Трилогия "Последний богатырь" (2017-2021) - как создавались костюмы жителей
nash_dvor — 28.10.2022
Продолжаем рассказ, как создавался волшебный мир Белогорья.
Предыдущие посты рассказали, как создавалась, как
придумывались и снимались волшебные места и сказочные персонажи
Белогорья. На очереди — история костюмов главных героев.
Какая сказка без красивых костюмов? В зависимости от истории
они могут быть историческими или фэнтезийными. В "Последнем
богатыре" микс таких костюмов, отвечали за которые художники по
костюмам Марина Ананьева, Ирина Лунина и Ирина Чепенко. Им
хотелось использовать в костюмах сказочные традиции, но в новом
прочтении.
Художница по костюмам Марина Ананьева и актрисы массовки на
съемочной площадке
Главная тема фильмов, как и в любой сказке, — дорога,
путешествие героя и его трансформация. В трилогии очень много
действия, что влияет и на создание костюмов. Ведь нужно увязать
образы героев с пластическим гримом, трюками и спецэффектами. Но
начать пришлось все равно с базы — исторической основы.
"Мы перелопатили много материала по народному костюму, —
рассказывает Марина Ананьева. — Еще в первой части предполагалось
показать Белогорье и жителей этого государства. А во второй части
практически все действие разворачивается в этой волшебной стране,
появляется массовка. Перед нами стояла задача создать образы
жителей Белогорья так, чтобы они были одновременно и сказочные, и
не совсем народные, в привычной сегодня концертной
трактовке".
Жители Белогорья
Сначала определились с общей цветовой гаммой. Поскольку это
Белогорье, то основным цветом стал белый с декоративными отделками
с использованием красного, теплых охристых и частично холодных
цветов.
"Мы опирались на чувашские источники, — продолжает делиться
Марина Ананьева. — Их декорирование костюмов казалось нам
необычным. У нас получилась некая смесь древнерусского силуэта,
расклешенного, с зауженными рукавами, и декора с красными,
бордовыми, вишневыми отделками. Его мы позаимствовали из удмуртских
и марийских костюмов".
Всего было сделано более 200 костюмов для массовки, а вместе с
персонажами и дублями (в которых костюмы могут портиться, поэтому
шьется сразу несколько комплектов) — около 400. "В кино часто
делается одинаковый дизайн отделки, просто в разных палитрах, —
объясняет Марина Ананьева. — Но мы решили, что не будем повторяться
вообще, а сделаем, как на самом деле поступали в деревнях: каждый
шьет свое. Здесь каждый комплект массовочной одежды уникален,
второго такого нет".
Поскольку главная аудитория фильмов — молодежь, то создатели
костюмов пытались немного осовременить героев. Поэтому богатыри
иногда выглядят так, словно они появились из видеоигры, а не из
былины. Например, Алеша Попович носит не кольчугу, а короткий
кожаный полудоспех с тисненым рисунком, основанным на кельтских
узорах. Посеребренные ремешки доспеха должны вызывать ассоциации
еще и с викингами.
Вольфганг Черни в образе современного Алеши
Поповича
Концепт-арты костюма
Итоговая версия
В женских костюмах тоже ушли от исторической достоверности.
Многослойность тех нарядов — нижняя рубаха, верхняя рубаха, кафтан,
накидка — не подходила экшен-героиням трилогии. Ведь и Василиса, и
Варвара не уступают мужчинам и активно сражаются на мечах и не
только, что невозможно делать в платье-"матрешке".
Екатерина Вилкова и Мила Сивацкая с дублершами
Иван
Главный герой сказки — персонаж из нашего мира, но с волшебным
секретом: он сын Ильи Муромца, а значит, тоже богатырь. За всю
трилогию происходит преображение Ивана: он мужает и из афериста
превращается в достойного, глубокого и противоречивого персонажа.
По сути, это несколько разных образов, что и нужно было отразить в
костюмах.
Для каждого персонажа художницы придумали свой цвет, и Ивану
достался черный, потому что в первом фильме он экстрасенс-обманщик.
"Его нужно было сделать стильным, презентабельным, но не дорогим
показушным, а с неким дизайнерским уклоном, — говорит Марина
Ананьева. — У него интересная стрижка, современная оправа очков и
модный удлиненный силуэт с капюшоном. Мы также сделали Ивану
специальное магическое украшение. Для него еще в эскизах
разрабатывали пропорциональные соотношения в одежде, чтобы и актеру
шло, и работало на двойственный образ человека из современного мира
и сказочного".
Концепт-арты образа Ивана
Магическое украшение. Вот что получилось
Но как передать в современной одежде принадлежность персонажа
к былинному миру? "В первой части здорово сыграл современный свитер
с текстурой кольчуги, — делится Ананьева. — Нужно было показать,
что все-таки в этом городском прощелыге есть богатырская кровь.
Этот свитер вязали из полотна, которое сначала распускали на ленты.
В итоге получилась модная коллекционная вещь. К нам даже обращались
фанаты фильма с вопросами, где ее можно заказать или купить. Этот
свитер стал по-своему знаковым, как свитер Бодрова из "Брата
2".
Свитер Данилы Багрова в первом фильме (напомним, похожий
носил Иван в "Коньке-горбунке")
Идея оказалась такой удачной, что ее продолжили в других
фильмах франшизы. Свитера с былинной фактурой продолжали появляться
на главном герое, правда, его одежда стала более приглушенных
тонов. Ведь главным здесь был не его внешний вид, а тема дороги,
путешествия, которое проделывает Иван. Были важны удобство и
функциональность костюма для работы актера, трюков и действия.
Иван и его свитер во втором фильме
Несмотря на простоту образов Ивана, с его костюмами пришлось
возиться так же, как и со сказочными. "Для этих фильмов приходилось
изготавливать все, даже современную одежду, — продолжает Марина
Ананьева. — Потому что она участвовала в экшен-сценах: что-то
горело, что-то отрывалось, или ее нужно было дырявить для
каскадерских тросов. Мы делали копии по каким-то образцам модной
или молодежной одежды".
Вот, например, специальный трюковой комплект в третьем
фильме — с дырками для тросов
Во второй части Иван стал спокойнее, и его гардероб тоже. Но
так как он постоянно наведывается из Белогорья в Москву, то и
одежда его осталась современная. "Во втором фильме еще было много
сатиры: внедрение в сказочную историчность современных вещей
казалось нам весьма забавным, — объясняет Ананьева. — В отличие от
третьего фильма, где, конечно, юмора много, но затрагиваются и
более глубокие темы". Поэтому в финале трилогии образ главного
героя подобран так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от поиска
Иваном ответов на важные для себя вопросы.
Во второй части Иван, например, разгуливает по Белогорью в
современной ветровке
А в третьем фильме его образ приглушен максимально: серые
джинсы, серый свитер, черная куртка и черные ботинки
Василиса
Василиса умеет превращаться в лягушку и обратно — именно от
этого и отталкивались художники в поисках трактовки образа главной
героини. И цветовую гамму ей решили сделать
изумрудно-бирюзовую.
"Мы потратили очень много времени на подбор цвета, красили
ткани в разные оттенки, — говорит Марина Ананьева. — Обсуждали с
оператором и режиссером, какой оттенок зеленого ей лучше всего
подойдет. Ведь он должен также выделяться на фоне других цветов,
например на фоне лесной зелени, альпийских лугов, скал и стен в
темнице".
Концепт-арты Василисы
В итоге выбрали бирюзовый, потому что этот цвет смотрелся
лучше всего на всех фонах, с которыми героине придется столкнуться.
На экране у Василисы был бирюзовый костюм с кожаными отделками и
вышивкой теплыми нитками мулине. Вообще, очень многие декоративные
элементы в костюме Василисы (и не только) были сделаны вручную,
чтобы органичность и рукотворность этих вещей действовали на
зрителя.
Разработка костюма. Кожаные детали
Василисе как настоящей воительнице предстояло забираться на
деревья, драться или прыгать в воду, поэтому ей сделали высокие
плетеные сапоги, рубаху с разрезами, пояс и специальные наручи для
стрельбы из лука. Еще ей придумали смешной капюшон, который также
можно носить через плечо в виде сумки. В некоторых сценах он
скрывал лицо героини, а когда на съемках было холодно, Мила
Сивацкая могла им укрываться.
Во втором фильме Василиса — уже невеста Ивана, поэтому ее
одеяние стало более нарядным. Художницы придумали замшевый кафтан с
цветной вышивкой и плетеным кожаным поясом. Бирюзовый цвет остался,
но его сделали светлее.
В третьей части Василиса готовится к свадьбе, и художницы
решили высветлить ее бирюзовый цвет до почти белого. Позже в финале
истории Василиса появляется на ярмарке уже в белом платье —
плетеное из шелковых косичек и расшитое деревянными бусинами, оно
также сделано вручную.
Василиса перед свадьбой
Белый наряд для финала истории
На самом деле, у Василисы был еще один белый наряд — свадебное
платье, прототипом которого, по словам художниц, стало реальное
платье от Валентино, расклешенное, со вставками и широким станом. В
фильм, к сожалению, сцена со свадебными платьями Василисы и
Бабы-яги не вошла.
Вот так Василиса выходила бы замуж за Ивана
У Бабы-яги тоже был шанс стать невестой
Баба-яга
В "богатырской трилогии" этот персонаж положительный —
600-летняя знахарка, которая помогает Ивану и Василисе. Создателям
фильма пришлось постараться, чтобы по-новому придумать этот
привычный нам сказочный образ и уйти от героинь Георгия Милляра и
Лии Ахеджаковой, сыгравшей Ягу в первом российском фильме Disney
"Книга мастеров". Художницам по костюмам очень помогли пластический
грим и прическа новой Бабы-яги. Ее внешний вид придумался быстро:
лесная ведунья в войлочной накидке.
Концепт-арты Бабы-яги и итоговый вариант
Приступая к дизайну костюма, для всех персонажей создают
мудборд, где есть эскизы, палитра и даже материалы, из которых эти
костюмы и будут изготовлены. Художники смотрят, как фактуры
работают вместе. У Яги был вот такой мудборд.
Накидку Бабы-яги из валяной шерсти сделала художница по
костюмам и валяльщица Ольга Фроленкова, которую Марина Ананьева
специально пригласила в проект. "Мастерица сделала для нас очень
сложные фактуры. Одеяние Бабы-яги будто соткано из лесных фактур:
шишки, трава, веточки, грубая шерсть, кора и мхи. Это шубейка с
капюшоном, вся в заплатах из природных материалов".
Во втором фильме герои отправляются в путешествие и попадают в
настоящую зиму. Всех спасает Баба-яга — выдает героям своеобразные
шубы. По задумке художниц эти шубы "выросли" из лоскутков войлока
из сумки Бабы-яги, поэтому они такие неровные и очень разные. Шубы
сделаны из бракованных овчинных шкур с залысинами. В них вшивали
валяные элементы вручную, потому что ни одна машинка не возьмет
такую шкуру. Швеи придерживались природного рельефа шкуры и
использовали его для создания фактур.
Все эти шубы разные и сделаны из кусочков. У Финиста она
рыжая, крашеная марганцовкой.
Шуба Василисы серебристо-серая. У Яги — коричневая с рваным
капюшоном.
А шуба Ивана — широкая разлетайка
Съемки этих сцен были в декабре в Пермском крае, и перед
художницами стояла сложная задача: костюмы должны были выдержать
морозы. "У нас было четыре шубы, и мы подшивали им пуховые платки.
Они действительно теплые, проверенные временем, — рассказывает
Марина Ананьева. — Кроме этого, мы использовали высокотехнологичное
нижнее белье с электрообогревом на батарейках или аккумуляторах.
Его нам делала фирма-производитель подобных вещей для снайперов и
тех, кто подолгу сидит в засаде на улице. Но, как говорили нам
актеры, платки пуховые тело и душу грели гораздо больше".
В третьем фильме художницы наполнили одежду Яги разными
знаками и символами и чуть серьезнее проработали ее внутреннюю
"начинку", ведь в квартире Ивана Баба-яга снимает свой кафтанчик из
заплаток и впервые предстает в одном платье. Его расшили рунами и
буквами. Сцена эта короткая, но внимательный зритель успеет
рассмотреть наряд.
Продолжение следует
Ранее по теме совсем немного и только про первый фильм
«Неo-модерн» сказка /«Последний богатырь» (2017)