"Треугольник печали" (Triangle of Sadness), 2022, Швеция и так далее.



Режиссёр поместил свою разношёрстную компанию на роскошную яхту. Своеобразный Ноев ковчег, каждой твари по паре. Элитная часть представлена буржуазией достаточно высокого уровня, но с вкраплением в её состав элементов современной реальности из мира моды и Интернета. Имею в виду Карла и Яя - пару то ли влюблённых, то ли сблизившихся на некоторое время молодых людей. Уровнем пониже находится вышколенная сервис-группа, а в самом низу – безликая масса уборщиц, преимущественно из стран третьего мира. Происходит крушение, вызванное, в нашем случае, совокупностью внутренних и внешних причин, и пирамида иерархии переворачивается. Те, кто был никем, стали всем. Уборщица оказалась единственной, способной выживать на необитаемом острове. В результате быстро складывается новая структура общества и, что логично, и власти. Теперь уже уборщица устанавливает свои порядки и пользуется выгодами своего положения, потому что навыки остальных оказались ненужными в условиях, когда обслуживающий их персонал растворился в воде и в воздухе. А как иначе? Видно, так устроен человек – без иерархии ему не обойтись, и стоит разрушить одно, как на его месте вырастает другое, но очень похожее.
Так выглядит сюжет фильма. Теперь о его наполнении. На мой взгляд, действие фильма неровное. Есть просто блестящие места, а есть и места-наполнители, вкусовые добавки, которые затянули продолжительность фильма до неприличных двух с половиной часов. Концептуально важной для режиссёра оказалась сцена, в которой Карл и Яя минут пятнадцать, наверное, спорят, кто же из них должен заплатить за ужин в ресторане, не обидев, при этом, чувств своего партнёра. Наверное, режиссёр и этой и другими сценами хотел показать пустоту словесных коммуникаций и стоящих за ними прогрессивных взглядов. Другими словами, показать духовную выхолощенность элиты. Украшают же фильм споры крепко зашибающего капитана-марксиста и русского богатея. Яхта продолжает свой путь без рулевого, управление потеряно, а дискуссия всё разгорается и разгорается. Результат закономерен.
Есть ещё одна продолжительная сцена, которая, опять же на мой взгляд, помимо показа пустоты мыслей и желаний элиты, должна внушить зрителю и физическое отвращение к ней. Назову вещи своими именами – высокопоставленные гости блюют. Блюют обильно, энергично и долго. Помимо художественной стороны, меня заинтересовала и техническая – как на практике добились столь обильных извержений? В общем, сцена эта неприятна, но разве жизнь наша состоит только из приятных мгновений? Может, от такой жизни кое-кого уже тошнит?
«Треугольник печали» шведского режиссёра Рубена Эстлунда на фестивале 2022 года в Каннах получил Золотую пальмовую ветвь. Несколько лет назад столь же высокой награды на этом же кинофестивале получил его фильм «Квадрат». Там речь шла о доведённой до абсурда толерантности в артистических кругах. По стилю эти ленты очень схожи, но есть в них одна интересная деталь – в обоих случаях задействованы русские. В Квадрате через такого персонажа выражено грубое, животное начало в человеке, в Треугольнике печали русский (внешне больше похожий на цыгана) тоже не укладывается в чётко очерченные рамки цивилизованного человека своей эмоциональностью и внешней расхлябанностью. Да и сделал он своё состояние, торгуя дерьмом, о чём постоянно и чуть ли не с гордостью сообщает всем желающим и не желающим это услышать. Но если сравнить его товар с теми, которыми торгуют другие участники круиза, то выяснится, что настоящее дерьмо – это товары этих добропорядочных членов общества. Да и, как оказалось, его товар – всего лишь удобрения. Вещь полезная, хотя и дурно пахнущая.
Я начал с антибуржуазной направленности этого фильма. Направленность увидеть можно, но вот вред, который может быть причинён буржуазии этой картиной, рассмотреть сложнее. Во-первых, это кино для элитной публики и не рассчитано на массового зрителя. Во-вторых, методы критики вряд ли способны возбудить антипатии к объекту критики в том же массовом зрителе, кроме, разве что, зевоты – чувства сильного и заразного. Покусывание беззубым ртом, интеллектуальная игра кинематографической элиты. Такое кино снимается для своего круга, и своим кругом оценивается. Это не значит, что простому человеку это совсем не интересно. Отнюдь. Я посмотрел с любопытством и даже отметил, что есть в «Треугольнике печали» сильные места, но это не отменяет сказанного. Я так вижу.
П.С. Добавлю, всё-таки, что Чарлби Дин Крик, исполнительница роли Яя, скончалась в конце августа 2022 года в возрасте 32 лет. Молодая, красивая женщина. Грустно.
================