Тоска по року Артемия Троицкого

Вчера мы, как и подобает настоящим представителям креативного класса, стали обсуждать одну из последних статей Артемия Троицкого под названием «Оккупай не окупаем». В принципе, я ее настоятельно рекомендую к прочтению вне зависимости от ваших политических взглядов. Для общего развития, скажем так. Но так как я знаю, что наверняка не все из вас откроют ссылку, я готов озвучить ее краткое содержание: российские рокеры из-за своего эгоизма и цинизма не поддерживают протестное движение, ничего не подписывают и не защищают. Шнуров «сдулся», Земфиру ничего не интересует, кроме ее микромира (состоящего из «музыки, подруги Ренаты и спорта по телевизору»), а Лагутенко вообще отказался на одном из олимпийских концертов в Лондоне надеть майку в поддержку Pussy Riot. Все это неизбежно влияет и на качество творчества: у многих артистов-молчунов новой программы нет уже как несколько лет, ведь вдохновение не рождается из желания «не высовываться».
Миша говорит: «Вынужден признать, что Артемий, несмотря на все мое уважение к нему, занимается всей это протестной деятельностью от нечего делать».
Я крепко задумался. Конечно, я понимал, что Артемию есть чем заняться и без раскрутки темы Pussy Riot – он талантливый журналист и хороший ведущий. Кремль и Госдеп тоже вряд ли имеют какое-то к этому отношение. Дело было в чем-то другом…
… И тут я понял, где собака зарыта. Миша, ты не прав. Прежде всего, Троицким движет не стремление менять власть, а тоска по старому-доброму року. Возможно, знаменитый музыкальный критик сам не осознает этого, но именно эта гипотеза на сегодняшний момент является для меня самой убедительной.

В своей статье Артемий пишет о «вовлеченности не профессиональной, а человеческой». Очевидно, что критик немного лукавит, ведь его упрек адресован прежде всего музыкантам, а не деятелям культуры в принципе. Это объяснимо: свою творческую деятельность Троицкий начинал еще во времена СССР, когда рок был музыкой протеста, глотком свежего воздуха. «Кино», «Наутилус-Помпилиус», «Гражданская оборона», «Аквариум» - ну вы поняли. Его первая книга «Рок в Союзе: 60е, 70-е, 80-е…» вышла еще в 1987 году.
Разумеется, в современной музыке отечественного производства ему сильно не хватает того лихого драйва, бесшабашности, которые были так свойственны Цою и Бутусову. Нынешние заявления Шевчука просто теряются на фоне той великой культурной эпохи, главным лозунгом которой были строки «Перемен требуют наши сердца!».
А теперь представьте, каково было Троицкому, человеку, который присутствовал на первых концертах «Наутилуса», читать открытое письмо Ильи Кормильцева (автора текстов большинства песен группы), адресованное Вячеславу Бутусову, в котором он обвиняет своего бывшего коллегу в исполнении старых песен коллектива на молодежном форуме Селигер-2006. «Являясь сознательным противником политического строя, установившегося в современной Эрэфии, я не хочу, чтобы наемные гопники, оттягивающиеся за счет налогоплательщиков, внимали стихам, которые я писал сердцем и кровью».
Троицкого можно понять: современный отечественный рок имеет непозволительно мало схожих черт со своим перестроечным предком. Как настоящий профессионал своего дела он особенно сильно чувствует разницу в масштабах. А потому… Даешь рок-н-ролл! Даешь протест!
|
</> |