Три цветка


В предверии первого мая, которое случится уже завтра ( праздник все-таки, раньше во всяком случае был) хочу опубликовать отрывок из воспоминаний Стефана Цвейга. Книга его воспоминаний очень созвучна сегодняшнему положению дел и в нашей стране и в мире, и носит очень символичное и звучное название — «Вчерашний мир».
Слом эпох, переход от гуманизма к звериной жестокости национализма, антисемитизм и ксенофобия, как неотъемлемая часть такого перехода...Цвейг прекрасный стилист, и помимо того еще и очень чуткий свидетель времени. Прочитав его книгу, можно лучше понять что сейчас происходит, провести параллели так сказать...ведь история развивается по спирали...
Сегодня отрывок, который имеет непосредственное отношение к 1 мая.
«Я еще помню тот день моего раннего детства, который стал поворотным в решительном подъеме социалистического движения; рабочие, чтобы впервые показать наглядно свою силу и мощь, призвали объявить первое мая праздником трудящихся масс и единой колонной направиться в Пратер (прим. общественный парк и зона отдыха в Вене) , и именно по главной аллее, прекрасной широкой каштановой аллее, где обычно в этот день на карнавальном гулянье останавливались лишь кареты и экипажи аристократии и богатых горожан.
Слово «социалист» имело тогда в Германии и Австрии несколько кровавый и террористический оттенок , как до этого слово «якобинец», а позднее «большевик»; сначала никто не хотел верить, что этот красный сброд пройдет от окраин до центра, не поджигая дома, не мародерствуя и не совершая других гнусностей. Повсюду распространилась паника.

</>Но все прошло хорошо. Рабочие колонной по четыре человека в ряд с образцовой дисциплиной шли в сопровождении жен и детей в Пратер, у каждого в петлице, словно партийный знак , была продета красная гвоздика. Они шли и пели «Интернационал»....Никого не обругали, не избили, никто не сжимал кулаков. Дружелюбно посмеивались полицейские , солдаты вторили им...все кончилось — как всегда в старой доброй Австрии — обоюдными уступками; еще не была внедрена нынешняя система избиения дубинками и убийств, еще был жив ( пожалуй уже несколько поблекший) идеал гуманности даже у лидеров партий.

Вскоре после красной гвоздики появился другой партийный знак, другой цветок в петлице — белая гвоздика, эмблема принадлежности к христианско-социалистической партии ( разве не замечательно, что в ту пору партийными значками были еще цветы, а не сапоги с отворотами и не черепа). Христианско-социалистическая партия была в основном партией мелкой буржуазии , в противовес партии пролетарской, и, по сути, так же как и пролетарская, возникла в результате победы машины над ручным трудом.
Ибо машина, дававшая рабочим власть и улучшение положения, одновременно угрожала гибелью мелким ремесленникам. Крупные торговые дома и промышленное производство несли разорение среднему сословию и мелким ремесленникам-кустарям.Этим недовольством воспользовался ловкий и популярный лидер доктор Карл Луэгер и с помощью лозунга «Надо помочь маленькому человеку» увлек за собой всю мелкую буржуазию и рассерженное среднее сословие, зависть которого по отношению к богатым значительно уступала страху скатиться в ряды пролетариата. Это была та же запуганная прослойка , какую собрал вокруг себя позже Адольф Гитлер ( тоже, кстати, австриец).
Когда движение христианско-социалистической партии завоевало наконец венский совет общины и Луэгер был назначен бургомистром, то его городская администрация оставалась безукоризненно справедливой и даже образцово демократической; евреи, которые трепетали перед этим триумфом антисемитской партии, продолжали пользоваться такими же равными правами и уважением. В кровообращение эпохи еще не проник яд ненависти и стремление к взаимному безостановочному уничтожению.

Но вот явился на свет и третий цеток , синий василек, любимый цветок Бисмарка и символ немецкой национальной партии, которая — только тогда этого еще не понимали — с убойной силой осознанно стремилась к перевороту, к разрушению австрийской монархии, чтобы под прусским и протестантским началом создать — уже привидевшуюся Гитлеру — Великую Германию.
В то время как христианско-социалистическая партия упрочила свои позиции в Вене и в деревне, социалистическая — в промышленных центрах, национал-немецкая имела своих приверженцев почти исключительно в пограничных районах Богемии и Альп ; она компенсировала свою малочисленность дикой агрессивностью и безмерной жестокостью..., руководствуясь принципом , с помощью которого маленькая террористическая группа запугивает далеко превосходящее по численности , но гуманно-пассивное большинство...»
Мораль проста, всё как всегда Добро — вяло и пассивно, а зло — бодро и активно. Любимый слоган Мавроди, кстати сказать, если кто не знает — очень активный был «товарищ».
А вы знали что синий василек был любимым цветком Бисмарка ? И еще , когда я читала этот отрывок меня не покидало ощущение, что гуманно-пассивное большинство на текущий момент это мы с вами, дорогие товарищи. Вот только кто та террористическая группа сейчас...вопрос открытый. Но то, что запугивают — факт неоспоримый. А у вас как с настроением... чувствуете испуг или спите спокойно и ничто вас не тревожит ?