![](/media/images/top/preview/skv1000-users-photofile-ru-photo-skv1000-96610877-125458201.jpg)
ТРЕТЬЯ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ НАШЕГО ТЕКСТА О СВЯТО-ВВЕДЕНСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ В ИВАНОВО
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
ИНАЯ ЖИЗНЬ
Начало: часть 1, часть 2
Вечером на Преображенском подворье ивановского Свято-Введенского монастыря царил переполох. Кто-то из монахинь побежал за аптечкой, кто-то за молоком и картонной коробкой, а кто-то принес ворох тряпья. Выяснилось, что несколько минут назад на поле был обнаружен израненный ежик.
![ТРЕТЬЯ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ НАШЕГО ТЕКСТА О СВЯТО-ВВЕДЕНСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ В ИВАНОВО](http://skv1000.users.photofile.ru/photo/skv1000/96610877/125458201.jpg)
Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙ
Часа через два в келью старшей сестры подворья матушки Ефросинии стучится счастливая монахиня: «Матушка! Ежик блюдце молока съел!»
«Ну, вот и хорошо», – смеется матушка Ефросиния. Оставив ужин, идем на балкон проведать ежа.
А вид-то отсюда какой! В сумерках на фоне темной зубчатой стены леса нежно белеет старая Преображенская церковь, закатное небо расцвело пурпурными облаками. Матушка Ефросиния улыбается: «Красота, правда? Вот и мы наглядеться не можем. Когда новенькие приходят в монастырь, сначала на подворье ехать не хотят. А после того, как побывают здесь, ни одной возможности приехать не упускают».
Повороты
судьбы
…Подворье просыпается ранним утром, когда ночной туман сдается и
медленно уползает в лес. Откуда-то доносится запах дыма. Из
коровника выбегают две овчарки, лениво выходят коровы, подгоняемые
монахинями. Кто-то из насельниц уже спешит в сад, кто-то возится в
цветнике. А на огороде разыгрывается неожиданная баталия: огромный
взъерошенный индюк напал на трудниц, которые, побросав тяпки,
отступают в беспорядке. Но вот в сражение вступает пожилая
монахиня, вооруженная граблями. Индюк, обиженно квохча, покидает
поле боя…
Старшая сестра Преображенского подворья монахиня Ефросиния / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙ
…За чаем матушка Евстолия рассказывает, что она из семьи художников, с детства думала о монашестве, с 15 лет пела на клиросе в церкви. Одним из первых ее послушаний в обители была обязанность вести летопись монастыря. «Когда батюшка благословил на это послушание, я хотела поехать в те монастыри, где сохранились архивы, понять, как это нужно делать. Но отец Амвросий сказал: пиши как получится. Я стала вести хронику в форме дневниковых записей. Но писала не день за днем, а описывала яркие, важные события. В начале 90-х церковь только получила свободу после гонений, была массовая волна ревности и любви к Господу. И в монастыре нашем царило воодушевление, притом что никаких бытовых условий не было: спали на полу, мыши бегали, мы ели что Господь пошлет. Но радость была – через край! Поэтому, наверное, летопись складывалась так естественно. Это были живые впечатления жизни. Вот привезли колокол, первый раз ударили… Вот первая Пасхальная служба, море свечей вокруг храма, под небом Иваново свободно звучит «Христос воскресе!».
…Когда мы, попрощавшись, уходили из кельи, монахиня Евстолия снова включила компьютер и устроилась за ним с толстым потрепанным томом в руках…
Схимница
В скромной келье в глаза бросается старая потемневшая икона: лишь по еле заметным очертаниям силуэта можно понять, что это – образ Богородицы. «Эту икону кто-то оставил в нашем храме на окне, – поясняет схимница. – Я ее забрала, сняла оклад, почистила и принесла в келью. И все время ей говорю: Матерь Божия, я теперь Тебя никому не отдам».
Матушке Акилине 83 года. Это сухонькая, стройная старушка с добрейшими глазами и натруженными руками. Монашеский постриг матушка Акилина приняла шестнадцать лет назад, а великую схиму – пять лет назад. Она рассказывает, как тяжело болела в миру после травмы на работе, как трудно лечилась, как встретилась с отцом Амвросием и приняла решение прийти в монастырь. Вспоминает, как непросто было отстраивать Преображенское подворье: все было замусорено, в церкви находился склад удобрений, все начинали с нуля. Матушка Акилина несла послушание в коровнике, была привратницей, собирала ягоды и травы для лекарств и монастырского чая. У нее в келье и сейчас сушатся букетики лесных и полевых трав.
– Матушка, как вам удается сохранять такое позитивное отношение ко всему вокруг?
– Мне кажется, надо помнить о благодарности. Надо благодарить за все. Каждый день. Вот видите, дождь идет? Разве можно из-за этого расстраиваться? Ведь после дождя землю хорошо обрабатывать, она становится пушистой, теплой. Или вот зимой, смотришь в окно – снег падает. И снежинки такие красивые, и каждая на другую не похожа. И думаешь: Господи, спасибо Тебе, как же ты все красиво и правильно устроил. Такая красота, такая милость, и все – для нас. А мы часто этого не замечаем, проходим мимо…
Романовский скит
– А у нас тут свое море есть! – Послушница Марина хитро улыбается. – Хотите посмотреть?
...От ворот подворья к домовому храму ведет тенистая аллея. Старые липы тихо перешептываются, ветер покачивает скрипучие качели, осторожно перебирает колокола на крыше храма. За церковью прячется колодец с журавлем, мимо него вниз, к речке, бежит песчаная дорожка. Слева – монастырские огороды: меж грядок видны апостольники и косынки насельниц. Из личного опыта нам известно: стоит только появиться рядом с огородом, как монахини и послушницы начинают угощать огурцами, смородиной, малиной… Вот, пожалуйста: едва мы подошли поздороваться, инокиня Татьяна уже протягивает огурцы и улыбается: «Попробуйте! Только что сорвала, они свежие-свежие!»
«Мать Павлина! Масло для салата давай!» – Голос доносится будто из-под земли, мы вздрагиваем от неожиданности и оглядываемся. Никого нет! «А вот и Марина!» – смеется матушка Павлина. Оказывается, трапезная расположена прямо под кухней, и монахини, чтобы постоянно не бегать с этажа на этаж за каждой мелочью, приспособили для «голосовых сообщений» шахту кухонного лифта. Технология, однако…
У каждого – свой путь
– И как надо жить в монастыре?
– Теперь вы больше не думаете,
«когда это все кончится»?
– Уже не думаю, но только начинаю понимать, что это послушание
очень ценно для моей души. Ведь здесь все мои недостатки сразу
видны. Я – человек обыкновенный, со своими слабостями, немощами, со
своей слепотой духовной, иногда и по страсти действуешь, иногда по
глупости, иногда по усталости. Сестрам бывает со мной нелегко. И
мне с ними – тоже.
В монастырях ведь так все духовно устроено, что люди в них
постоянно находятся в трудной, может быть, даже экстремальной
духовной ситуации. Спрятаться невозможно. И это самое ценное: ты
видишь себя подлинную. Понимаешь свои недостатки. Видишь, как тебе
трудно дается самое простое – перетерпеть, промолчать, улыбнуться.
Вся ценность моего послушания здесь именно в этом, потому что я
ярко начинаю видеть, что во мне кипит. А с другой стороны, когда
начинаешь понимать, как трудно исправлять свои недостатки,
становишься гораздо снисходительнее к недостаткам других…
Фрагменты
…Дождь в Иваново лил как из ведра. Вместе с монахиней Феофилой мы
укрылись от него под крышей крыльца керамической мастерской. В
ворота монастыря входит пожилой мужчина с палочкой и, прихрамывая,
спешит на службу в «Красную церковь». «Надо же, ливень какой! Ну,
это надолго – вон как тучи небо заволокли», – с тоской ноем мы.
Монахиня Феофила подставляет ладонь под косые струи дождя,
улыбается каким-то своим мыслям и говорит: «Зато иконописцам
цветник поливать сегодня не нужно». А нам-то и в голову не пришло,
что монахиням Рахили и Христине – одной заботой меньше…
…Из коровника, где хозяйничают монахиня Надежда и инокиня Ирина (они – мать и дочь, в ивановском монастыре это вообще не редкость. – Прим. авт.), нас не выпустили без банки парного молока.
…Внучка матушки Ефросинии, 10-летняя Настя, забравшись на колокольню, лихо звонит в колокола, демонстрируя по нашей просьбе свое умение. К Преображенской церкви спешат насельницы, удивляясь: и почему так рано звонят к службе? Мы бросаемся извиняться и объясняться. В ответ – улыбки, ни одна из них не отругала нас.
…Помогая матушке Анастасии на огороде, мы вовсе не ждали, что перед отъездом она вручит нам банку с малосольными огурчиками. «Собирали? Собирали. Вот и попробуете», – сказала она в ответ на наши возражения…
Первые шаги
…Когда в разговорах с монахинями мы говорили «уходят в монастырь», они нас терпеливо поправляли: «в монастырь не уходят, а приходят». Когда мы расспрашивали о том, как они чувствуют себя за стенами монастыря, в обычной жизни, многие из них честно отвечали: не слишком уютно. Они нередко сталкиваются с неоднозначной реакцией окружающих, которая чаще всего их не слишком радует.
С каждым днем нашего общения в монастыре становился все очевиднее простой факт: те, кто живут в монастыре, и те, кто живут в миру, несмотря на всю свою схожесть, все-таки существуют на разных волнах. Увы, сравнение не в нашу пользу. Ну, хотя бы потому, что монашествующие гораздо более искренни, совестливы, ненавязчивы, отзывчивы и, признавая свою неправоту, всегда готовы просить прощение. Во всех этих отношениях большинству из нас до них слишком далеко.
Конечно, не стоит идеализировать ситуацию. В любом монастыре наверняка хватает проблем и спорных вопросов. Так же, впрочем, как хватает их в церкви в целом. И сегодня число тех, кто критикует монашество – со знанием дела или вовсе без оного, – явно перевешивает число тех, кто его защищает. Можно долго рассуждать на эту тему, приводя доводы за и против, только это ничего не добавит ко всему уже сказанному в словесных баталиях по этому вопросу. Утешает только одно: интерес к делам монашеским и накал страстей в спорах о них свидетельствует о том, что всем нам подобные вопросы небезразличны.
Но стоит ли забывать главное? Наши российские монастыри – только в начале пути, они только возрождаются после долгих лет запретов и забвения, пытаясь восстановить те традиции, которые были практически полностью утрачены в России в ХХ веке.
Рассвет над Свято-Введенским монастырем в Иваново / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙ
"Русский
мир.ру", №9, 2011 г.
http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/magazines/archive/2011/09/article0019.html