«Тролль» из ГДР. Позабытый мотороллер, который боялся бокового ветра
mexanizm — 19.09.2021Глядя на этот забавный мотороллер, я начал мысленно перечислять названия подобных машин, которые он мне напоминал. Что-то он напомнил мне «Чезету», чем-то – «Туриста», в общем, много ассоциаций у меня возникло, вплоть до «Вятки-Электрон». Что сказать, удалось немецким инженерам заглянуть в будущее.
Полное название этого аппарата IWL Troll, появился он в 1963 году, на заводе в Людвигсфельде, в те времена это была ГДР, а сам завод входил в объединение предприятий VEB IFA, известное у нас по грузовикам W50.
Для своего времени этот скутер был очень достойной техникой, а его название – сокращение от Touren Roller Ludwigsfelde, посвящено мототуризму, а не категории отдельных интернет – комментаторов, без «ценного мнения» которых не обходится ни одна хоть сколько-то интересная статья на любую, особенно политическую, тему.
Двигатель здесь от мотоцикла MZ ES 150, адаптированный для мотороллера установкой принудительного охлаждения и увеличенной до 9.5 л.с мощностью.
Ведущая звёздочка цепного привода погружена в масляную ванну, а сама цепь работает в плотном резиновом кожухе, поэтому в постоянном обслуживании она не нуждалась, что делало мотороллер менее требовательным к обслуживанию, и более надёжным чем многие его собратья.
Указатели поворотов ставились в стандартной комплектации, что для мототехники шестидесятых было новинкой.
От мотоцикла MZ «Троллю» достались амортизаторы и передняя вилка, а тормоза тут свои, барабанные. Кстати, именно благодаря передней мотоциклетной подвеске крыло этого скутера выглядит так странно задратым вверх.
Рама, сваренная из металлических труб квадратного сечения была вполне выносливой, что бы оправдать туристическое предназначение. По иронии судьбы, именно туристы и выявили важный конструкционный изъян. Центр тяжести оказался высок, в городе это никак не сказывалось на управлении, а за городом порывы бокового ветра могли ухудшить управляемость.
Именно эта проблема привела к снижению спроса, тут негативный подтекст названия сказался, «Тролль» затроллил сам себя.
Производство длилось всего два года, в 1965 году выпуск прекратился на тираже около 56 тыс. штук. Даже в самой Германии эта марка давно позабыла.
Нельзя сказать, что скутер совсем уж не пользовался популярностью, стабильный спрос на него был потому что для поездок по городским улочкам он был комфортен. Просто грузовик IFA W50 готовился к выпуску, и для этого задействовали максимум имевшихся мощностей, пожертвовав производством мотороллеров. Oldtimer