"Троица" и политические сказки

сказка, как всегда — это проповедь патриарха Кирилла:
«Тенденциям хаоса и конфликта мы противопоставляем великий
религиозно-политический синтез, некий социальный идеал, еще в XIV
веке провозглашенный святым преподобным Сергием Радонежским:
«Воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира
сего»».http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html
Сергий точно вот прям так и сказал?
Обычно этот его текст цитируется иначе – «дабы воззрением на
Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего».
В патриаршей цитате пропущено слово «страх», что радикально меняет
смысл. Согласно обычной версии (берем ее у Трубецкого из «Умозрения
в красках»), преп. Сергий повесил икону Троицы для братии монастыря
– чтобы она (братия) не боялась царящего вокруг обители беззакония.
Реальную рознь озверевших (святорусских) князей и бандитов с
помощью иконы победить вряд ли можно. А вот победить свой
собственный страх перед земными властями с помощью такого взирания
и в самом деле реально.
Увы, точно установить первоисточник этой цитаты трудно. Обычно
ссылки даются на Житие, написанное Епифанием Премудрым. Но там как
раз этой фразы и нет
(www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989).
Пред нами интереснейший богословский новодел, созданный двумя
авторами: Павлом Флоренским и Евгением Трубецким в начале 20
века.
Флоренский: «Преподобный Сергий строит храм Пресвятой
Троицы, «чтобы постоянным взиранием на него, — по
выражению жизнеописателя Преподобного Сергия, —
побеждать страх пред ненавистной раздельностью мира»
(«Троице-Сергиева Лавра и Россия»).
Фраза «по выражению жизнеописателя Преподобного
Сергия» вроде бы снимает ответственность с самого о.
Павла.
Однако, комментаторы трудов отца Павла игумен
Андроник (Трубачев) и С. М. Половинкин прямо говорят:
«Источник цитаты не обнаружен"(Флоренский П., свящ.
Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. — Сочинения. В 4 т. Т. 2. М.,
1996. стр . 768).
И добавляют: "Выражение могло быть заимствовано из книги:
Трубецкой Е. Н., кн. Умозрение в красках. М., 1916. С. 12»
Трубецкой писал: "По выражению его жизнеописателя, преподобный
Сергий, основав свою монашескую общину, "поставил храм Троицы, как
зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую
Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".
И.К. Яхонтов цитирует только первую «часть» этой мысли по
сергиеву житию Пахомия Логофета (Серба): «…посреде же церковь
большу воздвиже, отвсюду видима яко зерцало…» (Жития
святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический
источник. Казань, 1881, с.73). Аналогично и Балдин (Балдин В. И.
Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного
ансамбля), давая при этом ссылку на Великие Минеи-Четии, собранные
свт. Макарием Московским. Сентябрь, вып. III (дни 25–30). День
25. СПб., 1883. Стб. 1417).
Вторая же «часть» мысли берет свое начало, по-видимому, из
речи митрополита Антония (Храповицкого) «Нравственная
идея догмата Пресвятой Троицы», произнесенной 26
сентября 1892 года в Московской Духовной академии во
время празднования 500-летия со дня кончины Преподобного
Сергия Радонежского: «Наш Божественный Учитель потому и
открыл нам учение о Пресвятой Троице, чтобы мы при
созидании Тела Его — как чего-то чудного и в себялюбивом
мире невероятного — имели постоянное утверждение в
лучшем Бытии, вечном и неизменяемом Божестве, и
взиранием на Святую Троицу побеждали страх пред
ненавистною разделенностью мира…».
Так что "завет преподобного Сергия" на самом деле провозглашен не
"еще в XIV веке", а совсем недавно, и не преподобным Сергием, а
философами и автором зарубежного раскола...
|
</> |