. Крепления этих мешков были выполнены так, что постепенно растворялись в морской воде. И даже если экипаж не мог по какой то причине сбросить балласт — примерно через 15 часов он все равно был бы сброшен и Титан бы всплыл.
Так видим конструкция системы всплытия была многократно резервирована и действительно обеспечивала большую безопасность.
Но вот конструкция прочного корпуса подвела, хотя казалась надежной...
|
</> |