Титан — конструкция.
antonkachinskiy — 22.06.2023По пропавшему Титану материалов мало, но имеющиеся позволяют сделать кое какие выводы.
Конструкция явно сделана такой с целью снижения стоимости постройки и эксплуатации.
Главное в подводном аппарате это прочный корпус. Лучшая форма при большем внутреннем давлении которое на глубине — сфера. Однако сфера не очень удобна для размещения внутреннего оборудования. Цилиндр с полусферическими донышками хуже по массе, но лучше по эксплуатационным параметрам.
Далее — корпус утяжеляют всякие отверстия. Под иллюминаторы или кабели. Отверстия создают в корпусе напряжения, приходится делать утолщения и масса растет. На титане количество отверстий в прочном корпусе сократили до минимума. В цилиндрической части их видимо нет вообще. В передней полусфере есть отверстие под иллюминатор. А в задней — для кабельных вводов. И все.
Даже отверстия входного люка нет. Для входа откидывается передняя полусфера. (Задняя видимо так же откидывается, но не в процессе эксплуатации). Это упрощает и облегчает конструкцию, зато покинуть аппарат на плаву нельзя.
Носовой иллюминатор расположен точно по центру сферы, что опять таки позволяет избежать дополнительных напряжений в ней, а значит — сократить ее толщину. Сам иллюминатор тоже полусферический , а значит минимального веса. Кабельные вводы в задней полусфере видимо тоже находятся по центру. А может быть задняя сфера полностью аналогична передней, но вместо иллюминатора там заглушка через которые проходят кабеля.
Из минусов — иллюминатор относительно тонкий и ничем не защищен. И если им наткнуться на какой-нибудь острый элемент того же Титаника, то....
Система управления. Никаких рулей нет. А значит не нужны приводы для их поворота. Сложные конструкции которые нужно защищать от забортного давления. Два мотора по бортам могут двигать аппарат вперед и назад, а также поворачивать. Однако выход из строя одного мотора — это потеря и хода и управляемости. На французских ныряющих блюдцах такое бывало.
Управление по глубине обеспечивают два мотора с винтами установленных вертикально. Наклоны аппарата вперед — назад видимо получаются перемещение какой-нибудь массы . Как это конкретно сделано непонятно, но здесь тоже обошлись без рулей глубины и их приводов.
При погружении на большую глубину это может занять много времени, а его можно сократить при обтекаемой форме аппарата и его наклоне вперед. В Титане все так и сделали. Однако тут надо вовремя замедлить скорость, чтобы не врезаться в дно. Еще одна опасность.
Если спустить аппарат с судна в воду — он должен плавать. А потом суметь погрузиться. То есть надо иметь поплавки, которые заполнять водой, а потом таскать под водой. Кроме того надо иметь приводы для их затопления водой.
В Титане поступили хитрее. Поплавков у него нет и если его опустить в воду он сразу потонет. А потому он установлен на понтон который и создает плавучесть. Понтон буксируют в точку погружения, притапливают и выпускают Титан. При всплытии все наоборот. Усложнения работ на поверхности, но зато упрощение подводного аппарата.
Как видим все конструкторские решения довольно логичны, однако как обычно улучшения чего либо достигается за счет ухудшения других параметров.
Более легкий корпус к примеру и более чувствителен к ударам, которые вполне возможны о затонувшее судно. Отсутствие возможности сброса аккумуляторов, а возможно и всего легкого корпуса как у Алвина например, делает аппарат легче, но снижает безопасность.
Однако точно установить стали ли конструктивные особенности Титана причиной его гибели можно будет только после его обнаружения. Возможно причины были в ином...
|
</> |