Топкапы - часть 3.
sibeaster — 09.03.2021
А тем временем мы с вами уже добрались до самого дальнего -
четвертого двора Топкапы, представляющего собой открытую в сторону
Босфора и Золотого Рога естественную террасу. Здесь в саду
разбросано несколько павильонов; мы в прошлый раз полюбовались
Ереванским, а теперь перейдем к соседнему - Багдадскому (Багдад
Киоск).
Он же, но из нижней части садов.

Павильон был построен в 1639 году при Мураде IV (сыне бессмертной Кёсем, вы еще не чувствуете себя в дне Сурка?) в честь успешного Багдадского похода против персов. Инфостенд называет Багдад Киоск отлично сохранившимся примером османской архитектуры XVII века. Ну а мы с вами опять любуемся изникской плиткой и перламутровыми инкрустациями:









Если кому-то неинтересна изникская плитка, можно дальше не читать, ну а всех остальных милости просим в следующий шалашик - павильон Обрезания. Его, к сожалению, частично закрыли лесами, так что автору пришлось снимать с неожиданного ракурса.





Павильон был построен при Сулеймане Великолепном, а нынешний вид обрел в 1640 году при безумном султане Ибрагиме (еще одном сыне Кёсем, о день Сурка!). Название павильона восходит уже к следующему XVIII веку, когда здесь проходили торжества по случаю обрезания сыновей Ахмеда III.
Не знаю, можно ли считать маленькую хирургическую операцию под местным наркозом духовным торжеством, но пир духа в честь нее продолжается внутри павильона.








Третий и последний павильон на сегодня называется Диванный (Софа Киоск), он стоит на границе верхней и нижней части садов.

На снимке Диванный павильон - левее и ближе, а правее и дальше - уже знакомый нам Багдад Киоск.

Диванный павильон состоит из двух частей, соединенных аркой, но это очевидно, только если смотреть снизу. А из верхнего сада две части павильона кажутся отдельными сарайчиками.

Софа Киоск был устроен при Ахмеде III (правил в 1703-1730), а работы завершились при следующем султане Махмуде I (годы царствования - 1730-1754); в турецкой истории это время называется красиво - эпоха тюльпанов. Смена эпох, кстати, видна невооруженным глазом: в Диванном павильоне нет изникской плитки (как мне теперь с этим жить?)



Если бы бдительный, но недалекий цепной пес, по некоему недоразумению называвшийся гидом, в павильоне Айналыкавак не мешал мне фотографировать, то вы бы увидели, насколько похожи внутри Софа Киоск (первая половина XVIII века) и тот самый Айналыкавак (вторая половина XVIII столетия). А если бы свара всё тех же псов в Бейлербее, Кючуксу и Долмабахче не мешали бы мне снимать на их территориях, то вы бы без труда заметили, насколько интерьеры XIX века отличаются от предыдущего столетия. Вывод, к которому я хочу вас подвести, прост и незатейлив: турецкая культурная история не была сплошным повторением одних и тех же образцов, здесь, как и в Европе, архитектурные стили менялись. М.б., при первом попадании в Стамбул, когда на тебя наваливаются скопом многочисленные (как бы) похожие дворцы и мечети, этой эволюции стилей не чувствуешь, но вот на некотором расстоянии я уже чувствую себя в состоянии на глаз определить, в каком веке то или иное здание было построено. Трусливая и паникерская Италия, ты уже чувствуешь угрозу?
Виды из садов Топкапы на Босфор и Золотой Рог я вам уже показал в предыдущий раз, так что изящно закруглюсь пропилеями ворот, за которыми находится парк Гюльхане.


Вот, кстати, потренируйтесь: к какой эпохе османской истории вы эти пропилеи отнесете?
Мы с вами дошли до конца дворцового комплекса Топкапы, но не спешите выдыхать с облегчением: мы с вами пропустили отдельный музей в музее - Гарем. Вот в этот волшебный мир, где царили безраздельно звезды телеэкранов - Хюррем и Кёсем, мы с вами и последуем в следующий раз. Пользуясь случаем, поздравляю читательниц с прошедшим праздником и желаю вам так же безраздельно царить в вашем маленьком мирке.
|
|
</> |
Что умеет Avatr 06: подробный обзор без воды
Шойгу хотели убить при помощи мигранта и наркоманов
Сентябрь 2018
Без названия
Штрафы укрепляют семью
Пролетарское фото
Шарль-Филипп и Наоми ожидают первенца
5 декабря-День воинской славы России.
Кованные фигуры в Тель Авиве

