Троица

топ 100 блогов akim_trefilov24.05.2023 ❗️Комиссия по культуре древней и средневековой Руси Научного совета Российской академии наук "История мировой культуры" обратилась к министру культуры Ольге Любимовой с просьбой не допустить разрушения иконы "Троица" Андрея Рублева, которое может произойти из-за ее перемещения из Государственной Третьяковской галереи.

Письмо к министру культуры, подписанное членами совета, среди которых лингвист, академик РАН Алексей Гиппиус, специалисты по древнерусской живописи Александр Преображенский, Ирина Стерлигова, Ирина Шалина, опубликован на сайте Ассоциации искусствоведов.

Отмечается, что после того, как в июле 2022 года икона была выставлена в Троице-Сергиевой лавре, на ней образовались повреждения грунта и живописи более чем на 60 участках ее поверхности. И несмотря на работу реставраторов, состояние иконы остается нестабильным: "ее разрушение, вызванное перемещением в Лавру, прогрессирует, выявлены новые случаи отставания левкаса и шелушения красочного слоя, трещина по правому стыку досок основы увеличилась, состояние целого ряда участков признано аварийным".




Открытое письмо

От членов комиссии по культуре древней и средневековой Руси

Научного совета РАН «История мировой культуры»

Министру культуры Российской Федерации

Ольге Борисовне Любимовой

Глубокоуважаемая Ольга Борисовна!

15 мая 2023 года на сайте Московской патриархии появилось сообщение о возвращении Русской православной церкви знаменитой иконы «Святая Троица», написанной в первой четверти XV века выдающимся иконописцем Андреем Рублёвым. Вскоре оно было подтверждено пресс-секретарем Президента Российской Федерации Д. С. Песковым и Министерством культуры, что придает этим сведениям официальный характер.

Судьба шедевра древнерусской иконописи вызывает глубокую тревогу у всех, кто ценит русскую средневековую культуру или профессионально занимается ее изучением и популяризацией.

С 16 по 19 июля 2022 года икона Святой Троицы, вывезенная из Государственной Третьяковской галереи вопреки отрицательному вердикту ее расширенного Реставрационного совета, была выставлена для поклонения в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Перемещение столь древней и ветхой иконы на значительное расстояние и отсутствие надлежащих условий для ее пребывания в храме предсказуемым образом повлияли на состояние памятника, которое и в обычной музейной обстановке требовало ежедневного контроля со стороны специалистов. После возвращения «Троицы» в Третьяковскую галерею образовались повреждения грунта и живописи более чем на 60 участках ее поверхности. Несмотря на усилия высококвалифицированных реставраторов, почти год спустя состояние иконы остается нестабильным: ее разрушение, вызванное перемещением в Лавру, прогрессирует, выявлены новые случаи отставания левкаса и шелушения красочного слоя, трещина по правому стыку досок основы увеличилась. Состояние целого ряда участков признано аварийным. Эти объективные данные, представленные на заседании расширенного Реставрационного совета Третьяковской галереи 15 мая 2023 года, привели членов совета к единогласному выводу: в ближайшее время «Троица» не может покинуть стены музея даже на короткий срок.

Между тем, согласно имеющейся информации, уже к 4 июня 2023 года икону планируют выставить в храме Христа Спасителя (по одним сведениям – на две недели, по другим – в течение года), а затем перевезти в Троице-Сергиеву лавру на постоянное хранение. По некоторым данным, после пребывания в храме Христа Спасителя «Троицу» могут передать на реставрацию, но куда именно – не ясно.

Все эти действия представляют серьезнейшую опасность для рублёвской иконы, угрожая разрушением великого произведения искусства и национальной святыни:

1. Имеющийся опыт показывает, что планируемые перемещения памятника между несколькими пунктами подвергнут его риску и из-за вибрации в процессе переездов, и из-за неоднократной смены микроклимата.

2. Как и в 2022 году, за незначительный срок невозможно создать витрину, капсулу или иное устройство, которое могло бы обеспечить стабильное состояние иконы в пространстве действующего храма.

3. Даже при наличии благоприятных условий хранения разнообразные манипуляции с иконой, чье состояние уже граничит с аварийным, лишь ускорят процесс ее разрушения, который будет крайне трудно остановить.

Длительное пребывание «Троицы» в храмах Москвы и Троице-Сергиевой лавры не упростит, но серьезно затруднит доступ к иконе верующих и других лиц. Неминуемое ускорение начавшихся разрушительных процессов вскоре повлечет за собой перемещение иконы в реставрационные мастерские. В итоге икона превратится в хронически больной памятник, и неопределенно долгое время ее нельзя будет увидеть ни в храме, ни в музейной экспозиции. Подчеркнем, что до событий июля 2022 года «Троица» – достояние не только русской, но и мировой культуры – постоянно находилась в залах Третьяковской галереи, где была доступна широчайшему кругу посетителей, людям всех конфессий и национальностей, которые будут лишены возможности контакта с образом в храмах Лавры. Опыт свидетельствует, что переданные в храмы древние иконы перестают быть доступны специалистам, выпадают из процесса научного исследования, а иногда, как «Богоматерь Боголюбская» XII века, серьезно страдают от нарушения условий хранения.

Члены Комиссии по культуре древней и средневековой Руси единодушно заявляют:

1. Шедевры русской иконописи и национальные святыни не должны подвергаться неоправданному риску. Судьба «Троицы» Андрея Рублёва, важнейшего экспоната неделимого по закону Государственного музейного фонда, не может решаться в сжатые сроки, без взвешенного обсуждения с учетом мнения компетентных специалистов.

2 Нынешнее состояние памятника делает невозможным и недопустимым его перемещение из Третьяковской галереи в храм для постоянного богослужебного использования.

3. В настоящее время первоочередными задачами являются стабилизация состояния иконы, укрепление поврежденных участков и дальнейшее долгосрочное наблюдение за произведением в музейных условиях. Осуществлять эти меры должны хранители и сотрудники реставрационной мастерской Третьяковской галереи.

4. Выдающаяся роль «Троицы» в деле распространения знаний о русской культуре требует сохранения широкого доступа к иконе и целостности экспозиции Третьяковской галереи.

5. Единственным пространством, подходящим для размещения иконы «Троица» Андрея Рублёва, являются залы Третьяковской галереи, что подтверждено почти столетней практикой. Обеспечить условия сохранения «Троицы» для будущих поколений способен только музей, поскольку наряду с изучением и популяризацией памятников это и есть его главная функция. Вопрос о создании условий для поклонения образу может рассматриваться лишь при участии реставраторов и музейных работников. Одним из вариантов его решения могло бы стать периодическое размещение иконы в отделе Третьяковской галереи – действующем храме св. Николая в Толмачах, где имеется специально изготовленная для этого витрина.

Призываем сделать всё возможное, чтобы предотвратить разрушение величайшего памятника русской и мировой культуры.


Гиппиус Алексей Алексеевич, доктор филологических наук, академик РАН (председатель комиссии)

Преображенский Александр Сергеевич, кандидат искусствоведения (заместитель председателя)

Беляев Леонид Андреевич, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН

Виноградов Андрей Юрьевич, доктор филологических наук

Гайдуков Петр Григорьевич, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН

Конявская Елена Леонидовна, доктор исторических наук

Корогодина Мария Владимировна, доктор исторических наук

Пичхадзе Анна Абрамовна, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН

Рождественская Милена Всеволодовна, доктор филологических наук

Седов Владимир Валентинович, доктор искусствоведения, член-корреспондент РАН

Семячко Светлана Алексеевна, доктор филологических наук

Сиренов Алексей Владимирович, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН

Стерлигова Ирина Анатольевна, кандидат искусствоведения

Царевская Татьяна Юрьевна, доктор искусствоведения

Шалина Ирина Александровна, кандидат искусствоведения

Успенский Федор Борисович, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН

Юхименко Елена Михайловна, доктор филологических наук

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наглядно на примере коллективизации, которая категорически не устраивала кулачество, т.к. подрывала основы их бизнеса построенного на эксплуатации односельчан: Пионер, № 14, 1930 Не удивлюсь, если описанный персонаж в 1937 году стал "невинной" жертвой репрессий, которого ...
С утра сходили в магазин. Потом весь день работал. У меня было всё распланировано, но потом дали ещё один заказ на перевод и всё. Всё пошло наперекосяк. Кошка ещё с утра сожрала кусок упаковки от сигаретной пачки. Не успели отобрать. Когда лечили её, собаку страшную, так бывало ...
#делобылоосенью - ровно век назад, 29 октября 1922 года, в Москве открылся Театр революции, ныне носящий имя Владимира Маяковского. Естественно, годовщину этого события мы отметим в рубрике #юбилеиосени . Первым спектаклем стала "Ночь" по произведению Марселя Мартинэ. А вот так ...
18-19 сентября я с моими любимками отправилась на гору Большой Иремель. Мы с друзьями ожидали посмотреть золотую осень с вершины одной из самых популярных Башкирских гор и насладиться прекрасными пейзажами.  Но, как это всегда бывает, ожидания частенько расходятся с реальностью. ...
Сугробы у домов увенчаны выброшенными елками. Оттепель. Плюс два, минус два, ноль. Пускай. Пусть февраль будет мартом, март апрелем, апрель маем, а май возьмет два месяца. Или июнь, тоже неплохо. Я так и не смогла принять зиму. Какое там белое безмолвие, какое там великолепными коврами. ...