Тшинецкий культурный круг

топ 100 блогов andvari515.09.2022

Сохраню себе кое-какую статью про тшинецкую культуры.

"Данное культурное явление распространено на территории девяти современных государств: Польша, Украина, Беларусь, Россия, Румыния, Республика Молдова, Литва; отдельные памятники зафиксированы также в Латвии и Эстонии (Gardawski 1959: tabl. II; Dąbrowski 1972: rys. 1; Makarowicz 2010: rys. 1.1) (рис. 1). Географически ТКК охватывает лесную и  лесостепную (с преобладанием лиственных лесов) зоны Восточной Европы между Карпатами с  юго-запада, Среднерусской возвышенностью с  востока, Балтийским морем с  северо-запада и границей степи и лесостепи с юго-востока. Время бытования ТКК, в целом, соответствует климатическому оптимуму суббореала (Лисенко 2001;

Лысенко 2002а: 155 сл.).

Системная связь между культурой и  ландшафтом позволяет выделить     в рамках ТКК две линии развития: тшинецко-сосницкую (лесную) и малопольско-комаровскую (лесостепную). Первая связана с  низинными ландшафтами (Великопольско-Куявская низменность; Мазовия; Прибалтика; украинское, белорусское и  брянское Полесье), вторая  — с  возвышенными ландшафтами (Прикарпатье, Волынская, Подольская и  Приднепровская возвышенности) (Лысенко 2002б: 128–130; Makarowicz 2010: 55–63).
Тшинецкий культурный круг
Лесная линия развития восточного массива ТКК представлена сосницкой культурой. В рамках этой культуры выделяются группы: припятская (Березанская 1972: 130)2, сосницкая (черниговское и  брянское Полесье) (Березанская 1972: 130–134; Артёменко 1987: 106–113), северополесская (Крывальцэвiч 1995: 16), верхненеманская (русаковицкая) (верхнее течение Немана до верховьев Дакудава и  верхняя половина течения Щары до верховьев Русакова) (Лакіза 2004: 14, 2008: 158–161), киево-житомирская (киевское Полесье) (Лисенко 2001: 5–7)3.
Лесостепная линия развития восточного массива ТКК отражена в  комаровской культуре. К ней относятся группы: комаровская (Верхнее и частично
Среднее Поднестровье, Верхний Прут) (Свешников 1990: 79–82), волынская (лесостепная часть бассейна Припяти) (Свешников 1990: 82–86)4, Костиша (Верхний Серет, Средний Прут) (Вулпе 1961: 106–122; Florescu 1970: 51–81; Дергачёв 1986: 147, рис. 37: А; Cavruc, Dumitroaia 2001), подольская (гордеевско-белогрудовская) (лесостепное Побужье и  Западная Подолия) (Лысенко 2002а: 155 сл., 2002б: 128–130, 2012; Górski et al. 2003: 289–291), киево-черкасская (лесостепное Среднее Поднепровье) (Лисенко 2001: 7–11).
Тшинецкий культурный круг

Восточный массив ТКК может датироваться, в целом, датироваться в промежутке 1800/1700–1000 ВС.

Тшинецкий культурный круг


Что же стоит за всем этим многоликим «тшинецким» массивом? Для культурного круга Бабино в  основание выделения как самого культур- ного круга, так и  отдельных культур и  вариантов был положен погребальный обряд (Литвиненко 2009). Для ТКК мы не наблюдаем подобной общности погребального обряда: в  лесостепи доминирующим является трупоположение, в  зоне смешанных лесов преобладают кремации. Бронзовые изделия («карпатская вуаль») также характерны, преимущественно, только для лесостепной линии развития. Кроме того, известные на сегодняшний день погребения и металлические изделия ТКК крайне малочисленны.

Единственной массовой категорией культурно значимых артефактов для всего ареала ТКК остается керамика. Однако и  здесь возникает проблема.
Сравнивая особенности керамических комплексов территориальных проявлений ТКК от Одера до Днепра и Десны (Makarowicz 2010: rys. 1.2–1.6, 1.9–1.12), трудно избавиться от мысли, что речь идет о совершенно различных культурных образованиях. Однако это только на первый взгляд.
Наибольшее различие территориальные колонки керамики показывают на ранних и поздних фазах. Это, видимо, связано с различной подосновой локальных групп ТКК и их различными судьбами. Однако все эти группы демонстрируют общий компонент, который становится доминирующим в  классической фазе,  - это тюльпановидный горшок различной степени профилирования (от развитого
S-видного до практически баночного профиля), украшенный горизонтальными углубленными линиями по шейке (желобки, бороздки), а также нанесенными в подобной технике заштрихованными треугольниками, группами отрезков и т. д. Керамическое тесто в классический период, за редким исключением, имеет в примеси дресву (в зависимости от сырьевой базы: кремень, гранит и  т. д.). Поверхность
сосудов ангобирована и тщательно заглажена, а во многих случаях и подлощена. Венчик утолщен, либо просто уплощен в  различных плоскостях. На всех этапах развития керамики тшинецкого типа встречается, а иногда доминирует, орнаментация в виде оттянутого или налепного валика по плечику, а также всевозможных наколов. Вторым значимым типом, наряду с тюльпановидными сосудами, являются чаши, также имеющие различную степень профилировки (рис. 4).
Таким образом, основой выделения ТКК является керамический комплекс классической фазы его развития. Особенности погребального обряда и  комплекса металлических изделий не охватывают весь культурный круг и являются вторичными, характерными лишь для отдельных линий развития, культур и локальных групп.
Остановимся более подробно на особенностях керамического комплекса поздних и финальных проявлений ТКК. На территории, занятой в период поздней бронзы ТКК, впоследствии формируется ряд обособленных культурных массивов периода финальной бронзы и  раннего железного века. Наиболее значимые из них: лужицкая, высоцкая, чернолесская и милоградская культуры.
Согласно радиоуглеродной датировке, формирование раннелужицкого керамического комплекса на Куявах относится еще к  периоду 1500–1400 ВС
(Czebreszuk et al. 1997: 49–54, rys. 46; Ignaczak, Makarowicz 1998: rys. 3; Ignaczak 2002: rys. 62). Переход от поздней тшинецкой культуры к раннелужицкой в Малопольше и  междуречье Вислы и  Сяна был рассмотрен Я. Гурским. На основании изучения переходных комплексов исследователь приходит к выводу, чт они замыкают последний этап существования тшинецкой культуры и одновременно являются началом развития лужицкой культуры. Важным представляется вывод о том, что «комплексы со смешанными чертами свидетельствуют об
эволюционном процессе замены одной культуры другой в рамках одной общности» (Górski 1998: 361–378).

В Верхнем Поднестровье и  Западной Волыни на смену комаровской и  волынской группам ТКК приходит высоцкая культура (Бандрівський, Крушельницька 1998: мал. 1). Ранний период этой культуры был отнесен к HaA и датирован 1200–1000 ВС. В предшествующий период (1400–1200 ВС) Н. С. Бандривский выделяет «переходный» горизонт памятников («позднекомаровские ноанизированные комплексы» — Бандрівський 2002: рис. 44). Керамический комплекс высоцкой культуры находит близкие параллели как в  лужицкой, так и  в  белогрудовской культурах. Пережитки керамических традиций тшинецкой керамики наиболее чувствительны на раннем этапе высоцкой культуры. Так, например, на Петриковском могильнике среди многочисленных тюльпановидных сосудов обнаружена также керамика, по форме и  обработке поверхности находящая непосредственные параллели в  керамике малополовецкого типа раннего периода ТКК в Среднем Поднепровье (Бандрівський 2002: рис. 32: 1; 35: 1).
Тшинецкий культурный круг

В последние годы Н. С. Бандривский расширил время бытования высоцкой культуры до периода 1900–800 ВС за счет включения в  нее классических комплексов комаровской культуры, например, Иванье (Бандрівський 2005: 241 сл.). Однако, на наш взгляд, это неудачная попытка объяснить сходство элементов высоцкого и комаровского культурных комплексов. Высоцкая культура, безусловно, в значительной мере формируется на основе западных групп комаровской культуры ТКК, но по многим признакам (погребальный обряд, керамический комплекс, металл)  — это культура уже совершенно иного времени. А ранневысоцкие памятники, по нашему мнению, отражают период перехода от ТКК к собственно высоцкой культуре.
Сравнивая по ряду признаков высоцкую культуру с белогрудовской, Н. С. Бандривский приходит к выводу о существовании в Правобережной лесостепи высоцко-белогрудовской культурно-исторической общности (Бандрівський 2005: 241–252). Формируясь в бассейне Южного Буга (Гордеевка, Печера) на комаровской основе (Бар, Чеботарка), белогрудовская культура в  период HaA охватывает Среднее Поднестровье, лесостепное Побужье, Восточную Волынь и  лесостепное Среднеднепровское Правобережье. Генетическая связь белогрудовской культуры с комаровской неоднократно отмечалась исследователями (Тереножкин 1961: 237; Березанская 1956: 51, 1964: 72, 1985: 512; Лысенко
2002б: 128–130, 2002с: 92–93). С другой стороны, кухонная керамика белогрудовского и чернолесского горизонтов идентична как в Среднем Поднестровье (Непоротов  — Крушельницька 1998: 147–168), так и  в  Среднем Поднепровье (Суботов — Тереножкин 1961: 47–82), а хронологические различия накапливаются за счет столовой керамики, металла и пр. Таким образом, на наш взгляд, «белогрудовская культура» имеет двойственный характер. С одной стороны, это финальный горизонт ТКК (отражающий его распад) в  Правобережной лесостепи, с другой — ранний горизонт чернолесской культуры. Аналогичную двойственность наблюдаем и в зоне смешанных лесов. В Киевском и Черниговском Полесье С. С. Березанская выделяет лебедовскую культуру, относя ее к  единой культурно-этнической области с  памятниками житомирского Полесья (Гремячье, Народичи) (Березанская 1976). И. И. Артёменко лебедовскую культуру отнес к позднему этапу сосницкой культуры (Артёменко 1987: 106–113), т. е. непосредственно к  ТКК. С другой стороны, О. Н. Мельниковская с  памятниками типа Гремячье и  Народичи связывала формирование милоградской культуры (Мельниковская 1967: 165–166), а  Л. И. Крушельницкая лебедовскую культуру (по С. С. Березанской) считает «лебедовским этапом милоградской культуры» (Крушельницька 1985: 29). В  последние десятилетия значительный материал, сопоставимый с  позднесосницкими памятниками Украины, накоплен белорусскими археологами (Прыбар-I, Заспа-2, Азярное-1). Эти находки дали возможность Н. Н. Крывальцевичу предположить, что «ранний этап милоградской культуры имеет более раннюю дату, чем VII в. до н. э. Не исключено также и  то, что милоградская культура могла возникнуть в догородищенский период, т. е. в поздний период эпохи бронзы. В таком случае большое значение в ее генезисе должно было принадлежать восточнотшинецким (тшинецко-сосницким) древностям позднего периода бронзового века» (Крывальцэвiч 1998б: 35).
С. С. Березанская, рассматривая время и  некоторые возможные причины исчезновения тшинецкой культуры в  Украине, значительное внимание уделяет внешним факторам: давлению на тшинецкое население срубной культуры с  востока, приказанской и  поздняковской культур с  северо-востока, а  также культур «фракийского гальштата» с  юго-запада. При этом она отмечает, что наиболее вероятной причиной культурных катаклизмов стали климатические изменения и связанный с ними кризис хозяйства (Березанская 2006: 111–122).
На наш взгляд, именно климатические изменения конца суббореального периода, стимулируя интенсивные притоки инноваций, явились первопричиной зарождения в недрах ТКК культур рубежа эпохи бронзы — раннего железного века. В  XIII–XII вв. до н. э. на территории Северного Причерноморья начинается ксеротермическая депрессия, нарастание континентальности климата.
В X–IX вв. до н. э. континентальность климата еще более увеличивается и финал чернолесской культуры соответствует пику иссушения (Герасименко 1997: 55–56; Дараган 2004: 36; Березанская 2006: 111 сл.; Лысенко, Пашкевич 2009:
372–380; Лысенко 2011: 38–43). Видимо, именно эти факторы, в  конечном итоге, стали причиной переориентации традиционных связей и  деструкции ТКК. Но если в степной зоне изменения климата сравнительно быстро привели к  культурным изменениям, то в  зоне лиственных и  смешанных лесов этот процесс, похоже, сглаживался особенностями ландшафтов и затянулся на несколько столетий.

https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=11&*=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%3D%3D&lang=ru

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Турецко-израильский ...
С удивлением смотрю на происходящее в треде ниже. Если мне не изменяет память, данное сообщество всегда позиционировалось как коммуна элитных троллей, ориентированная на уничтожение гур, но что мы видим теперь? Одного из сотрудников (Юру) назвали подлинным именем (Юра), он, следуя своей де ...
"Интеллектуализм в России столь редкая вещь, что не стоит его тратить на борьбу с либерализмом и их искусством, пусть государство этим занимается. Надо самим создавать контр-искусство. Не вопить "Мы за Путина" а новое создавать." "500 лет назад произошел переход от теизма средневековья ...
Бедная, бедная Прибалтика! Даже не русских не граждан там жалко. Их-то жалко, понятно. Живут там, люди в своей стране, как евреи при Гитлере. Ну, это отдельная история. Тут о другом. Вообще всю Прибалтику жалко. Как стран-государств жалко, у которых ни денег, ни возможностей.  До ...
Неверующий я и, даже - некрещеный. Могу, надеюсь, сказать эти слова? Простите меня все, кого вольно или не вольно обидел я в чем - либо или не понял вашей мысли и обвинил в том, в чем не имел права. Простите меня и не держите зла и обиды. ...