«Корсаж», 2022, Австрия, режиссёр Мари Кройцер
crazy_reader — 18.11.2022 Кризис среднего возраста в женском исполнении. Это у нас «в сорок пять баба ягодка опять», а вот в Австрии, видимо, другая плодово-ягодная культура. Хотя Елизавета, главная героиня фильма, и того моложе – на наших глазах ей только что исполнилось сорок. Но кризису на это наплевать - нагрянет, когда его совсем не ждёшь. Вот и очутилась Елизавета на распутье. Работать муж не разрешает, потому что работает сам и материально обеспечивает всю семью. Сын вырос, дочь тоже не очень-то нуждается в материнской заботе, да и муж не поощряет родительских порывов Елизаветы. Что делать? Следить за своей фигурой, контролируя вес и талию? Дело, конечно, нужное, но достойная ли это цель жизни для столь энергичной натуры? Путешествия? Тоже приелись. Кокетство с мужчинами? И хочется, и колется. Да и следят все за ней. Никакой личной жизни, никакой самореализации.Действие проходит в Австрии конца 19-го века. Елизавета Баварская, известная ещё как императрица Сиси, мне совсем неизвестна. Поэтому на соответствие истории фильм оценивать не буду. Думаю, что режиссёр сильно откорректировал реальность, но насколько – не мне судить. Да это и не важно, потому что фильм этот явно не из исторических.
Скучающая женщина, которая на грани перехода в возраст старости (а в то время сорок лет считалось формальной границей, после которой старость и начиналась) хочет взять от жизни как можно больше, и не знает, как это сделать. Судорожные, импульсивные попытки остановить мгновение у бездны страшной на краю.
Думаю, что будут попытки интерпретировать фильм в феминистическом ключе. Затравили, мол, мужики, женщину свободного Запада, сдавили её условностями, замуровали в тугой корсаж – ни вздохнуть, ни ловко повернуться. Приходится компенсировать души прекрасные порывы мелкими, безрассудными и пустыми делами. Думаю так потому, что маятник качнулся в другую сторону и теперь всё чаще вижу попытки найти проявления феминизма даже на ровном месте. При том, что я не одобряю многое из этого движения, видеть повсюду происки феминисток я не готов. Так что, даже если эти идеи и вдохновляли режиссёра во время работы над фильмом, я на них не обратил никакого внимания. Оставлю это специально обученным людям
Действие фильма густое, вязкое. Из-за того, что дела Елизаветы скучноваты, кажется скучноватым и фильм. Нет в нём динамики, но, скорее всего, так было сделано специально. От себя добавлю, что мне фильм скучным не показался. Хотя и очень сильным тоже. Но он на это и не претендовал. Камерная история без ярко выраженных проявлений эмоций. Фильм европейский, и, наверняка, отражает и их сугубо внутренние проблемы. Я нахожусь снаружи, и, поэтому, смотрю без предубеждения.
Для того, чтобы перебросить мостки в современность, режиссёр использует приёмы постмодернизма, которые я бы назвал мелким хулиганством. Их немного, но они бросаются в глаза. Для примера назову исполнение перед собранием чопорных дам песни Rolling Stones под аккомпанемент древнегреческой балалайки. (На мужа Елизаветы, кстати, эта песня воздействовала очень благотворно). Нечто похожее, но с более широким размахом, использовал Йоргос Лантимос в своём фильме «Фаворитка». Мне вообще два этих фильма кажутся схожими по эффекту воздействия. Очень красиво, очень хорошо сыграно и не очень пробирает. Если воспользоваться аналогом старой системы оценок в фигурном катании (за технику и за зрелищность), то за технику я «Корсажу» поставлю 7.1, а за впечатление от содержания 6.6. И моё последнее слово: многим, особенно профессиональным критикам, понравилась Вики Крипс в роли Елизаветы Баварской.
=======================================