Надписи сразу на трёх языках!
Была в Белграде партия и "своих" ЗиУ. Уже с обычными
форточками.
Сидения внутри тоже были жёсткими. Явно это классические диваны так
"модернизировали".
Ну и ещё из интересных ЗиУ-городов - это Будапешт. Вообще, надо
сказать, что как-то так выходило, что энгельсовская техника как-то
почти не поставлялась в города со старинной европейской
архитектурой. И Будапешт был единственным исключением.
Успел там прокатиться в начале 2011 года. В сочетании с "ежами"
вообще было очень душевно.
Помимо Будапешта, энгельсовцы также трудились и в других венгерских
городах: Сегед, Дебрецен.
Болгария. Которая не заграница. Посмотрите на фото, и скажите -
догадались ли бы вы, что перед вами не бывший СССР?
В Болгарии была куча городов с троллейбусами, и ЗиУ были во многих
из них: Враца, Хасково, Габрово, Добрич, Перник и многие другие. Во
многих из них мне удалось их застать.
Город Враца, 2019 год. ЗиУ-шки тут
дохаживают последние месяцы. Интересно, что на тот момент в городе
практически не было никакого другого подвижного состава!
Классический такой постсоветский городок без вариантов.
Город Перник, пригород Софии.
Мрачный и депрессивный. Через несколько лет система была закрыта.
Сейчас в Пернике нет троллейбуса.
Столица юмора Габрово и городок Хасково. Здесь энгельсовцы
трудились до середины нулевых годов. В Габрово троллейбус сейчас
закрыт, а в Хасково обновлён.

;
Ещё одна "незаграница" - Монголия!
В столице в городе Улан-Баторе тоже довольно долго ходили
исключительно "девятки".
Сейчас большую их часть заменили корейцами и местными поделками, но
некоторое количество модернизированных на МТРЗ машин работают до
сих пор.
Перелетаем на другой край света. Первая страна, в которой ходили
троллейбусы с берегов Волги, была Колумбия! И это были - не
"Девятки", а ещё "ЗиУ-5"!
С 1967 года было поставлено 100 машин.
Потом стали приходить уже и сами "девятки". Их уже было 150 штук. В
1991 году движение было полностью закрыто, несмотря на то, что сеть
была довольно обширна, и кроме 250 советских троллейбусов в Боготе
ходили ещё и разные другие.
В Аргентину Зиу-682 поставлялись в
1984 и 1989 годах. Всего было поставлено несколько десятков
машин.
Троллейбусы пошли в двух городах: Кордове и Мендосе.
Причём, если в Мендосу шли обычные машины, то в Кордову отправилась
редкая двухдверная модификация! Больше двухдверок не было
нигде!
Через некоторое время мендосцы отдали свои ЗиУ Кордове, и так там
тоже появились трёхдверки.
В самой Мендосе взяли б/ушные машины из Ванкувера. Несколько лет
назад там вообще закрыли движение..
Автор фото: SanSanich. Transphoto.org
Ну а в Кордове троллейбусы ЗиУ
ходят и до сих пор! Причём, большую их часть до сих пор не
откапиталили, и выглядят они примерно также, как и 33 года
назад!
А вот чего вы, наверное, не знали, так того, что совсем небольшое
время они были .. в Финляндии! В начале 70-х несколько машин туда
поставили, но долго они не проходили.
Был даже вот такой:
Ещё из интересных поставок, которые, правда,
ничем не закончились, это Эфиопия, уже наши дни. Два троллейбуса
модели Trolza-682Г-016-02 были поставлены в Аддис-Абебу, в которой
планировалось открыть троллейбусное движение. Машины действительно
там оказались, но потом что-то пошло не так - сеть строить никто не
начал, равно как и продолжать поставки. Вернуть обратно машины тоже
не вышло, так они до сих пор и стоят где-то гниют в эфиопских
джунглях.. А жалко, было бы здорово там прокатиться.
Автор фото: Егор Андреев. https://transphoto.org/photo/1020716/?vid=216532
Ну и самый, казалось бы, необычный проект - это левосторонний ЗиУ-9
для Индии! Да, был и
такой проект в середине 80-х. В те годы в Дели планировали
восстановить троллейбусное движение, а страна дружила с СССР.
Заводу поступил заказ и они даже успели изготовить один
праворульный экземпляр, практически полностью зеркальный
существующим машинам.
К сожалению, проект по неизвестным причинам
прикрыли, строить троллейбус в Дели не стали, а праворульная
"девятка" стала использоваться для хозяйственных нужд одного из
цирков.. А жаль, здорово бы было на таком по индийской столице
прокатиться..
Так что, как видим, история самой массовой в мире модели
троллейбуса была очень богатая. Ну она и не закончилась.
