Трилогия "Последний богатырь" (2017-2021) - как создавались костюмы жителей

топ 100 блогов nash_dvor28.10.2022 Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей _900 x 600.jpg

Продолжаем рассказ, как создавался волшебный мир Белогорья. Предыдущие посты рассказали, как  создавалась, как придумывались и снимались волшебные места и сказочные персонажи Белогорья. На очереди — история костюмов главных героев.


Какая сказка без красивых костюмов? В зависимости от истории они могут быть историческими или фэнтезийными. В "Последнем богатыре" микс таких костюмов, отвечали за которые художники по костюмам Марина Ананьева, Ирина Лунина и Ирина Чепенко. Им хотелось использовать в костюмах сказочные традиции, но в новом прочтении.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 2 scale_1200 1.jpg
Художница по костюмам Марина Ананьева и актрисы массовки на съемочной площадке
                           
Главная тема фильмов, как и в любой сказке, — дорога, путешествие героя и его трансформация. В трилогии очень много действия, что влияет и на создание костюмов. Ведь нужно увязать образы героев с пластическим гримом, трюками и спецэффектами. Но начать пришлось все равно с базы — исторической основы.
"Мы перелопатили много материала по народному костюму, — рассказывает Марина Ананьева. — Еще в первой части предполагалось показать Белогорье и жителей этого государства. А во второй части практически все действие разворачивается в этой волшебной стране, появляется массовка. Перед нами стояла задача создать образы жителей Белогорья так, чтобы они были одновременно и сказочные, и не совсем народные, в привычной сегодня концертной трактовке".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 3 scale_1200 1.jpg
Жители Белогорья
 
Сначала определились с общей цветовой гаммой. Поскольку это Белогорье, то основным цветом стал белый с декоративными отделками с использованием красного, теплых охристых и частично холодных цветов.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 4 scale_1200 1.jpg
"Мы опирались на чувашские источники, — продолжает делиться Марина Ананьева. — Их декорирование костюмов казалось нам необычным. У нас получилась некая смесь древнерусского силуэта, расклешенного, с зауженными рукавами, и декора с красными, бордовыми, вишневыми отделками. Его мы позаимствовали из удмуртских и марийских костюмов".
В костюмах для фильма также можно найти много мотивов из других народных костюмов — болгарских, румынских, молдавских. Из них брались элементы, которые можно было использовать, не уходя в чуждую этнографическую историю.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 8 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 7 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 6 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 5 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 9 scale_1200 1.jpg
Всего было сделано более 200 костюмов для массовки, а вместе с персонажами и дублями (в которых костюмы могут портиться, поэтому шьется сразу несколько комплектов) — около 400. "В кино часто делается одинаковый дизайн отделки, просто в разных палитрах, — объясняет Марина Ананьева. — Но мы решили, что не будем повторяться вообще, а сделаем, как на самом деле поступали в деревнях: каждый шьет свое. Здесь каждый комплект массовочной одежды уникален, второго такого нет".
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 13 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 12 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 11 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 10 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 14 scale_1200 1.jpg
Поскольку главная аудитория фильмов — молодежь, то создатели костюмов пытались немного осовременить героев. Поэтому богатыри иногда выглядят так, словно они появились из видеоигры, а не из былины. Например, Алеша Попович носит не кольчугу, а короткий кожаный полудоспех с тисненым рисунком, основанным на кельтских узорах. Посеребренные ремешки доспеха должны вызывать ассоциации еще и с викингами.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 15 scale_1200 1.jpg
Вольфганг Черни в образе современного Алеши Поповича

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 16 Capture.JPG
Концепт-арты костюма
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 17 Capture.JPG
Итоговая версия
   

В женских костюмах тоже ушли от исторической достоверности. Многослойность тех нарядов — нижняя рубаха, верхняя рубаха, кафтан, накидка — не подходила экшен-героиням трилогии. Ведь и Василиса, и Варвара не уступают мужчинам и активно сражаются на мечах и не только, что невозможно делать в платье-"матрешке".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 20 scale_1200 1.jpg
Екатерина Вилкова и Мила Сивацкая с дублершами
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 21 scale_1200 1.jpg
               
                 
Иван
Главный герой сказки — персонаж из нашего мира, но с волшебным секретом: он сын Ильи Муромца, а значит, тоже богатырь. За всю трилогию происходит преображение Ивана: он мужает и из афериста превращается в достойного, глубокого и противоречивого персонажа. По сути, это несколько разных образов, что и нужно было отразить в костюмах.
Для каждого персонажа художницы придумали свой цвет, и Ивану достался черный, потому что в первом фильме он экстрасенс-обманщик. "Его нужно было сделать стильным, презентабельным, но не дорогим показушным, а с неким дизайнерским уклоном, — говорит Марина Ананьева. — У него интересная стрижка, современная оправа очков и модный удлиненный силуэт с капюшоном. Мы также сделали Ивану специальное магическое украшение. Для него еще в эскизах разрабатывали пропорциональные соотношения в одежде, чтобы и актеру шло, и работало на двойственный образ человека из современного мира и сказочного".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 22 Capture.JPG
Концепт-арты образа Ивана

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 23 Capture.JPG
Магическое украшение. Вот что получилось
   
Но как передать в современной одежде принадлежность персонажа к былинному миру? "В первой части здорово сыграл современный свитер с текстурой кольчуги, — делится Ананьева. — Нужно было показать, что все-таки в этом городском прощелыге есть богатырская кровь. Этот свитер вязали из полотна, которое сначала распускали на ленты. В итоге получилась модная коллекционная вещь. К нам даже обращались фанаты фильма с вопросами, где ее можно заказать или купить. Этот свитер стал по-своему знаковым, как свитер Бодрова из "Брата 2".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 26 scale_1200 1.jpg
Свитер Данилы Багрова в первом фильме (напомним, похожий носил Иван в "Коньке-горбунке")
Идея оказалась такой удачной, что ее продолжили в других фильмах франшизы. Свитера с былинной фактурой продолжали появляться на главном герое, правда, его одежда стала более приглушенных тонов. Ведь главным здесь был не его внешний вид, а тема дороги, путешествия, которое проделывает Иван. Были важны удобство и функциональность костюма для работы актера, трюков и действия.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 27 scale_1200 1.jpg
Иван и его свитер во втором фильме
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 28 scale_1200 1.jpg
Несмотря на простоту образов Ивана, с его костюмами пришлось возиться так же, как и со сказочными. "Для этих фильмов приходилось изготавливать все, даже современную одежду, — продолжает Марина Ананьева. — Потому что она участвовала в экшен-сценах: что-то горело, что-то отрывалось, или ее нужно было дырявить для каскадерских тросов. Мы делали копии по каким-то образцам модной или молодежной одежды".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 29 scale_1200 1.jpg
Вот, например, специальный трюковой комплект в третьем фильме — с дырками для тросов
 
Во второй части Иван стал спокойнее, и его гардероб тоже. Но так как он постоянно наведывается из Белогорья в Москву, то и одежда его осталась современная. "Во втором фильме еще было много сатиры: внедрение в сказочную историчность современных вещей казалось нам весьма забавным, — объясняет Ананьева. — В отличие от третьего фильма, где, конечно, юмора много, но затрагиваются и более глубокие темы". Поэтому в финале трилогии образ главного героя подобран так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от поиска Иваном ответов на важные для себя вопросы.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 30 scale_1200 1.jpg
Во второй части Иван, например, разгуливает по Белогорью в современной ветровке
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 31 scale_1200 1.jpg
А в третьем фильме его образ приглушен максимально: серые джинсы, серый свитер, черная куртка и черные ботинки
             
                     
Василиса
Василиса умеет превращаться в лягушку и обратно — именно от этого и отталкивались художники в поисках трактовки образа главной героини. И цветовую гамму ей решили сделать изумрудно-бирюзовую.
"Мы потратили очень много времени на подбор цвета, красили ткани в разные оттенки, — говорит Марина Ананьева. — Обсуждали с оператором и режиссером, какой оттенок зеленого ей лучше всего подойдет. Ведь он должен также выделяться на фоне других цветов, например на фоне лесной зелени, альпийских лугов, скал и стен в темнице".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 32 Capture.JPG
Концепт-арты Василисы
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 33 Capture.JPG
В итоге выбрали бирюзовый, потому что этот цвет смотрелся лучше всего на всех фонах, с которыми героине придется столкнуться. На экране у Василисы был бирюзовый костюм с кожаными отделками и вышивкой теплыми нитками мулине. Вообще, очень многие декоративные элементы в костюме Василисы (и не только) были сделаны вручную, чтобы органичность и рукотворность этих вещей действовали на зрителя.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 36 Capture.JPG
Разработка костюма. Кожаные детали
   
Василисе как настоящей воительнице предстояло забираться на деревья, драться или прыгать в воду, поэтому ей сделали высокие плетеные сапоги, рубаху с разрезами, пояс и специальные наручи для стрельбы из лука. Еще ей придумали смешной капюшон, который также можно носить через плечо в виде сумки. В некоторых сценах он скрывал лицо героини, а когда на съемках было холодно, Мила Сивацкая могла им укрываться.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 38 Capture.JPG
Во втором фильме Василиса — уже невеста Ивана, поэтому ее одеяние стало более нарядным. Художницы придумали замшевый кафтан с цветной вышивкой и плетеным кожаным поясом. Бирюзовый цвет остался, но его сделали светлее.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 40 scale_1200 1.jpg
В третьей части Василиса готовится к свадьбе, и художницы решили высветлить ее бирюзовый цвет до почти белого. Позже в финале истории Василиса появляется на ярмарке уже в белом платье — плетеное из шелковых косичек и расшитое деревянными бусинами, оно также сделано вручную.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 41 scale_1200 1.jpg
Василиса перед свадьбой
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 42 scale_1200 1.jpg

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 43 scale_1200 1.jpg
Белый наряд для финала истории
 
На самом деле, у Василисы был еще один белый наряд — свадебное платье, прототипом которого, по словам художниц, стало реальное платье от Валентино, расклешенное, со вставками и широким станом. В фильм, к сожалению, сцена со свадебными платьями Василисы и Бабы-яги не вошла.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 44 scale_1200 1.jpg
Вот так Василиса выходила бы замуж за Ивана
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 45 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 46 scale_1200 1.jpg
У Бабы-яги тоже был шанс стать невестой
             

               
Баба-яга
В "богатырской трилогии" этот персонаж положительный — 600-летняя знахарка, которая помогает Ивану и Василисе. Создателям фильма пришлось постараться, чтобы по-новому придумать этот привычный нам сказочный образ и уйти от героинь Георгия Милляра и Лии Ахеджаковой, сыгравшей Ягу в первом российском фильме Disney "Книга мастеров". Художницам по костюмам очень помогли пластический грим и прическа новой Бабы-яги. Ее внешний вид придумался быстро: лесная ведунья в войлочной накидке.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 47 Capture.JPG
Концепт-арты Бабы-яги и итоговый вариант
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 49 Capture.JPG
Приступая к дизайну костюма, для всех персонажей создают мудборд, где есть эскизы, палитра и даже материалы, из которых эти костюмы и будут изготовлены. Художники смотрят, как фактуры работают вместе. У Яги был вот такой мудборд.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 51 scale_1200 1.jpg
Накидку Бабы-яги из валяной шерсти сделала художница по костюмам и валяльщица Ольга Фроленкова, которую Марина Ананьева специально пригласила в проект. "Мастерица сделала для нас очень сложные фактуры. Одеяние Бабы-яги будто соткано из лесных фактур: шишки, трава, веточки, грубая шерсть, кора и мхи. Это шубейка с капюшоном, вся в заплатах из природных материалов".
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 53 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 52 scale_1200 1.jpg
Во втором фильме герои отправляются в путешествие и попадают в настоящую зиму. Всех спасает Баба-яга — выдает героям своеобразные шубы. По задумке художниц эти шубы "выросли" из лоскутков войлока из сумки Бабы-яги, поэтому они такие неровные и очень разные. Шубы сделаны из бракованных овчинных шкур с залысинами. В них вшивали валяные элементы вручную, потому что ни одна машинка не возьмет такую шкуру. Швеи придерживались природного рельефа шкуры и использовали его для создания фактур.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 54 scale_1200 1.jpg
Все эти шубы разные и сделаны из кусочков. У Финиста она рыжая, крашеная марганцовкой.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 55 scale_1200 1.jpg
Шуба Василисы серебристо-серая. У Яги — коричневая с рваным капюшоном.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 56 scale_1200 1.jpg
А шуба Ивана — широкая разлетайка
Съемки этих сцен были в декабре в Пермском крае, и перед художницами стояла сложная задача: костюмы должны были выдержать морозы. "У нас было четыре шубы, и мы подшивали им пуховые платки. Они действительно теплые, проверенные временем, — рассказывает Марина Ананьева. — Кроме этого, мы использовали высокотехнологичное нижнее белье с электрообогревом на батарейках или аккумуляторах. Его нам делала фирма-производитель подобных вещей для снайперов и тех, кто подолгу сидит в засаде на улице. Но, как говорили нам актеры, платки пуховые тело и душу грели гораздо больше".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 58 scale_1200 1.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 57 scale_1200 1.jpg
В третьем фильме художницы наполнили одежду Яги разными знаками и символами и чуть серьезнее проработали ее внутреннюю "начинку", ведь в квартире Ивана Баба-яга снимает свой кафтанчик из заплаток и впервые предстает в одном платье. Его расшили рунами и буквами. Сцена эта короткая, но внимательный зритель успеет рассмотреть наряд.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались костюмы жителей 59 scale_1200 1.jpg


Продолжение следует


Ранее по теме совсем немного и только про первый фильм  «Неo-модерн» сказка /«Последний богатырь» (2017)


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Шлем типа "бургоньет" с подъемным козырьком. Это работа "последнего великого итальянского бронника" - Помпео делла Кьеза. Шлем датируется примерно 1590-1600 годами. Габарит боевого наголовья 288 x 240 x 300 мм (11 5/16 x 9 7/16 x 11 13/16 inches), вес 2,25 кг (5 pounds). Шлем полностью ...
Читать о том, как военные самолеты атакуют миллионный русский (чего уж там) город спустя шестьдесят девять лет после Победы - жутко. Тем более, что летчики, которые этот город атакуют, говорят по-русски. Читать, как наши "партнеры" и "соседи" называют ополченцев "террористами" - отвратител ...
Модель Изабель Каро скончалась от анорексии.В 2007 году Каро получила известность благодаря участию в итальянской рекламной кампании по борьбе с анорексией "No Anorexia". Каро боролась с болезнью и пыталась привлечь внимание к проблеме анорексии ...
Из источников, близких к «Рособоронэкспорту» стало известно, что между Россией и Ираном возобновлены переговоры о поставке зенитно-ракетных комплексов С-300. Напомним, что контракт на поставку систем С-300 Москва и Тегеран подписали в 2007 году. Руководители Израиля и США выступили про ...
В текущем русско-украинском конфликте меня сильно напрягают некоторые моменты, которые многие не замечают – или интерпретируют позитивно., в стиле "вот какие украинцы дураки и уроды". Чего делать не следует, имхо. Вот например. В настоящее время американцы – которые, собственно, и руково ...