Трудности перевода
kirovtanin — 15.11.2023Квентин Тарантино "Киноспекуляции"
"Одна из самых запоминающихся сцен "Грязного Гарри". Та, в которой Каллахан срывает ограбление банка, расстреливая грабителей из своего огромного «магнума», при этом хладнокровно жуя хот-дог.
Что придает этой сцене политическую окраску? Выбор трех чернокожих актеров на роли грабителей. Если бы бандитов играли белые актеры, в сцене не было бы никакого политического контекста. Гарри просто увидел бы, что какие-то люди грабят банк, и помешал бы им. Как Супермен, который тысячи раз проделывал это в комиксах.
...Ограбление банка – не тот тип преступлений, который ассоциируется с чернокожими.
Но это если не брать во внимание один особенный подвид Черной Америки, расцветший именно в то время: боевые революционные отряды, грабившие банки ради закупки оружия. Одного взгляда на грабителей из «Грязного Гарри» достаточно, чтобы понять: в костюмном департаменте Warner Bros. их гардероб висел в шкафу с пометкой «Черная Пантера». Многие белые американцы среднего возраста боялись черных подпольщиков больше, чем «Семьи» Мэнсона, Зодиака и Бостонского душителя вместе взятых. К хиппи они просто испытывали отвращение. Потому что хиппи были их детьми, а они презирали своих детей. Глядя, как хиппи сжигают американский флаг в знак протеста против войны во Вьетнаме, они бесились от злости. Но черных подпольщиков они боялись до усрачки. Боялись их гнева, их речей, их политической программы, их униформы, их позерских фотографий с автоматами, их ненависти к полиции, их отрицания Белой Америки (ведь белые ребята не в состоянии понять, почему нельзя элементарно простить их за былые прегрешения).
Но рядом был Гарри Каллахан.
Он не боялся.
До такой степени не боялся, что подходил к вооруженному дробовиком чернопантеровцу, не переставая жевать хот-дог. Гарри расстреливает трех чернокожих грабителей, не поведя бровью (он даже не ищет укрытия), а к последнему приближается с разряженным револьвером и дерзкой, издевательской, типично белой по природе речью («Чувствуешь себя везучим? Подумай… Чувствуешь, мразь?» Спасибо уже на том, что «мразь», а не «ниггер»)".
-------
Любопытный поворот. Мы на 99% не понимаем истинный смысл произведений искусства другой культуры или других времен. Лотман писал, что способность адекватно понять "Евгений Онегин" ушла из мира во второй половине XIX века, помню рассказ про одну американку, которая после просмотра "Никто не хотел умирать" Жалакявичюса спросила: "Куда делось золото, из-за которого весь сыр-бор?" Вчера смотрел "Паранормальные явления. Дом призраков" (2022), герой сначала шутит над повесточкой, потом кается перед неграми - это что, ирония или всерьез? Непонятно...
Вот так мы смотрим чужие фильмы, каждое поколение, каждая культура - свой.
|
</> |