Третья битва в заливе Сирт


Ливийский корвет "Айн Закит" в огне после удара американских ракет, 25 марта 1986 г. Через несколько минут корабль взорвется и затонет.
Вступление
В 1973 году Ливия в одностороннем порядке признала залив большая Сирта своими территориальными водами, приняв за свои границы параллель 32°30’ северной широты. Первый крупный инцидент, последовавший за этим заявлением, произошел еще 21 марта 1973 года, когда ливийские истребители «Мираж» обстреляли американский самолет типа RC-130, летевший в воздушном пространстве над заливом на расстоянии 89 морских миль от берега. От непреднамеренного сбивания машины спасло появление истребителей ВМС США, которые взлетели с американских авианосцев, действующих в Средиземном море. США не признали ливийские претензии, тем более что Каддафи проводил открыто антиамериканскую политику. Своеобразное «ужесточение курса» произошло после избрания президентом США Рональда Рейгана. Для демонстрации своей решительной позиции американцы направили на воды залива Сирт боевую группу ВМФ, ядром которой был атомный авианосец «Нимиц» (CVN-58). 19 августа 1981 года американские истребители F-14 сбили два ливийских истребителя-бомбардировщика Су-22, которые первыми открыли огонь.
Увертюра
Для реализации этого намерения велась интенсивная подготовка. Сначала необходимо было провести тщательную разведку; для этого один из разведывательных спутников системы SIGNIT был выведен на орбиту для наблюдения за Северной Африкой. Одновременно на базу Королевских ВВС Акротири на Кипре были направлены два самолета радиоэлектронной разведки типа RC-135, а на базу НАТО Ираклион на Крите – два высотных разведывательных самолета типа U-2/TR-1. Также самолеты раннего предупреждения (летающие командные пункты) Е-2, принадлежащие ВМС США, вели непрерывное радиолокационное наблюдение за всеми движениями ливийских авиационных и морских сил. Были значительно усилены и американские войска в этом районе. Заявленная цель действий Соединенных Штатов заключалась в защите права на свободное судоходство, а фактическое желание продемонстрировать политическую решимость и военную мощь США при одновременном проявлении слабости Ливии. План действий предусматривал вход в залив Сирт группы американских кораблей, прикрытых с воздуха самолетами с авианосцев. В случае, если ливийцы предпримут вооруженные действия (на что рассчитывали американцы), появится возможность преподать урок Каддафи.
Сражение
Первой реакцией ливийцев на появление американцев стал подъем пары истребителей МиГ-25, которые, однако, вели себя пассивно и вскоре улетели. В море вышли и ливийские военные корабли.
Боевые действия начали ливийцы. Размещенные на берегу ракетные комплексы ЗУР типов С-200 и С-75 выпустили ракеты по самолетам ВМС США, но американцы уклонялись от попаданий, умело маневрируя и используя радиолокационные ловушки. Американской стороне удалось спровоцировать ливийцев на активные действия, что дало им «свободу рук». Их первой целью был ракетный катер «Вахид» [1], который вышел из порта Мисрата над западным побережьем залива Сирт и направился к американским кораблям. Катер был обнаружен самолетом Е-2, который следил за его дальнейшими движениями. В действие вступили самолеты А-6 с авианосца «Америка» (CV-66), которые выпустили по ливийскому кораблю две противокорабельные ракеты «Гарпун». Они попали в надстройку, разрушив главный командный пункт вместе с прилегающими помещениями, и вызвали сильный пожар. Погибли 16 членов экипажа, включая командира корабля, оставшиеся в живых покинули катер на надувном спасательном плоту; они отплыли примерно на милю, когда «Вахид» затонул, разорванный мощным взрывом – пожар вызвал взрыв артиллерийских боеприпасов и ракет.
1. «Wahid», бортовой номер 526. Французского типа «Комбаттан II». До 1983 года носил название «Beir Glulud». Построен на верфи CMN в Шербуре (заложен 20.10.1979, спущен на воду 30.09.1980, введен в строй 8.09.1982).
Вторым кораблем, ставшим жертвой американцев, стал ракетный корвет «Айн Мара» [2], находившийся на противоположной – восточной – стороне залива. Его атаковал и сильно повредил кассетными бомбами «Рокай» самолет типа А-6. От полного уничтожения ливийский корабль спасло появление нейтрального торгового судна. Не желая подвергать себя осложнениям, связанным с возможным инцидентом с третьей страной (вся американская акция номинально проводилась для защиты права на свободное судоходство), американцы предоставили ливийский корабль своей судьбе – впрочем, он уже не представлял угрозы. Поврежденный «Айн Мара» сумел добраться до Бенгази [3].
Тем временем южнее «линии смерти» маневрировали корабли КУГ. Когда через два часа после полуночи (уже 25 марта) они оказались в восточной части залива, электронные устройства крейсера «Йорктаун» засекли работу радиолокационной станции управления огнем. Источником сигнала было судно, маневрировавшее примерно в 20 милях к западу от Бенгази. Присутствие этого корабля было известно американцам, так как оно наблюдалось на экранах радаров «Йорктауна» и самолета E-2, но из-за низкой скорости и того факта, что у него был включен только навигационный радар, считалось, что это рыболовное судно, занятое ловом. Однако после включения электронных систем управления огнем фактическое назначение судна стало очевидным. В сложившейся ситуации «Йорктаун» тут же выстрелил в сторону противника двумя ракетами «Гарпун». Обе поразили ливийский корабль, как позже выяснилось – корвет «Айн Закит» [4], в правый борт. Попадания имели фатальный эффект, вызвав возгорание ракетного топлива в пусковых установках правого борта ливийского корабля. Охваченный яростным пожаром, корвет затонул в течение 15 минут, и из его экипажа не уцелел никто.
4. «Ain Zaqit», бортовой номер 419, построен в Рыбинске (заводской номер 207, заложен 25.03.1983, спущен на воду 31.03.1984), 10.09.1984 временно включен в состав ВМФ СССР как МРК-15, в сентябре 1985 года передан Ливии.
Дальнейших действий с применением вооружения не последовало, и с наступлением рассвета корабли ВМС США отплыли к северу от параллели 32°30’ с.ш. Баланс продолжавшихся всего сутки действий оказался для американцев весьма благоприятным; самолеты и надводные корабли ВМС США потопили два и повредили один ливийский корабль, кроме того, самолеты А-7 с авианосца «Саратога» обезвредили две ливийские батареи зенитных ракет, уничтожив их радары наведения противорадиолокационными ракетами HARM.
Совсем иначе ситуация выглядела с ливийской точки зрения. Серьезные собственные потери не компенсировались даже символическим успехом – американцам не удалось нанести каких-либо потерь. С точки зрения тактики и организации действия США и Ливии были совершенно разными. Первые были хорошо подготовлены и действовали скоординированно. Однако ливийцы, несмотря на бурные заверения, не сделали ничего, чтобы адекватно подготовиться к столкновению. Отправка отдельных кораблей против сильной эскадры кораблей ВМС США, действовавших под «зонтиком» авиации, на самом деле носило смертельный характер, тем более, что американцы были заранее предупреждены об обстреле своих самолетов о намерении Ливии вступить в бой. Можно добавить, что запуск зенитных ракет с расстояния, близкого к их максимальной дальности стрельбы, изначально ставил под сомнение целесообразность такого шага. С другой стороны, следует признать, что действия корвета «Айн Закит» были разумными с тактической точки зрения. Однако, после ответной атаки на американские самолеты, американцы уже были готовы практически ко всему и ждали появления противника «с пальцем на спусковом крючке». Кажется, что самое разумное, что могли сделать ливийские корабли, – это с отключенными электронными устройствами управления огнем маневрировать в собственных территориальных водах (признанных на международном уровне, в том числе и США), укрываясь среди заранее расставленных торговых или рыболовецких судов. Можно было рассчитывать, что корабли ВМС США, ободренные отсутствием ливийской реакции, приблизятся к границам территориальных вод Ливии, и тогда появится возможность эффективно атаковать их.
Заключение

Авианосец "Саратога"

Ракетный катер "Вахид" в период испытаний

Корвет "Айн Мара" в Ла-Валетте после ремонта в Ленинграде, 29 июля 1991 г.

Фото горящего "Айн Закита" с другого борта
|
</> |