Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

топ 100 блогов sasha-lotus23.05.2017
Начинается наш трек к базовому лагерю Эвереста по удлинённому маршруту через озёра Гокио и перевал Чо Ла, тропа, сулившая не только красивейшие живописные виды на одни из самых высоких гор на планете, что навеки останутся в памяти, но и множество тягот и трудностей.

     Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Маршрут первого дня хоть и короток, но точно понравится любителям острых ощущений. Сначала нам предстоит на маленьком самолёте перелететь из Катманду в городок Лукла и приземлиться в одном из самых опасных аэропортов мира, названном в честь первых восходителей на Эверест - Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея. Переместившись с 1300 м над уровнем моря сразу на 2840 м, мы спустимся в деревеньку Пхакдинг до 2610 м.

2.  Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Путь к вершине мира для рядовых треккеров и профессиональных альпинистов начинается в терминале внутренних авиалиний аэропорта Трибхуван в Катманду. Стоит отметить положительные изменения, как в самом городе - становится чище да и уровень цен на услуги, отели и питание растёт год от года, так и в аэропорту - с 2014го года ввели электронную систему заполнения документов на визу по прибытию, появилось больше магазинов и можно даже купить кофе. Единственный раз до этой поездки я бывал в доместик терминале аж 5 лет назад, когда совершал часовой полёт над Гималаями и Эверестом; такое впечатление, что здание терминала расширили, стойки регистрации вынесли в отдельный зал, и больше не приходится искать работника аэропорта, чтобы он отвёл тебя за пару десятков рупий к нужной стойке. Взвесив все наши баулы и ручную кладь, мы попадаем в зал ожидания, оставшийся всё тем же шумным просторным помещением, где работники авиакомпаний выкрикивают номер рейса и пункт назначения вслед за объявлением по громкой связи, после чего отлавливают зазевавшихся пассажиров и провожают их к одному из двух имеющихся выходов на посадку.

Самолёты летают всего по нескольким направлениям, среди которых наиболее известна бывшая мекка хиппи, городок Покхара на берегу озера Фева, откуда отправляются в треки по массиву Аннапурны, в том числе и по маршруту "Кольцо Аннапурны", пройденному мною в 2013м году. Нас же интересует Лукла. Перелёты в Луклу осложняются тем, что погода в горах крайне непредсказуемая, и аэропорт имени Тенцинга-Хиллари частенько затягивает облаками, особенно во второй половине дня. По этой причине все вылеты осуществляются с раннего утра и до обеда, а первый рейс отправляется аж около 6 утра. Улететь в Луклу мы смогли только со второй попытки, проведя в зале ожидания 8 часов, питая надежды, пока представитель авиакомпании не известила "Все рейсы в Луклу отменены". В то туманное апрельское утро в Лукле приземлился только самый первый рейс, да и то пилот действовал как будто, что называется, на опыте. Потому что экипаж следующего самолёта не решился заходить на посадку через узкое ущелье ввиду крайне плохой видимости из-за тумана. Они приземлились где-то в другом месте и вернулись обратно в Катманду. Бывало, люди ждали до недели. Представьте такой "день сурка": встаёшь спозаранку, едешь в аэропорт, регистрируешь багаж, проходишь досмотр, ждёшь вызова на посадку, а спустя несколько часов слышишь, что рейс снова отменён.

3.  Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

На следующий день природа оказалась более благосклонна, и сидя всё в тех же креслах зала ожидания, мы терпеливо ждали своей очереди. По заведённому порядку: не улетевшие в предыдущий день становятся в конец очереди. Пришлось непальскому турагенству подключать свои связи и договариваться, чтобы мы не сидели снова полдня, а улетели пораньше. Часам к 9 нас позвали на посадку. Автобус остановился около маленького самолётика, только вернувшегося из Луклы. Из салона выходили довольные пассажиры, следом стюардесса, а работники аэропорта готовились выгружать багаж. Нам сказали, что образовалась длинная очередь на взлёт из-за вчерашней непогоды в Лукле, так что можно пока позагорать полчасика минимум. Где ещё дадут свободно находиться на лётном поле, как не в Непале?

4.  Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Весь багаж привозят на телегах, ручной труд используется по максимуму. Словно прямо от здания аэропорта дотолкали телегу с баулами. Почему баулы, а не рюкзаки? Рюкзаки с ненужными вещами мы оставили в отеле, а на треке наши пожитки понесут нанятые портеры. Баулы им проще увязывать. Каждый портер несёт по два баула, общая масса которых не должна превышать 25 кг.

5.  Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Солнце припекало, и жаль лишь, что мы стояли на краю лётного поля, довольно далеко от остальных самолётов, так что полноценного споттинга не случилось. Зато смогли понаблюдать, как обслуживают воздушное судно.

6.  Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Багажных отделений в маленьких самолётах местных авиалиний, по сути, нет. Основная часть багажа складируется в хвостовой части прямо за рядами пассажирских сидений, иногда имеется отсек в носу, куда можно утрамбовать ещё несколько баулов.

7.  Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

В Луклу отправляются рейсы нескольких авиакомпаний - Tara, Yeti, Simrik и Goma Air; билеты стоят примерно одинаково, около 300$ за полёт туда-обратно. Бэкпэкеры предпочитают экономить и едут сначала в сторону Луклы на автобусе до некого населённого пункта, а потом ещё несколько дней поднимаются, чтобы примкнуть к основному потоку треккеров.

8.  Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Турклуб "Кулуар", с которым мы отправились в путешествие к высочайшим вершинам планеты, забронировал билеты у авиакомпании Goma Air, поскольку в начале текущего года они приобрели два самолёта чешского производства LET-410, чуть просторнее и поновее, чем остальной авиапарк в Катманду.

9.  Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Что примечательно, оба самолёта прибыли в Непал из Читы, где ранее совершали рейсы, внутри в салоне остались надписи на русском. В борт 9N-AMH вскоре загрузится другая группа от нашего турклуба, следующая к базовому лагерю Эвереста по классическому маршруту. А мы ожидаем посадки в борт 9N-AMG.

10. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

В салоне всего 18 пассажирских мест и одно место для стюардессы. Лететь от силы полчаса, а миниатюрная непалочка, ровно помещающаяся по высоте в тесный салон, приветствует пассажиров, просит пристегнуть ремни, раздаёт конфеты и вату. Шум от винтов не настолько громкий, чтобы хотелось заткнуть уши ватой. Полёт проходит на высоте около 4000 метров.

11. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Я успел занять место с левой стороны, поскольку в ясную погоду можно увидеть вдалеке горные пики Гималаев. И хоть сквозь иллюминатор при небольшой тряске ничего путного не снимешь, несколько кадров получились вполне сносными.

12. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Идентифицировать увиденные вершины не удалось. Вскоре самолёт снижается в узкое ущелье и, прыгая на воздушных ямах, заходит на посадку в аэропорт имени Тенцинга-Хиллари. Никаких систем навигации в аэропорту нет, ни одного компьютера. Все данные о пассажирах записываются в тетрадку. Пилоты действуют по ситуации, ориентируясь чисто визуально, когда стоит выпускать шасси и заходить на посадку. "Добро пожаловать в Луклу, спасибо, что воспользовались услугами нашей авиакомпании," - говорит улыбчивая стюардесса. Не сказать, что полёт, особенно момент посадки, оказались настолько страшными, как представлялось. И всё же кто-то точно вжимался в сиденье и закрывал глаза.

13. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Длина взлётно-посадочной полосы, обрывающейся практически в пропасть - всего 527 метров, что вносит ограничения на типы самолётов, способных приземляться и взлетать из Луклы. По соседству имеется вертолётная площадка, и в случае непогоды можно попробовать договориться с авиакомпанией, чтобы улететь на вертолёте с доплатой в 100$, а иногда и по цене билета на самолёт. Всяко лучше, чем пропустить свой рейс домой из Катманду, когда все приключения и бытовой дискомфорт треккинга практически позади. Ведь затянуть Луклу облаками и туманом может наглухо и на несколько дней. Помимо гражданских рейсов Лукла принимает и грузовые - до региона национального парка Сагамартха (непальское название Эвереста) не добраться автомобильным транспортом.

14. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Долго находиться возле самолёта не дают - уже стоит очередь из жаждущих улететь в Катманду. Наши баулы выгружают, другие загружают. Пилотам сразу же после приземления и остановки двигателей приносят по чашке кофе или, скорее, масала-чая. Не редкость - увидеть, как пилот выбегает в туалет по малой нужде, а спустя пару минут выводит самолёт на взлётную полосу.

15. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Взлётно-посадочная полоса имеет уклон 12 градусов, что позволяет самолётам развить достаточную скорость для отрыва от земли и помогает успеть затормозить при посадке, чтобы не въехать в стену ограждения. Несмотря на насыщенный утренний аэротрафик в Лукле, не удалось запечатлеть хотя бы один самолёт на полосе. Стройными рядами поднялись чуть выше в городок, а скорее большую деревню, чтобы пообедать и познакомиться с нашим непальским гидом Раджу и отдать баулы портерам.

16. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Лукла - предпоследний уголок цивилизации перед столицей шерпов, Намче Базаром, куда мы дойдём завтра. Здесь можно докупить снаряжение, если во всём разнообразии катмандеевских магазинов Вы что-то упустили или позабыли. Или побаловать себя чашечкой кофе - кофеманам о бодрящем напитке придётся почти забыть на полторы-две недели.

17. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Самый высоко расположенный Starbucks в мире? 2805 м над уровнем моря. Разумеется, фейк. Подделывают же в Непале одежду для треккинга от известных брендов, особенно любят The North Face. Кофеманы клюнут на привычные зелёные буквы и зайдут за своим капуччино. По соседству расположился The Irish Pub, так что у измотанных треккеров на обратном пути множество опций скоротать вечерок.

18. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Поскольку подавляющее большинство проживающих в регионе непальцев автомобиль видели только по телевизору или на картинках, все грузы переносятся портерами, т.е. носильщиками, либо перевозятся на яках или мулах. Сей особенностью региона обусловлено более скудное по сравнению с областью Аннапурны разнообразие в питании и более высокие цены на него. Литровая бутылка воды в Катманду обойдётся Вам в 0,15-0,25$, в Лукле она же будет стоить 1$, а рядом с базовым лагерем Эвереста цена доходит до 3,5-4$. Можно долго возмущаться, но стоит задуматься, что эту бутылку принёс на своих плечах человек с высоты в 2800 м до 5000 м.

19. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Портер - довольно распространённая в регионе профессия. Если не получилось устроиться портером с туристической группой, приходится, чтобы заработать на жизнь, вкалывать физически и доставлять товары в магазины и лоджи в выше расположенных деревнях. За услуги наших портеров, несущих по 2х12,5 кг веса, мы заплатили по 150$ с человека. Сколько получают коммерческие портеры, таскающие грузы между деревнями, я точно не знаю, но носят они гораздо больше 25 кг. Грузы обычно накладывают в плетёную корзину, а сверху нагружают столько коробок, ящиков и мешков, сколько портер сможет унести. 50-70 кг маленькие крепкие непальцы таскают только так. Увязав поклажу, портер перекидывает широкий ремень через лоб и, согнувшись и смотря под ноги, бредёт, опираясь на короткий массивный Т-образный посох. Я сперва не мог понять: неужели удобно таскать такую толстую палку в руке, ведь и так на голову давит тяжёлая ноша. Оказалось, что когда портеры останавливаются для отдыха, если нет удобного места, чтобы поставить корзину на уровне в полметра от земли, они подставляют посох в качестве подпорки. И дают шее расслабиться от чрезмерного давления.

20. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Отштамповав пермиты на вход в национальный парк Сагамартха сразу за Луклой, мы начали спуск до деревеньки Пхакдинг. На пропускном пункте гида попросили собрать странную статистику касательно брендов телефонов и профессиональных камер в группе. Сколько iPhone, а сколько на Android. А по фототехнике в итоге 1 Canon, 1 Nikon и 1 Pentax, да 1 GoPro. Другие экшн-камеры их почему-то не интересовали.

21. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Отправляясь в трек, не забудьте взять с собой конфет или приятных мелочей для местной детворы. Они не так избалованы, как наши городские карапузы, и всегда будут рады вкусняшке или маленькому подарочку, будь то няшная заколка для волос или простейшая игрушка.

22. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Пару слов о нашей группе. К Эвересту через озёра Гокио и перевал Чо Ла отправилось аж 16 человек: 6 русских, 9 украинцев и 1 эпатажная барышня из Беларуси, веселившая и взрывавшая всем участникам и гиду мозги историями о своих друзьях в течение всего похода.

23. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

В первый день не стоило ждать сногсшибательных видов, до первых величественных гор предстоит ещё значительно подняться, да и как упоминалось выше, погода в районе Луклы часто пасмурная и облачная.

24. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Путь к Пхакдингу лежал через небольшие поселения, где взгляд останавливался разве что на забавных вывесках магазинов и прочих заведений. После Starbucks в Лукле стоило всякого ожидать. "Присоединяйся к нам в баре "Йети" - мы не кусаемся!"

25. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

В акклиматизационном плане спуск из Луклы с её средней высотой в 2840 м до Пхакдинга на 2610 м не играл особого значения - только так пролегала тропа. Горная болезнь на таких малых высотах настигает немногих, обычно первые её симптомы проявляются выше 3000-3500 м.

26. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Вдоль нитки маршрута трека к базовому лагерю Эвереста располагается всего несколько буддистских монастырей. Поэтому приятно было видеть в деревеньках по пути стены с молитвенными барабанами, вращать которые принято правой рукой и по часовой стрелке. Внутрь заложены свитки с мантрами; считается, что вращая барабан, Вы тем самым читаете мантру.

27. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Фрески в небольшом святилище. Слева-направо: Будда Шакьямуни, царевич Сиддхартха Гаутама, последний на данный момент будда, пришедший в мир людей; Манджушри, бодхисаттва мудрости; великий махасиддха Падмасамбхава, "рождённый из лотоса", известный в Тибете по имени Гуру Ринпоче, волшебник, победивший демонов и утвердивший буддизм в Тибете.

28. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Помимо барабанов на пути треккеров встречаются стены мани с плитами, на которых выгравированы буддийские мантры. Обходить их традиционно принято слева. Усталые треккеры не всегда следуют обычаю и зачастую идут по кратчайшему пути.

29. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Умиляет непальская народная живопись. Бывавшие в Индии и Непале замечали единую стилистику отрисовки персонажей на плакатах, равно как и характерный шрифт.

30. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Что сразу не понравилось в первый же день трека - мощёная камнями тропа. И если идти по ровной поверхности, практически не думая, куда ставить ногу, ещё терпимо, то когда начались ступеньки разной высоты, коленки стали жалобно постанывать: "Хозяин, ты куда нас привёз? Мы на подобные нагрузки не подписывались!"

31. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Оставалось надеяться, что дальше ступенек станет поменьше, и можно будет неспешно брести и любоваться открывающимися живописными видами. Примерно так и "продала" одна участница трек своему мужу. "Вокруг будут зелёные долины, яки пасутся, на горизонте снежные пики Эвереста и Лхоцзе, а потом к ним поближе подойдём..." Муж поверил, и только в самолёте из Дели до Катманду узнал, на что он на самом деле подписался, и что сложность трека на сайте обозначена "высокой". К слову, похудел он после трека на 10 кг.

32. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Спустившись за несколько часов в Пхакдинг и заказав ужин, мы отправились на акклиматизационную вылазку на соседний холм, к восстанавливаемому после землетрясения 2015го года монастырю. Гид говорил, что в прошлый раз ему удалось застать там пуджу. Идём налегке, с собой только телефоны да камеры. А мимо портеры тащат неподъёмные грузы.

33. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Строго говоря, подниматься особого смысла я не видел, высоты ещё не те. Так что принцип "Ходи выше, спи ниже" стоило приберечь на последующие дни. Но в первый день сил у всех - хоть отбавляй, да и после вчерашних 8 часов сидения в аэропорту Катманду хотелось активных действий.

34. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Поднялись практически перед закатом, так что идти вниз пришлось по темноте, подсвечивая путь фонариками. На пуджу, естественно, если она и проводилась в тот день, мы опоздали. А монастырь активно отстраивают, но пока на территории пустынно и не очень уютно.

35. Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

Наши приключения только начинаются. Keep it locked!

Добавить журнал в друзья

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Предприимчивый украинский делец изобрёл способ пополнить свой бюджет. Теперь там можно заказать молитву через платежный терминал. Правда, для этого нужно быть прихожанином "киевского патриархата", которым руководит непризнанный владыка раскольник Филарет. При заказе через ...
ГУВД по Петербургу и Ленинградской области объявило в федеральный розыск националиста и участника боев без правил Вячеслава Дацика, называющего себя "Рыжим Тарзаном, сыном Сварога, повелителем муромских лесов из рода Серых Псов", сообщает РИА ...
Оригинал взят у alex_anpilogov в Фантомы Вестфальского мира Толковая статья. В самом хорошем смысле концептуальная. Действительно, " любое движение такого рода... приведёт к глубочайшему кризису вестфальской системы мира. В котором, конечно же, будет обвинена Россия... Н ...
Уже есть билет. Он бесплатный - поскольку она потенциальный репатриант. А вот обратный билет - если решит вернуться - нужно будет покупать за свой счет. Она собирается вернуться недели через две. И потом уже будет решать, уезжать ли насовсем, или не спешить с этим. Оставить как запасной ...
" Уважаемый автор этого восхитительного сета иллюстраций. Отгрызите себе пальцы к хуям. Желательно по локоть. " (с) Я могу понять. когда иллюстрации рисует просто слабый художник, который не может прыгнуть выше себя, даже ухватившись за косичку. Но когда художник целенаправленно уродует ...