Поворотники уже оказались по бокам от фар, а на оригинальных
машинах по центру расположился логотип завода (на многих машинах в
ходе кап.ремонтов и модернизаций он впоследствии
исчезал).![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-465daf.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9429031/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e27701910ab3f56d963af/scale_1200)
Тусовка "В-шек" в закрытом троллейбусном парке в
г. Худжанд, Таджикистан. 2011 год.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-d5e578.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9352495/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e2b66e540d5493c6ca9ec/scale_1200)
Некоторые из них работают на линии до сих пор, и
везут пассажиров вот прямо в те самые минуты, когда вы читаете этот
пост.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-df9fea.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9663006/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e22f88e063c1a4039192c/scale_1200)
Конечно же, большинство из вас опознает "В-шки"
по исконному салону с диванами с поручнями. Очень мягкие и удобные
были эти диваны, особенно если вдвоём на них ехать :) Многие
дожившие до наших дней В-ки сохранились вместе с салонами, но в
некоторых уже после кап.ремонтов и модернизаций стоят совсем другие
более современные сидения.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-4e086f.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8116983/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e2277f7ab60346f8c60ac/scale_1200)
Кстати, в этих машинах ещё двери открывались не пневматикой от
компрессора, а динамическим приводом. Поэтому тут вы не услышите
традиционного шипения закрывающихся дверей!![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-2452f7.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8288376/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e2894e540d5493c6a5c72/scale_1200)
С 1991 года Завод им. Урицкого выпускает
усовершенствованную модель ЗиУ-682Г. Тут сделан покрепче кузов,
изменены некоторые форточки и компоновка салона, для увеличения
вместимости некоторые двухместные сидения заменены на одноместные,
усовершенствована кабина водителя.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-ea8e19.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8169736/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e1163e6249f458b560d84/scale_1200)
Самая главная внешняя особенность, по которой
можно опознать "Г-ку" - это характерная воздухозаборная решётка
спереди под кабиной водителя. Впрочем, и тут бывали случаи, когда
эта решётка после кап.ремонта исчезала.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-949edc.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9555919/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e11bde78d515b18041c14/scale_1200)
На самом деле, и "В" и "Г" имели целый набор
подмодификаций (типа ЗиУ-682Г-016-02), различавшихся совсем мелкими
деталями, которые видны только специалистам. Тем не менее, для
стороннего наблюдателя они все выглядели примерно одинаково до
определённого момента.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-129f0d.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8265783/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e2ae00d83060e0c2ea921/scale_1200)
В "нулевые" легендарный завод им. Урицкого был
приватизирован, стал называться "Тролза" и постепенно стал
разрабатывать новые модели троллейбусов, такие как "Слобода",
"Оптима" и "Мегаполис". Классика-ЗиУ подверглась очередной
модернизации, и теперь морда стала выглядеть совсем по-другому.
Сама она стала несколько более округлой, появилось широкое выносное
маршрутное табло.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-0c7cd9.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9605654/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e11865b71617e5fdae1bf/scale_1200)
Впрочем, внутри троллейбус остался
конструкционно примерно тот же самый, хотя значительные изменения
были таки внесены в конструкцию.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-8fe0dc.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8286012/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e2b4f09ef33651aab1bc3/scale_1200)
Кузов стал более антикоррозийным,
электрооборудование вытащено на крышу, по бокам сделали специальные
борта. Опять же, у "тролзы-682Г" было несколько разных модификаций,
детали которых мы разбирать не будем. По сути - это всё было
продолжением изначальной модели, и пусть вас не сбивает с толку
иная морда, как когда-то она сбила меня.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-e27790.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8169736/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e129d1d9df4736ae73b6b/scale_1200)
Пишут, что последний классический ЗиУ сошёл с
конвейера в 2015 году. Однако, мне не удалось найти свидетельств
этому, равно как и места, в которых 8-летние ЗиУ должны работать.
Самые молодые найденные ЗиУ-682Г выпущены в 2013 году, то есть им
сейчас исполняется уже по 10 лет! Вы их можете встретить в Видном,
Бишкеке, Черкесске, Брянске, Петрозаводске и некоторых других
городах.
Современный ЗиУ-682Г в
Липецке, за несколько недель до закрытия.
За все эти годы очень многие заводы проводили капитальный ремонт
и модернизацию троллейбусов ЗиУ, зачастую меняя их изначальный
облик. Вот, к примеру, ярославская модернизация середины
00-х.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-b6a4c3.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4366388/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e2cf6e78d515b181f29d1/scale_1200)
Самая массовая модернизация "ЗиУ-шек" проходила
на МТРЗ - московском троллейбусно-ремонтном заводе. Первые годы
завод менял только внутренности машин, а по кузову проводил лишь
минимальные работы. Но эти машины можно было узнать по тому, как
решётка спереди вместо вертикальной становилась
"сетчатой".![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-a321fd.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9663006/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641f1f268bfece0d42af5d85/scale_1200)
Потом стали проводить более глубокую
модернизацию, меняли конструкцию кузова, оквадрачивания её.
Конкретно для Москвы при модернизации также стали расширять
переднюю дверь до двух створок, турникетов ради.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-17586e.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8080662/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e1227fb5b650a04f3edb2/scale_1200)
ЗиУ с оквадраченной мордой ходили (и ходят) не только в Москве,
но и во многих других городах России. Да и не только России -
МТРЗ-шные модернизанты до сих пор трудятся, например, в
Монголии.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-deb7d1.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8116983/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e12498c44464852e278b9/scale_1200)
Один из последних классических пусть и
отмодернизированных ЗиУ в Москве, 2019 год, за пару месяцев до их
окончательного исчезновения из столицы.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-41973e.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9428044/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e127f0d83060e0c1889ff/scale_1200)
Хотя, объективно говоря, проехать не то что на троллейбусе, но и
на самом что ни на есть классическом ЗиУ по столице есть
возможность и сейчас! Невероятно, но факт! Надо только знать
место.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-e2d4d0.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9663006/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641e11e3e6249f458b56a1ae/scale_1200)
А в аргентинской Кордове несколько зиушек
модернизировали как-то так!
![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-363377.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9352495/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641efa48e5c5834d6801a78d/scale_1200)
А "гармошки" они сделали вот такими![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-2b7eca.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8265783/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641efaab8e063c1a403e8b7b/scale_1200)
Уже в новое время стали появляться и новые
троллейбусные заводы: Вологодский механический завод (ВМЗ),
Башкирский троллейбусный завод (БТЗ), Волгоградский завод
транспортного машиностроения (ВЗТМ), Нижегородский троллейбус
(Нижтролл) и куча более мелких, преимущественно ремонтных.![ÐолгогÑадеÑ, ÑилÑÑÑом, напоминаÑÑий](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-956269.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8169736/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641cd9cff556ea313b6e7d46/scale_1200)
Волгоградец, силуэтом, напоминающий
"классику" 9-ку, Липецк.
Первое время они производили, по сути, те же
"девятки", слегка изменённые, но уже под своим брендом. Кузов был
примерно тот же, конструкция - та же. Но отдельные детали
отличались. Потом они уже стали разрабатывать свои модели.![С Ð²Ð¸Ð´Ñ ÑÑÐ¾Ñ ÑÑоллейбÑÑ - бÑдÑо Ð±Ñ ÐиУ, но на Ñамом деле - ÑÑо ÐТÐ-5276, пÑоизведÑннÑй на ÐаÑкиÑÑком ÑÑоллейбÑÑном заводе (нÑне не дейÑÑвÑÑÑем). ÐÑ Ð¾Ð±ÑÑного ÐиУ его оÑлиÑаÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ð½ÐµÑаÑнÑе двеÑи и ÑлекÑÑообоÑÑдование на кÑÑÑе.](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-f896bc.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8116983/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641cd9e975d33807003f86d9/scale_1200)
С виду этот троллейбус - будто бы ЗиУ, но
на самом деле - это БТЗ-5276, произведённый на Башкирском
троллейбусном заводе (ныне не действующем). От обычного ЗиУ его
отличают планетарные двери и электрооборудование на крыше.
А это - тоже "башкирец", но несколько другая
модификация: БТЗ-5210.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-3edad9.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9352495/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641df2fbf7ab60346f44d25d/scale_1200)
Небольшие партии троллейбусов модели "Нижтрол
НТ-1" производились в Нижнем Новгороде на местном частном заводе
ОАО Нижтрол. Тоже опознаётся по "козырьку" на крыше, в котором
размещено всё электрооборудование.
![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-7b0dc2.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8265783/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641dcbfb4410c17d361b0257/scale_1200)
Кстати, последний троллейбус
классического зиушного вида в Москве был как раз НижТролл. Ходил на
знаменитом 73-м маршруте (с которого начали внедрять электробусы).
Снято в 2017 году.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-788c24.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8269145/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641ef883863b9b09836f23b5/scale_1200)
СТ-682Г - для сибирских городов небольшие партии
производились компанией "Сибирский троллейбус" в
Новосибирске.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-60d8f5.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9632065/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641dccb2e6249f458be02834/scale_1200)
Вологодская машина модели ВМЗ-100 вообще внешне
практически никак неотличима от классического ЗиУ. Даже двери тут
обычные![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-78a3ea.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8269145/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641df8894874684d5a09368b/scale_1200)
А вот следующая её итерация ВМЗ-170 немножко
доработана, тут тоже электрооборудование вынесено на
крышу.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-f598fa.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8116983/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641dfa4bf8410f405269d416/scale_1200)
Делал и "Девятки" и Белкоммунмаш (модель
АКСМ-101). Их характерное отличие - неестественно расширенный
маршрутоуказатель.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-b3f87f.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9624526/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641dce947eb49d4e188130c3/scale_1200)
И, конечно, нельзя упомянуть сочленённую версию
- троллейбус ЗиУ-10! Он же - ЗиУ-683В, он же - ЗиУ-6205.
Производились длинные ЗиУ с 1978 по 2008 годы. "Гармошек" было
произведено за всю историю значительно меньше, чем одиночек
(порядка 1500 штук).![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-c95509.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8116983/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641f27268c44464852807c92/scale_1200)
Интересной ключевой особенностью было не только
наличие узла сочленения, но и принципиально иная система разгона и
торможения - ТИСУ (тиристорно-импульсная система управления). Вот
эти самые ностальгические завывания вииииу-виииииииииу - это
она.
![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-ce1286.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9663006/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641ef9d078d9364547cdf39a/scale_1200)
"Десяток" осталось совсем мало. Последняя
классическая "гармошка" в России ещё ходила на линии в прошлом году в Рязани, но
уже списана. Ещё парочка слегка модернизированных ездила по
Санкт-Петербургу, но их недавно тоже отстранили. Остаются отдельные
экземпляры в Стерлитамаке, Барнауле и Челябинске. А из других стран
их можно встретить в городах Молдовы, Украины,
Аргентины.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-71be9b.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9369849/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641efc9d4874684d5a6ab8cc/scale_1200)
А в это время, почти все обычные зиушки
управлялись более примитивной РКСУ (реостатно-контакторная система
управления). В ней при разгоне и торможении перещёлкиваются
соответствующие скорости контакторы, поэтому во время движения вы
всё время слышите такое характерное щёлкание двигателя (многих оно
выбешивает).![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-d55bef.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4700797/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641ef99d8e063c1a403cb1d0/scale_1200)
"Коротышки" с завывающим ТИСУ тоже были, но было
произведено их совсем немного - это была модель ЗиУ-52642, которая
в серию не пошла. Впрочем, помню, как-то попал в такой троллейбус с
бортовым номером 1000 на 70-м маршруте, и очень удивлялся, что
гудит - но не гармошка.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-9da5ee.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9367095/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641dcd096ece11642c9f76ee/scale_1200)
Ну и нельзя не упомянуть и системы! Да-да, было
и такое! Изобретение выдающегося советского инженера Владимира
Веклича позволила сцеплять троллейбусы в поезда для увеличения
провозной способности линии!
![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-6fdf72.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9632065/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641cdd5b2eaa281100352728/scale_1200)
Первыми в троллейбусные поезда были сцеплены
МТБ-82 ещё в 60-е годы, а затем стали сцеплять "шкоды-9тр" и
троллейбусы "Киев-4". "ЗиУ"-шки научились сцеплять значительно
позже, но поскольку по всей стране их было очень много, то в
определённый момент встал вопрос и с ними.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-893811.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8118234/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641cdddb7d8ccd2ea942901b/scale_1200)
Первый троллейбусный поезд из ЗиУ-шек был
запущен в Алма-Ате в 1981 году при помощи самого Веклича. Потом
технология стала распространяться по стране. Больше всего ЗиУ-шных
поездов было в Ленинграде (более 100), также они были в Омске,
Новосибирске, Самаре, Чите, Донецке, Одессе и многих других
городах.
Последние же поезда оставались в Краснодаре - их
тут было 5 штук, и закончили ходить они в 2013 году. К сожалению,
технология то ли оказалась утерянной, то ли от неё решили
отказаться из-за недостаточной эффективности, но с 90-х годов новые
составы перестали сцеплять.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-367ebd.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9400491/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641cdde62eb65271d58ccc71/scale_1200)
Напомню, что также, как и у трамваев, в этой
системе работали двигатели обоих машин. Ведомый троллейбус вносит
свой вклад в движение также, как и ведущий. Но из-за того, что
конструкция выходит слишком длинной, у неё получается очень большой
радиус поворота - выезжать нужно чуть ли не в третий ряд, чтобы
вписаться. Поэтому поезда старались ставить на маршруты с наиболее
прямыми трассами и большим пассажиропотоком. Работали на них всегда
самые профессиональные водители.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-2fd0b7.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9505890/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641cde044add2d1c32bfb39c/scale_1200)
Как бы то ни было, хоть классические ЗиУ уже
почти 10 лет как не производятся, хоть поездов уже нет, гармошек
почти не осталось, история самого троллейбуса ещё совершенно не
закончилась! Да, он родом из 70-х, но приветом из прошлого пока ещё
не стал. Никого не удивишь фактом его наличия или проезда на
нём.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-c24189.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5233119/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641f06614874684d5a7e8874/scale_1200)
Ещё остаётся куча городов на нашей необъятной,
где 682-е не просто ещё ходят, но и до сих пор составляют основу
парка! Один из таких городов - столица Урала, третий город России
Екатеринбург. ЗиУ-шек тут - более 80%! Фантастика просто. Самых,
что ни на есть классических, многие из которых ещё те самые
советские "В-ки".
![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-7c4bf2.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5123310/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641dcf2c0d83060e0ca5db65/scale_1200)
Очень большой процент ЗиУ можно встретить до сих
пор в таких крупных системах, как Чебоксары, Рязань, Ижевск,
Самара. Причём, в Самаре они покрашены по-классике: как в СССР.
Причём, одни парки красят в сине-белые цвета, другие - в
красно-белые.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-539cf0.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5022911/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641df1a4e6249f458b263c8e/scale_1200)
Всего в мире на данный момент на линию выходят
порядка 2600 машин. Стран, в которых они остались в линейной
эксплуатации уже осталось не так много: Россия, Абхазия, Молдова,
Украина, Киргизия, Монголия, Аргентина.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-2c7637.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4340862/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_64203898e1885f0a62b169ac/scale_1200)
Самая старый на сегодняшний момент троллейбус ЗиУ 1977 года
выпуска курсирует в Житомире.
Самые старые машины в России трудятся в Йошкар-Оле, Ижевске и Краснодаре (1981-1983 годы).![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-ff6884.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8116983/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641cdd061874685ed3685385/scale_1200)
Тут можно, конечно, рассуждать, насколько
хорошо, что до сих пор в российских мегаполисах основу парка
составляют троллейбусы модели 50-летней давности! Такие же как в
которых прошла молодость бабушек сегодняшних детей.
![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-f711fc.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3384370/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641f21f21d9df4736a79773d/scale_1200)
Наверное, лучше, конечно, чтобы всё было новое современное
низкопольное с кондиционером! Конечно, в таких бы троллейбусах было
комфортнее людям ездить, и они бы не сбегали с этого вида
транспорта.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-8d070c.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3488572/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641f215de78d515b1886d6f1/scale_1200)
Но факты говорят за себя. То, что разработанный
в конце 60-х проект до сих пор активно используется, то, что машины
этой модели прошли испытания десятилетиями, и до сих пор успешно
выполняют свои задачи, говорит о том, насколько он был
качественный! Стали бы в противном случае его закупать другие
страны, в том числе и капиталистические?
![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-93f685.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9352495/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641f2e6114df5404717f356f/scale_1200)
"ЗиУ" хорошо себя зарекомендовал целой эпохой, под щёлканье его
контакторов выросло не одно поколение по пути в школу, институт, на
работу. И ещё несколько поколений успеет вырасти.![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-bb5a0f.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8265783/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641f1edee1885f0a6245dc8b/scale_1200)
Хотя некоторые из них уже становятся музейными
экспонатами, причём в самых неожиданных музеях.
![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-ad5355.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9196493/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641f2c72f8410f405228d21c/scale_1200)
Так что поздравим старичка с почётным юбилеем,
пусть и с некоторым запозданием. Конечно, через сколько-то лет
настанут времена, когда поймать "девятку" станет большой удачей,
будем ездить ради оставшихся последних 682Г в какие-то далёкие
города и дебри! Но пока ещё совсем не такие времена - при большом
желании среди 2600 машин можно найти подходящую и поездить на ней.
Даже по Москве :)![Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет! Легендарному троллейбусу ЗиУ-9 50 лет!](/images/main/legendarnomu-trolleybusu-ziu-9-50-let-a8951b.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8288376/pub_63f3c054cf9a1b3cd0d0365f_641f223b8bfece0d42b5e27a/scale_1200)
Кстати, самая первая моя транспортная фотография
б