Трудно быть маргиналом

Но это было 25 лет назад. Казенный идеологический атеизм отправлен в хранилища самых крупных библиотек. От него востребованными оказались несколько карикатур начала прошлого века. Остальное не востребовано даже теми, кто скорбит по казенному атеизму, хотя они будут это отрицать (в действительности они максимум заимствуют язык той пропаганды, да и то частично). Нельзя сказать, что религия за эти годы имела какой-либо серьезный успех. И все же атеисты остаются маргиналами.
Атеисты настаивают, что они представляют будущее; они прогрессивны; они знают, как на самом деле; они говорят, что знание – сила и т. п. В то же время своих антиподов они считают увязшими в прошлом; находящимися на грани исчезновения; заблуждающимися; глупыми; даже безумными. Однако нет весомых свидетельств, чтобы поддержать такую точку зрения. Кто преуспел за 25 лет? Религиозные люди создали небольшую (по меркам страны), но успешную инфраструктуру. Веруны открыли множество воскресных школ, всевозможных спортивных лагерей, походных и туристических клубов, благотворительных организаций, миссионерских групп и т. д. Не говоря уже о разного рода лоббистских группах. И это справедливо как для православных, так и для протестантов, и для мусульман, и для католиков. Чего добились атеисты? Главным образом, смогли с грехом пополам наладить издание кое-какой литературы. Совсем немного. Конечно, атеисты могут оправдаться: государство спонсирует религию, легко жить, когда тебе помогает государство. Но, во-первых, я перечисляю то, что было создано снизу, на энтузиазме. А, во-вторых, если атеизм может быть успешным только при помощи государства – впору бросать полотенце.
Атеисты жалуются: государство нас не защищает, государство дает верующим то, что они хотят, и ограничивает атеистов. Да, но что вы можете предложить государству? Политики прагматичны, они с удовольствием возьмут, что вы предложите. Веруны могут привести пусть не большую, но группу последователей и капать на мозги многим. И политики рады за это заплатить. Атеисты не могут никого привести и не могут оказать давление на политиков. Так с какой стати политикам обращать внимание на маргиналов? Так и должно быть, с маргиналами никто не считается.
Атеисты сейчас существуют в резервациях, своих башнях из слоновой кости в виде сообществ в Интернете. Здесь они могут иметь дело со своим незавидным положением, потешаясь над различными проявлениями глупости и невежества религиозных адептов, подтверждая, таким образом, свое ценностное превосходство. Однако социальная активность атеистов стремится к нулю. Не говоря уже о политической. Когда атеист пошел под суд за антирелигиозные высказывания, атеисты продолжили генерировать контент о библейских противоречиях и остались главным образом безучастными. Небольшой митинг в поддержку Краснова собрал участников с различными убеждениями.
Для самопровозглашенных прогрессивных людей, вооруженных знаниями, атеисты удивительно мало знают, что делать. Это касается даже публикаций в интернете. Основной метод распространения идей остается поразительно неизменным – это проповедь в пространство. На кого рассчитан месседж? Как предполагается набирать сторонников? Как особенности материала рассчитаны на целевую аудиторию? Где контроль успешности работы? Никто похоже даже не пробует ответить на подобные вопросы. Более того, они, скорее всего, никогда не всплывают. В большей мере атеистическая публицистика – это выражение недовольства, чем целенаправленная активность. По моим наблюдениям, атеисты даже не освоили практику формулирования "чего мы хотим и когда мы этого хотим". Публикации атеистов содержат удивительно много риторических вопросов. Авторы даже не делают попыток ответить на эти вопросы и сформулировать свои требования. Хотя ответы на вопросы часто лежат на поверхности. А ведь это такой минимум, о котором смешно говорить. Или еще об интернете. Есть Педивикия. Да я знаю, самая идея создания надежного источника знаний руками прохожих - глупость. Но ей фактически пользуются многие. Она дает возможности. Атеисты давно могли набежать на статьи по религии, добавляя в них свои сведения. Пару раз они это действительно делали. Но и только, ко множеству тем никто не притрагивался. По контрасту веруны активны в Википедии со своей ТЗ, и только общий высокий уровень образования сообщества Педивикии мешает им миссионерить напрямую.
О маргинальности атеизма свидетельствует также несклонность известных и успешных людей ассоциировать себя с атеизмом. С другой стороны, маргинальность атеизма препятствует его распространению. Есть общее правило, люди склонны принимать то, с чем им проще идентифицироваться. И наоборот, чем сложнее им идентифицировать себя с носителями идеи, тем менее вероятно они ее примут. Атеистическая субкультура не располагает к принятию. Я бывал на разных собраниях атеистов IRL. Наряду с адекватными людьми приходилось сталкиваться с, мягко выражаясь, специфической публикой.
В общем, картина удручающая. Вряд ли можно ожидать, что атеисты в России будут успешны. Имхо, атеизм может стать востребованным, если какая-то успешная и влиятельная группа общества возьмет его на вооружение. Пока таковой на горизонте не видно.
|
</> |