Торжественное заседание

Но главное на таких заседаниях - речь вождя. Где перечисляются небывалые успехи и отдельные недостатки. Где называются по именам или иносказательно враги, тщетные усилия которых лишь слегка сбивают с уверенной поступи.
В общем, Али Абдалла Салех просто не мог пропустить такое событие и вернулся в родную страну. Опалённый, решительный и готовый к действиям. И действия не заставили себя ждать. Еще вчера он принимал дела и рапорты оставленных на хозяйстве сыновей, а уже сегодня правительственные войска пошли отдавать долги, которые накопил президент Салех "оппозиции".
Тут нужно отметить вполне специфический сугубо йеменский момент. В Йемене под словом "оппозиция" мешают в кучу два совершенно разных понятия. Во-первых, есть нормальная светская и полусветская оппозиция президенту Салеху, чья база - мелкая городская буржуазия, интеллигенция, маргинальные слои, состоящие из горожан первого поколения. Это шумная, малоорганизованная и больше воюющая между собой, чем с Салехом, тусовка. Она может выйти на площадь, побузить, поголосить - но в целом народ хоть и шумный, но мирный.
А вот во-вторых - гораздо серьёзнее. Под оппозицией Запад понимает еще и противостоящие Салеху племенные кланы и союзы. Трайбализм на сегодня в Йемене силен - значительно более, чем в большинстве арабских и мусульманских стран. Причин этому несколько - однако основные - это бедность населения и скудость ресурсов, а также слабость государственной власти практически на половине территории страны. В этих условиях традиционные способы организации жизни не могут быть заменены иными - и люди продолжают идентифицировать себя с племенным укладом и образом жизни, даже переселяясь в города. Ну, и кроме того, около 10% населения Йемена - кочевники.
Племена объединены в союзы - или племенные конфедерации. Крупнейшими и наиболее древними из них являются Бакиль (на востоке страны), Мадхадж (в центральных губернаторствах), Хашид (на севере) и Яфи (на юге). Некоторые племена ведут свою родословную от сейидов, считающих себя потомками Пророка Мухаммада - это самое привилегированное сословие в традиционной социальной иерархии Йемена. Большая часть племен полагает себя потомками Кахтана - легендарного прародителя всех южноаравийских бедуинов, однако часть северян считают своим предком Аднана - который считается прародителем североаравийских племён. Конфессиональное разделение Йемена также не способствует ускорению разложения родо-племенных отношений - на юге преобладают сунниты - на севере Йемена - шииты зейдитского толка.
Во время гражданской войны в Йемене в 1962-1968 годах союз Хашид поддерживал республиканцев, а Бакиль - монархистов. Именно представители союза Хашид на сегодня возглавляют государственную власть в Йемене, президент Абдалла Салех - выходец из этого племенного союза.
Здесь нужно отметить важный момент - шейх племени и глава племенного союза - не абсолютный монарх. Его полномочия весьма жестко ограничены - в первую очередь контролем за финансами и ресурсами, которыми располагает племя или союз. Значительную роль играют различные консенсусные механизмы принятия решений.
Опять же - нужно отметить специфику Йемена, касающуюся правового пространства - как любит говорить наш президент. В районах проживания племён обычное право - называемое урф - и племенные традиции - адат - имеют большую силу, чем положения мусульманского права - шариат -или государственное законодательство - иначе каванин. Уже поэтому существует очень жесткое противостояние и противоречия между государством и племенными шейхами и племенным укладом. Скажем, в племенных обычаях совершенно нормально воспринимается институт заложничества - при этом заложники больше напоминают почётных гостей, чем кавказских пленников в яме, но тем не менее, такая практика очень распространена.
И вот в этой каше и мешанине существует не две, не три - а значительно больше группировок и сил, которые имеют свои собственные интересы. Тем не менее, освещается конфликт всего лишь двух таких группировок, причём внутри одного и того же племенного союза Хашид - шейха Садыка аль-Ахмара и государства в лице президента Салеха.
Нюанс в том, что племенной союз Хашид, который и выдвинул Салеха на пост президента, обладал помимо собственного немалого влияния и поддержкой государства. Однако президент Салех в силу совершенно объективных причин был вынужден искать компромисс и с иными силами Йемена - безусловно, в ущерб интересам шейха Садыка. Собственно, суть конфликта именно в том, что узкие интересы одного племенного союза вошли в противоречие с общейеменскими интересами. Именно поэтому уход Салеха автоматически будет означать недовольство остальных племенных союзов и немедленную гражданскую войну между племенами.
В условиях оскудения ресурсов в Йемене борьба за них обязана обостряться - и вместо того, чтобы сосредоточить усилия по стабилизации ситуации, племенная война за остатки скудеющих ресурсов может окончательно дестабилизировать обстановку.
Собственно, именно поэтому у Салеха на сегодня нет альтернативы. И именно поэтому приезд Салеха в страну немедленно запустил вновь механизм противостояния с шейхом Садыком. Сегодня правительственные войска атаковали северные районы Саны, где и расположена вотчина шейха. По сути, вопрос приведения Садыка аль-Ахмара к повиновению является ключевым для прекращения гражданского противостояния в Сане - хотя и без этого в Йемене проблем хватает - шииты-зейдиты на сегодня контролируют и практически не подчиняются государственной власти в трёх северных провинциях страны. На юге упорно воюет йеменская Аль-Кайеда. Саудовская Аравия, США имеют весьма серьёзные интересы,связанные с Йеменом - что не доставляет радости Салеху.
Но всё это - потом. Сейчас первая и основная задача - нагнуть шейха Садыка. Заставить его отступить. А если не получится - то просто и в суровых йеменских традициях уничтожить. Как известно, есть человек - и есть проблема...
|
</> |