Тоннель под Темзой
russos — 13.03.2010 В 1825 году Марк Брунель и его сын Изанбар начали строительство тоннеля под Темзой. Это был первый тоннель, который был построен в таких геологических условиях, как мягкий грунт или попросту говоря плывун. Тоннель поперечным сечением 6 на 11 метров и длиной 396 метров находится на глубине 23 метра от поверхности воды (Эта глубина получается тогда, когда прилив). Для проходки Брунель придумал и сконструировал первый проходческий щит, который имел прямоугольную форму. Обделка тоннеля была кирпичная, двухсводчатаяСтроительство тоннеля, 1830 г.
Проходка далась тяжело. Были аварии, тоннель затапливало и гибли люди. Из-за финансовых проблем проходка несколько раз останавливалась и только к 1841 году тоннель был пройден. А открытие для публики состоялось 25 марта 1843 года. Первоначально предполагалось, что по тоннелю будут передвигаться конные экипажи, но это так и не было реализовано. Насколько я понял из английского текста, расходы на строительство превысили все разумные пределы и денег на постройку переходных участков до поверхности, что бы экипажи могли заезжать, просто уже не хватило.
Пешеходный тоннель
До 1869 года тоннель был пешеходным. В 1869 при продлении первого участка Лондонской подземки (Сейчас это участок East London underground line), которая была открыта в 1863 году, по тоннелю были пущены поезда. Таким образом лондонская подземка обрела самый старый свой участок, который был построен до её пуска. Первоначально поезда ходили на паровозной тяге.
Железнодорожный тоннель
С 23 декабря 2007 года линия Ист Лондон (оранжевая), куда входит и тоннель Брюнеля, закрыта на реконструкцию. Текущее состояние тоннеля было признано прекрасным, потребовался лишь только легкий ремонт, и он после открытия будет включён в обновлённую и расширенную линию метро East London Railway. Её частичную реконструкцию и значительное удлинение, как на север, так и на юг, британцы намерены завершить к Олимпийским играм 2012 года (ввод новых станций намечен на 2010-2011 годы). В свою очередь, линия эта станет частью новой внутригородской железнодорожной системы, названной London Overground. Во время реконструкции курсируют автобусы по маршруту следования поездов, также выпущены памятки с указанием альтернативных схем поездок.
Насколько я понял, на этом участке тоннеля не производились работы по бетонированию стен, что бы сохранить для истории его оригинальный вид.
А 12 и 13 марта этот знаменитый тоннель был открыт для осмотра всем желающим.
Ссылки по теме. Там же вы найдете много фотографий.
http://en.wikipedia.org/wiki/Isambard_Kingdom_Brunel
http://en.wikipedia.org/wiki/Thames_Tunnel
http://www.brunel-museum.org.uk/index.aspx — музей Брюнеля.
http://www.membrana.ru/articles/simply/2007/09/20/193100.html
http://www.dailymail.co.uk/news/article-1257473/Open-public-time-145-years-Brunel-sons-eighth-wonder-world-Thames.html
В качестве бонуса — http://www.abandonedstations.org.uk/ — заброшенные станции Лондонского метро.