Торжество одной мамы

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ
Завтрашний праздник сегодня мил и красив (особенно после того, как большевики вырвали из него зубы анафем). Но его исток малопривлекателен.
Умер молодой византийский император Феофил. Ему было 29 лет. И он не любил иконы. Его сыну, наследнику Михаилу было 2 годика. Вдова — царица Феодора — видела, что симпатии горожан склоняются к иконопочитанию. Поэтому она приказывает арестовать и сослать иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика и ведет переговоры с лидером православной партии Мефодием (тот был недалеко — в ссылке на одном из островов Мраморного моря).
Феодора понимает — если ее малыш будет считаться сыном еретика, его свергнут (дальше варианты: просто ссылка, ссылка с кастрацией или ослеплением, убийство). В этих условиях «жизнь» и «власть» — это синонимы.
Поэтому она идет на компромисс с Мефодием: ему — свобода, патриаршество и свобода рук в репрессиях против иконоборцев, ей — посмертное зачисление ее покойного мужа в число православных.
Компромисс воплощается через слух о чуде: мол, имя Феофила чудесным образом исчезло из свитка со списком еретиков. У кого был ключ от алтаря, где в ту ночь хранился этот свиток, история умалчивает[1].
Торжества 11 марта 843 года («Торжество Православия») были не столько восстановлением почитания икон, сколько попыткой объяснить недоумевающему народу, почему новый патриарх-иконопочитатель поминает в молитвах умершего полтора года назад императора-иконоборца.
Чтобы опасения царицы Феодоры за судьбу своей династии (и вызванные этим опасением хлопоты по изъятию почившего супруга из списка еретиков) были понятнее, надо вспомнить, что в римской традиции «причисление предшественника к богам было одним из главных средств легитимизации власти его преемника, если не было официального наследника»[2]. Соответственно, анафематствование выбивало трон из-под седалища «официального наследника». Стоит также напомнить, что в ту пору между канонизацией («причислением к богам») и просто христианской кончиной разницы почти не было. Не анафематствован император или патриарх, но умер на посту и в мире с церковью — значит, «со святыми упокой».
Кандидату в патриархи Феодора дает карт-бланш: делай что хочешь со своими попами. В итоге св. Мефодий, вернувшись из итальянской эмиграции, лишает сана 14 000 священников (через пару лет его премемник св. Игнатий их восстановит).
И все это ради того, чтобы оставить на троне маленького Мишу.
Этот Миша вошел в историю как Михаил Пьяница. По гречески — Мефист μεθύστακας.
«Некоему патрикию (звали его Имерий Свинья (Грил), прозван же так был из-за своего отвратительного облика), сквернослову, который в присутствии царя и сотрапезников испускал грохот из своего поганого брюха и этим грохотом гасил зажженную свечу, Михаил за сие необыкновенное чудо пожаловал сто литр золота.
Всего хуже, была у него компания, все сатиры, гнусные и разнузданные сквернословы, которых вполне можно было бы назвать вакховыми тиасотами. Этих людей чтил он и уважал и, унижая божественное, облачал их в золототканые священнические одежды, преступно и святотатственно принуждал их к исполнению священных обрядов, их предводителя — Грила именем — называл патриархом, а одиннадцать остальных — митрополитами самых значительных и сиятельных престолов. И считал Михаил, что ему царство не в радость, если сам не будет в этой компании, и потому назначил и именовал себя митрополитом Колонии. А когда надо было петь и совершать таинства, они исполняли гимны под кифары, а на слова иереев иногда в подражание службе отвечали тихо и ясно, а иногда пронзительными и развязными выкриками. Золоченые же сосуды, жемчугом унизанные, они наполняли горчицей и перцем и передавали вкусить желающим, и таким способом издевались над непорочным таинством. Сей Грил, восседая на осле, совершал торжественные выходы и красовался в окружении своего дионисова сборища. И как-то случилось ему встретиться с блаженным патриархом Игнатием, шествовавшим во главе святого клира с церковными молениями. Как увидел его Грил, обрадовался такому случаю, начал свое бряцание, подобрал плащ, вместе с сообщниками своими ударил посильней по струнам и обрушил брань и сквернословие на этих непорочных.
Под стать этому Грилу была и вся компания императора: все сатиры и разнузданные сквернословы» (Продолжатель Феофана. 4).
К матери Михаил относился соответствующе. Как-то он сообщил императрице, что ее ожидает патриарх. Когда благочестивая женщина прибыла в указанную залу, она увидела на патриаршем престоле закутанную с ног до головы в священные одежды фигуру. Феодора, не подозревая об обмане, подошла испросить благословения, и переодетый Грил, вскочив, показал августе зад «и испустил зловонный грохот и безобразные речи».
Кстати, можно заценить развитие литературы за минувшие века. В XVIII столетии подобные казусы описывали изящнее — «ненароком испустил вздох, который ошибся выходом»[3]...
Михаил, наблюдая ужас и обиду матери, от души потешался.
Он говорил: «Мой патриарх — это Феофил [скоморох Грил], кесаря [Варды] — Фотий, а у народа патриарх Игнатий».
В итоге был убит. Династия на нем прекратилась. Но вот именно ради этого Миши и было задумано Торжество Православия.
Что не помешало празднику жить и столетия спустя.
Порождая, однако, вопрос о непоследовательности православных: вот в Прощеное воскресенье они всех торжественно прощают, а уже через неделю — анафематствуют.
Конечно, византийские хронисты предвзяты. Они творят свой миф. Во-первых — в угоду новой Македонской династии, основатель которой убил Михаила. Во-вторых, они используют какой-то более ранний памфлет, вышедший из круга почитателей св. патриарха Игнатия[4], которого Михаил отправил в ссылку. Так что перед нами два параллельных православных историографических мифа: миф о Торжестве Православия — и миф об отморозке, который в результате стал царем.
[1] См.: https://diak-kuraev.livejournal.com/761263.html
[2] Циркин Ю. Б. Император Тацит // Studia historica. 2009. № IX. С. 131.
3] Записки графа Александра Ивановича Рибопьера // Русский архив. 1872. Кн. I. С. 474.
[4] См.: Православная Энциклопедия. Т. 45. С. 689.
|
</> |