Зелёная - скоростная линия. Красная -
обычный трамвай. Автор схемы: D.Möschke. transphoto.org
Скоростная, а, точнее, «скоростная» система состоит из одной линии
с парой разветвлений, идущей вдоль побережья Средиземного моря в
паре-тройке кварталов от него.
Линия протянута примерно на 10 км, соединяет центр с удалёнными
восточными районами и полностью выделена.
Даже разъезды и съезды тут, под небольшими углами, как на железной
дороге. Выглядит монументально.
По сути, это классический «интерурбан», где трамваи - выглядят как
"почти электрички", но скорости тут у них очень низкие. Всю
10-километровую линию вагон проезжает примерно за час.
Ну а второй трамвай – обычный городской, проложен по обычной улице
на совмещёнке, из-за чего стал, скорее, аттракционом, чем
транспортом.
Впрочем, даже такой трамвай пользуется у
александрийцев большим спросом.
На скоростной линии – очень интенсивное
движение!
Тут 2, или даже, 4 маршрута, суммарный интервал
у которых не превышает 5-10 минут.
Здесь курсирует два типа трамвайных вагонов.
Первые - это старые японские поезда Kinki Sharyo, сцеплённые по 3
секции: две головных и одна промежуточная. Именно они вывозят
основной пассажиропоток.
Такие же вагоны ходили раньше в Каире.
Но, увы, в середине 10-х годов система здесь была закрыта.
И двухэтажные вагоны именно тут, но только это – не вагоны, а всего
лишь – отдельные секции.
Из всех составов только 6 имеет по одной двухэтажной секции, из
которых на линии одновременно работают 3-4. Остальные составы – все
одноэтажные. Если очень хочется проехать на двухэтажном трамвае,
возможно придётся некоторое время подождать.
На линии действует негласное правило: первый вагон в составе –
только для женщин. Интересно, что, это – популярная, в общем то,
мера в подобных странах. Но, например, в каирском метро женские
вагоны специально помечаются соответствующим значком. А тут – все и
так знают.
Поскольку эти вагоны не используют разворотные кольца, то
двухэтажные секции всегда находятся со стороны центра. И когда
вагон едет в центр, то именно двухэтажная секция становится
женской. Поэтому, если вы – мужчина, то сможете ездить на них
только по пути из центра.
Второй этаж
Первый этаж с лесенкой
В дневное время заполняются трамваи очень хорошо: яблоку негде
упасть!
Всего здесь 2 маршрутов: 1 и 2. Различаются они разным прохождением
двух разветвлений: единичка проходит первое севернее, а второе -
южнее, а двойка – наоборот.
Помимо обычных старых вагонов 80-х годов, тут также курсируют новые
свежие вагоны украинского производства «Татра-Юг».
Да-да, у египтян - украинские трамваи!
Выглядят эти вагоны очень неестественно среди гор трэша и
мусора.
Попадая в них, ощущаешь себя человеком: тут чисто, комфортно,
работает электронное табло ,играет музыка, объявляют остановки и
даже закрываются двери во время движения!
Пульт управления.
Украинские трамваи – односторонние и нуждаются в разворотных
кольцах. Одно кольцо расположено вблизи главной трамвайной станции
Эль-Рамлах.
А вот с другой стороны кольцо находится на разъезде Сан-Стефано.
Это – последняя возможность развернуться для жёлтых трамваев,
поэтому всю линию они не проезжают.
Зачем они вообще тут нужны? Видимо, для усиления и для вывоза
имеющегося пассажиропотока. Однако, стоимость проезда в этих
трамваях в 5 раз выше, чем в обычных! Специальный такой трамвайный
«бизнес-класс». Цена проезда: 5 фунтов, тогда, как в обычных – 1
или 2 (от чего конкретно зависит стоимость, я так и не понял).
Жёлтые трамваи ходят под теми же номерами, что и сине-белые: 1 и 2.
Однако, по понятным причинам полный маршрут они не проходят,
разворачиваясь на Сан-Стефано. Причём, по этой станции происходит
ещё и смена маршрута, потому что трамвай, разворачиваясь,
оказывается на другом ответвлении. Впрочем, некоторые вагоны,
используя разворот, потом задом выезжают на нужное ответвление.
Помимо этого, часть жёлтых вагонов после скоростной линии следует в
центр, где уже начинается обычная сеть. И тут обратите внимание на
следующий момент: у всех жёлтых трамваев по 2 токосъёмника:
пантограф и штанга.
На скоростной сети они используют пантограф, а на обычной –
штангу.
При переезде с одной сети на другую они каждый раз переставляются с
одного на другое. «Зачем?» - спросите вы. Ну это потому что у
разных сетей разный тип подвеса провода и пантографы нельзя
использовать на штанговой сети и наоборот. Вот такая удивительная
штука – и ведь заказали же их и с тем, и с тем!
Здесь вагон "Татра-юг" следует уже под штангой.по центральному
проспекту Омар-Лотфи, линия по которому является эдакой "смычкой"
между сетями.
Ну а мы переходим на обычную сеть. И вот тут, конечно, всё намного
грустнее с одной стороны, но с другой – эпичнее. На обычной сети –
порядка 5-6 маршрутов, по которым курсирует около 10-15 старых
дряхлых вагонов. Всё это – «дюваги» 60-х годов выпуска (есть,
правда, и немного «дювагов» 80-х годов). Старые потрёпанные жизнью
трамвайчики с трудом продираются через агрессивные автомобильные
потоки, толпы людей, хаотичные рынки. Это, конечно, надо
видеть.
Часть маршрутов курсирует весь день, а другая часть – с большим
дневным перерывом. Из-за этого, проехать по некоторым линиям
возможно лишь в утренний и вечерний часы пик. Но расписание тут –
дело такое. Вряд ли оно когда-либо вообще соблюдается, хоть и
существует в природе.
Каждый день тут случается столько внезапных факторов, что движение
сбивается по несколько раз на дню. В итоге, прождать трамвай можно
и 40 минут и 2 часа. Да и если пройдёшь, то будешь ехать со
скоростью, едва превышающую скорость пешехода, а в некоторых
случаях ещё и пешком быстрее будет.
На скоростной сети можно также иногда встретить ретро-трамвай. Я
понимаю, что применимо к александрийским трамваям приставка «ретро»
звучит смешно, но тем не менее.
Исторический вагончик совершает 2 рейса от конечной Эль-Рамлах в 9
утра в 18:40. Стоимость – как в жёлтых трамваях – 5 фунтов.
Интересно, конечно, что у александрийского трамвая есть 4 разных
цены билетов: 1 фунт (скоростной трамвай), 2 фунта (обычный и
скоростной в вечерние часы), 3 фунта (36-й трамвай, связывающий
скоростную и обычную сети), 5 фунтов (жёлтый трамвай по скоростной
сети и ретро-трамвай). Как правило, работает кондуктор.