Трилогия "Последний богатырь" (2017-2021) - как создавались костюмы жителей

топ 100 блогов nash_dvor28.10.2022 Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей _900 x 600.jpg

Продолжаем рассказ, как создавался волшебный мир Белогорья. Предыдущие посты рассказали, как  создавалась, как придумывались и снимались волшебные места и сказочные персонажи Белогорья. На очереди — история костюмов главных героев.


Какая сказка без красивых костюмов? В зависимости от истории они могут быть историческими или фэнтезийными. В "Последнем богатыре" микс таких костюмов, отвечали за которые художники по костюмам Марина Ананьева, Ирина Лунина и Ирина Чепенко. Им хотелось использовать в костюмах сказочные традиции, но в новом прочтении.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 2 scale_1200 1.jpg
Художница по костюмам Марина Ананьева и актрисы массовки на съемочной площадке
                           
Главная тема фильмов, как и в любой сказке, — дорога, путешествие героя и его трансформация. В трилогии очень много действия, что влияет и на создание костюмов. Ведь нужно увязать образы героев с пластическим гримом, трюками и спецэффектами. Но начать пришлось все равно с базы — исторической основы.
"Мы перелопатили много материала по народному костюму, — рассказывает Марина Ананьева. — Еще в первой части предполагалось показать Белогорье и жителей этого государства. А во второй части практически все действие разворачивается в этой волшебной стране, появляется массовка. Перед нами стояла задача создать образы жителей Белогорья так, чтобы они были одновременно и сказочные, и не совсем народные, в привычной сегодня концертной трактовке".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 3 scale_1200 1.jpg
Жители Белогорья
 
Сначала определились с общей цветовой гаммой. Поскольку это Белогорье, то основным цветом стал белый с декоративными отделками с использованием красного, теплых охристых и частично холодных цветов.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 4 scale_1200 1.jpg
"Мы опирались на чувашские источники, — продолжает делиться Марина Ананьева. — Их декорирование костюмов казалось нам необычным. У нас получилась некая смесь древнерусского силуэта, расклешенного, с зауженными рукавами, и декора с красными, бордовыми, вишневыми отделками. Его мы позаимствовали из удмуртских и марийских костюмов".
В костюмах для фильма также можно найти много мотивов из других народных костюмов — болгарских, румынских, молдавских. Из них брались элементы, которые можно было использовать, не уходя в чуждую этнографическую историю.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 8 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 7 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 6 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 5 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 9 scale_1200 1.jpg
Всего было сделано более 200 костюмов для массовки, а вместе с персонажами и дублями (в которых костюмы могут портиться, поэтому шьется сразу несколько комплектов) — около 400. "В кино часто делается одинаковый дизайн отделки, просто в разных палитрах, — объясняет Марина Ананьева. — Но мы решили, что не будем повторяться вообще, а сделаем, как на самом деле поступали в деревнях: каждый шьет свое. Здесь каждый комплект массовочной одежды уникален, второго такого нет".
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 13 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 12 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 11 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 10 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 14 scale_1200 1.jpg
Поскольку главная аудитория фильмов — молодежь, то создатели костюмов пытались немного осовременить героев. Поэтому богатыри иногда выглядят так, словно они появились из видеоигры, а не из былины. Например, Алеша Попович носит не кольчугу, а короткий кожаный полудоспех с тисненым рисунком, основанным на кельтских узорах. Посеребренные ремешки доспеха должны вызывать ассоциации еще и с викингами.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 15 scale_1200 1.jpg
Вольфганг Черни в образе современного Алеши Поповича

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 16 Capture.JPG
Концепт-арты костюма
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 17 Capture.JPG
Итоговая версия
   

В женских костюмах тоже ушли от исторической достоверности. Многослойность тех нарядов — нижняя рубаха, верхняя рубаха, кафтан, накидка — не подходила экшен-героиням трилогии. Ведь и Василиса, и Варвара не уступают мужчинам и активно сражаются на мечах и не только, что невозможно делать в платье-"матрешке".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 20 scale_1200 1.jpg
Екатерина Вилкова и Мила Сивацкая с дублершами
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 21 scale_1200 1.jpg
               
                 
Иван
Главный герой сказки — персонаж из нашего мира, но с волшебным секретом: он сын Ильи Муромца, а значит, тоже богатырь. За всю трилогию происходит преображение Ивана: он мужает и из афериста превращается в достойного, глубокого и противоречивого персонажа. По сути, это несколько разных образов, что и нужно было отразить в костюмах.
Для каждого персонажа художницы придумали свой цвет, и Ивану достался черный, потому что в первом фильме он экстрасенс-обманщик. "Его нужно было сделать стильным, презентабельным, но не дорогим показушным, а с неким дизайнерским уклоном, — говорит Марина Ананьева. — У него интересная стрижка, современная оправа очков и модный удлиненный силуэт с капюшоном. Мы также сделали Ивану специальное магическое украшение. Для него еще в эскизах разрабатывали пропорциональные соотношения в одежде, чтобы и актеру шло, и работало на двойственный образ человека из современного мира и сказочного".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 22 Capture.JPG
Концепт-арты образа Ивана

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 23 Capture.JPG
Магическое украшение. Вот что получилось
   
Но как передать в современной одежде принадлежность персонажа к былинному миру? "В первой части здорово сыграл современный свитер с текстурой кольчуги, — делится Ананьева. — Нужно было показать, что все-таки в этом городском прощелыге есть богатырская кровь. Этот свитер вязали из полотна, которое сначала распускали на ленты. В итоге получилась модная коллекционная вещь. К нам даже обращались фанаты фильма с вопросами, где ее можно заказать или купить. Этот свитер стал по-своему знаковым, как свитер Бодрова из "Брата 2".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 26 scale_1200 1.jpg
Свитер Данилы Багрова в первом фильме (напомним, похожий носил Иван в "Коньке-горбунке")
Идея оказалась такой удачной, что ее продолжили в других фильмах франшизы. Свитера с былинной фактурой продолжали появляться на главном герое, правда, его одежда стала более приглушенных тонов. Ведь главным здесь был не его внешний вид, а тема дороги, путешествия, которое проделывает Иван. Были важны удобство и функциональность костюма для работы актера, трюков и действия.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 27 scale_1200 1.jpg
Иван и его свитер во втором фильме
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 28 scale_1200 1.jpg
Несмотря на простоту образов Ивана, с его костюмами пришлось возиться так же, как и со сказочными. "Для этих фильмов приходилось изготавливать все, даже современную одежду, — продолжает Марина Ананьева. — Потому что она участвовала в экшен-сценах: что-то горело, что-то отрывалось, или ее нужно было дырявить для каскадерских тросов. Мы делали копии по каким-то образцам модной или молодежной одежды".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 29 scale_1200 1.jpg
Вот, например, специальный трюковой комплект в третьем фильме — с дырками для тросов
 
Во второй части Иван стал спокойнее, и его гардероб тоже. Но так как он постоянно наведывается из Белогорья в Москву, то и одежда его осталась современная. "Во втором фильме еще было много сатиры: внедрение в сказочную историчность современных вещей казалось нам весьма забавным, — объясняет Ананьева. — В отличие от третьего фильма, где, конечно, юмора много, но затрагиваются и более глубокие темы". Поэтому в финале трилогии образ главного героя подобран так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от поиска Иваном ответов на важные для себя вопросы.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 30 scale_1200 1.jpg
Во второй части Иван, например, разгуливает по Белогорью в современной ветровке
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 31 scale_1200 1.jpg
А в третьем фильме его образ приглушен максимально: серые джинсы, серый свитер, черная куртка и черные ботинки
             
                     
Василиса
Василиса умеет превращаться в лягушку и обратно — именно от этого и отталкивались художники в поисках трактовки образа главной героини. И цветовую гамму ей решили сделать изумрудно-бирюзовую.
"Мы потратили очень много времени на подбор цвета, красили ткани в разные оттенки, — говорит Марина Ананьева. — Обсуждали с оператором и режиссером, какой оттенок зеленого ей лучше всего подойдет. Ведь он должен также выделяться на фоне других цветов, например на фоне лесной зелени, альпийских лугов, скал и стен в темнице".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 32 Capture.JPG
Концепт-арты Василисы
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 33 Capture.JPG
В итоге выбрали бирюзовый, потому что этот цвет смотрелся лучше всего на всех фонах, с которыми героине придется столкнуться. На экране у Василисы был бирюзовый костюм с кожаными отделками и вышивкой теплыми нитками мулине. Вообще, очень многие декоративные элементы в костюме Василисы (и не только) были сделаны вручную, чтобы органичность и рукотворность этих вещей действовали на зрителя.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 36 Capture.JPG
Разработка костюма. Кожаные детали
   
Василисе как настоящей воительнице предстояло забираться на деревья, драться или прыгать в воду, поэтому ей сделали высокие плетеные сапоги, рубаху с разрезами, пояс и специальные наручи для стрельбы из лука. Еще ей придумали смешной капюшон, который также можно носить через плечо в виде сумки. В некоторых сценах он скрывал лицо героини, а когда на съемках было холодно, Мила Сивацкая могла им укрываться.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 38 Capture.JPG
Во втором фильме Василиса — уже невеста Ивана, поэтому ее одеяние стало более нарядным. Художницы придумали замшевый кафтан с цветной вышивкой и плетеным кожаным поясом. Бирюзовый цвет остался, но его сделали светлее.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 40 scale_1200 1.jpg
В третьей части Василиса готовится к свадьбе, и художницы решили высветлить ее бирюзовый цвет до почти белого. Позже в финале истории Василиса появляется на ярмарке уже в белом платье — плетеное из шелковых косичек и расшитое деревянными бусинами, оно также сделано вручную.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 41 scale_1200 1.jpg
Василиса перед свадьбой
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 42 scale_1200 1.jpg

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 43 scale_1200 1.jpg
Белый наряд для финала истории
 
На самом деле, у Василисы был еще один белый наряд — свадебное платье, прототипом которого, по словам художниц, стало реальное платье от Валентино, расклешенное, со вставками и широким станом. В фильм, к сожалению, сцена со свадебными платьями Василисы и Бабы-яги не вошла.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 44 scale_1200 1.jpg
Вот так Василиса выходила бы замуж за Ивана
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 45 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 46 scale_1200 1.jpg
У Бабы-яги тоже был шанс стать невестой
             

               
Баба-яга
В "богатырской трилогии" этот персонаж положительный — 600-летняя знахарка, которая помогает Ивану и Василисе. Создателям фильма пришлось постараться, чтобы по-новому придумать этот привычный нам сказочный образ и уйти от героинь Георгия Милляра и Лии Ахеджаковой, сыгравшей Ягу в первом российском фильме Disney "Книга мастеров". Художницам по костюмам очень помогли пластический грим и прическа новой Бабы-яги. Ее внешний вид придумался быстро: лесная ведунья в войлочной накидке.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 47 Capture.JPG
Концепт-арты Бабы-яги и итоговый вариант
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 49 Capture.JPG
Приступая к дизайну костюма, для всех персонажей создают мудборд, где есть эскизы, палитра и даже материалы, из которых эти костюмы и будут изготовлены. Художники смотрят, как фактуры работают вместе. У Яги был вот такой мудборд.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 51 scale_1200 1.jpg
Накидку Бабы-яги из валяной шерсти сделала художница по костюмам и валяльщица Ольга Фроленкова, которую Марина Ананьева специально пригласила в проект. "Мастерица сделала для нас очень сложные фактуры. Одеяние Бабы-яги будто соткано из лесных фактур: шишки, трава, веточки, грубая шерсть, кора и мхи. Это шубейка с капюшоном, вся в заплатах из природных материалов".
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 53 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 52 scale_1200 1.jpg
Во втором фильме герои отправляются в путешествие и попадают в настоящую зиму. Всех спасает Баба-яга — выдает героям своеобразные шубы. По задумке художниц эти шубы "выросли" из лоскутков войлока из сумки Бабы-яги, поэтому они такие неровные и очень разные. Шубы сделаны из бракованных овчинных шкур с залысинами. В них вшивали валяные элементы вручную, потому что ни одна машинка не возьмет такую шкуру. Швеи придерживались природного рельефа шкуры и использовали его для создания фактур.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 54 scale_1200 1.jpg
Все эти шубы разные и сделаны из кусочков. У Финиста она рыжая, крашеная марганцовкой.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 55 scale_1200 1.jpg
Шуба Василисы серебристо-серая. У Яги — коричневая с рваным капюшоном.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 56 scale_1200 1.jpg
А шуба Ивана — широкая разлетайка
Съемки этих сцен были в декабре в Пермском крае, и перед художницами стояла сложная задача: костюмы должны были выдержать морозы. "У нас было четыре шубы, и мы подшивали им пуховые платки. Они действительно теплые, проверенные временем, — рассказывает Марина Ананьева. — Кроме этого, мы использовали высокотехнологичное нижнее белье с электрообогревом на батарейках или аккумуляторах. Его нам делала фирма-производитель подобных вещей для снайперов и тех, кто подолгу сидит в засаде на улице. Но, как говорили нам актеры, платки пуховые тело и душу грели гораздо больше".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 58 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 57 scale_1200 1.jpg
В третьем фильме художницы наполнили одежду Яги разными знаками и символами и чуть серьезнее проработали ее внутреннюю "начинку", ведь в квартире Ивана Баба-яга снимает свой кафтанчик из заплаток и впервые предстает в одном платье. Его расшили рунами и буквами. Сцена эта короткая, но внимательный зритель успеет рассмотреть наряд.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 59 scale_1200 1.jpg


Продолжение следует


Ранее по теме совсем немного и только про первый фильм  «Неo-модерн» сказка /«Последний богатырь» (2017)


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Люкасу в школе дале домашнее задание сделать "коллаж счастья" т.е поместить туда изображения всего, что делает его счастливым. Общими усилиями выбрали фотографии, заодно выяснилось, что моменты счастья сын имеет строго определенные, типа как ...
...
Ребёнку в феврале только исполнится 3 года. Кто-то, уверен, скажет, что родители (мы) идиоты и, возможно, окажется в чём-то прав, но вот как всё произошло. ( Read more ... ) ...
"Мы не сеем и не пашем Не валяем дурака С колокольни хером машем Разгоняем облака" Трактор на ферме - сегодня вещь нужная, полезная и незаменимая. Красивый опять же. Одна беда- соляру жрет, как слон с похмелья. "У современных дизелей с Common Rail он колеблется на уровне ...
   Слепо повинуясь девизу об охоте к перемене мест Фома в определённый момент сорвался со всем семейством из городка в отрогах в городок поближе к столице. Вещички отправили контейнерами по железной дороге, демократическое большинство отбыло на фирменном скором а Фоме ...