Только детские книги читать…

топ 100 блогов presviter_ds24.08.2011

Пусть тут будет эпиграф из Мандельштама:
Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать…


Действительно, выход из усталости – чтение детских книг. Где-то в начале лета я понял, что пора. И ухватился за книжку Астрид Линдгрен «Братья Львиное Сердце», купленную моей женой для наших детей. И не только не «восстал из глубокой печали», а скорее именно в ней и оказался. Во-первых, это какой-то триллер для тех детей, которым слишком легко и спокойно, у которых сны слишком мирные. Все развитие сюжета происходит в давящем кошмаре. Потом, конечно, все хорошо кончается, но только это «хорошо» – суицидальное. Начинается сказка с того, что старший брат спасает из пожара смертельно больного младшего, но погибает сам. Незадолго до этого случая он успел рассказать умирающему младшему, что после смерти жизнь продолжается в прекрасной стране. Младший не хотел попадать туда без старшего, мечтал, чтобы старший попал туда раньше него, и вот мечта сбылась. Уже хорошо. У них есть мама, но о том, как она там живет, похоронив обоих, в сказке речи нет. В прекрасной стране оказывается не все прекрасно, братьям приходится вести в условиях постоянного кошмара борьбу с жуткими захватчиками, борьба увенчивается победой, но старший пострадал в борьбе: начинается необратимая парализация. И тут старший рассказывает, что за этой прекрасной страной есть следующая, теперь уж по-настоящему прекрасная, но попасть туда можно тоже только через смерть. Жить парализованным старший не хочет, расставаться не хотят они оба, поэтому у них единственный выход: младший убивает старшего, одновременно совершая самоубийство – спрыгивает с ним в обнимку с обрыва. Хэппи энд. И дивный пример для подражания тем, кто не хочет терпеть болезнь или разлуку с умершими любимыми людьми.

Послевкусие, оставшееся от Линдгрен, мне надо было срочно чем-то заесть. Найти и прочитать что-нибудь еще детское, хорошо бы чем-то похожее, только мирное и правильное. И мне чудесным образом попалось именно то, что было нужно. «Самолет по имени Сережка» Владислава Петровича Крапивина.

Я несколько месяцев до этого подумывал: надо покупать детям книжки Крапивина. Из читанного мной в детстве мне к нынешнему времени не помнилось ни сюжетов, ни названий – разрозненные эпизоды да общее ощущение. Но это самое ощущение (чего-то прекрасного, чуть тревожного, пронзительно-искреннего – из глубин души идущего) подталкивало к тому, чтобы найти и перечитать читанное в детстве, и обязательно заразить Крапивиным своих старших.

И вот из крапивинских книжек, купленных мной первым уловом, первой я прочитал именно «Сережку», и в ней для меня обнаружился ответ жутким «братьям Львиное Сердце». Тоже двое, и тоже тот, от чьего лица ведется повествование, болен – но не смертельно, но тоже неходячий, прикованный к инвалидному креслу. И второй – не старший брат, а друг-ровесник, но в каком-то смысле все-таки старший. И здесь трагизм разлучения смертью, но только когда главный герой, «вытащивший за уши» из другого мира погибшего Сережку, восклицает «тогда я… тоже!», Сережка отвечает «только посмей!».

И мы всей семьей (кроме самых младших) взялись читать Крапивина. Из читанного мной в отрочестве я опознал «Тайну пирамид» и «Выстрел с монитора». Явно читал что-то еще, только названий не помню – надеюсь наткнуться. Вспомнил Льюиса, из его статей о «Хрониках Нарнии»: «Детские книги, которые не стоит перечитывать потом во взрослом возрасте, незачем было читать и в детстве».

Собрал всего Крапивина, который был в книжных магазинах Липецка. Не так уж и много. Дальше надо собирать в сети либо в других городах – хорошо, что есть еще, что собирать. Мой друг Дима Кузьмин (Черный Лукич) похвастался, что у него есть диск, на котором все существующие экранизации Крапивина, и обещал скопировать. Надо доехать до Воронежа, забрать.

Крапивин живой, и живые его герои, настоящие. Настоящие чувства, настоящая дружба, настоящая ответственность, настоящий нравственный выбор. В книгах Владислава Петровича пульсирует родник утраченной в нынешней попсовой псевдокультуре искренности, душевной чистоты. Прекрасно, что у наших детей есть возможность расти на его книгах.

Друзья мне скинули ссылку на полемику вокруг повести В.П. 2010 года «Тополята» с будто бы резкими антиправославными выпадами. Прочитал сначала полемику, потом повесть. В повести герой по прозвищу Кабул (по имени Владислав) в процессе вынужденных беспризорнических скитаний оказывается в православном детском лагере, и сталкивается там со всякими дикостями «православно-патриотического» воспитания. Я, может быть, и обиделся бы на эти главы, если бы не стоял у меня перед глазами знакомый беспризорник (бывший, теперь – воспитанник одного из липецких интернатов) по имени Шамиль (в крещении Александр). Шамиль провел несколько лет (а не пару недель, как Кабул в «Тополятах») в детском приюте Боголюбовского монастыря. В.П. достаточно внятно намекает в «Тополятах» на Боголюбово – это ясно хотя бы по тому, что лагерем в «Тополятах» руководит старец. Так вот, если бы не было в Московском Патриархате Боголюбова с его старцем – было бы на что обижаться. Однако, поскольку Шамиль мне рассказывал о времени своего пребывания в Боголюбово таких ужасов, какие крапивинскому Кабулу и не снились – мало того, что обижаться не на что, так еще и спасибо Владиславу Петровичу, что лагерь в «Тополятах» еще сравнительно мягок на фоне того маразма, который существует в реальности под руководством боголюбовского «старца Петра». И еще спасибо за то, что герои «Тополят» не делают никаких мрачных выводов о православии в целом – повествование о лагере как бы нейтрально (кстати скажу, не сделал таких выводов и реально существующий Шамиль – в нашем храме он исповедовался и причащался), а уж какие выводы сделают его читатели – это, думаю, зависит не столько от Крапивина, сколько от того, с каким именно православием столкнутся эти читатели в своей жизни.

Расстроило меня другое. В сказке «Стража лопухастых островов» (2001 год) один из второстепенных героев – бывший священник, лишенный сана за то, что «отказался брызгать танки святой водой». Да, тема освящения военной техники – более чем спорная, но чтобы за отказ от ее освящения кого-то сана лишали – это ситуация слишком уж сказочная. Не было такого никогда в православии, и не будет. Однако сказочнику не предъявишь претензии за несовпадение сказки с реальностью – на то она и сказка. Правда, непонятно, зачем в этой сказке такой эпизод, в сюжете он заметной роли не играет. Видимо, не удержался Владислав Петрович от того, чтобы выплеснуть по ходу повествования каких-то своих тараканов в отношении церкви. Что ж… Художник не застрахован от подобных ляпов, но думаю, что и для православных читателей подобные ложки дегтя в некоторых поздних (кстати, на мой взгляд, чрезмерно политизированных) книжках Владислава Петровича не должны заслонять все то прекрасное, что дети и взрослые могут из его книг почерпнуть. Спасибо Командору, и дай ему Бог как можно дольше держать в руках перо.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Креативная антиалкогольная реклама от индийского рекламного агентства "JWT", заказанная одной из неправительственных организаций Индии. Антиалкогольные принты, направленные против злоупотребления спиртным, под общим названием "Не позволяйте ...
Версаль Ситуация окончательно перестала быть томной. Количество новых случаев в стране резко пошло вверх. Количество смертей тоже. Медики всерьез обсуждают критерии, по которым, ...
Решила сегодня утром после завтрака, когда уже рассвело, прокатиться до речки Выи, посмотреть, замерзла она или нет. Обычно зимой она не замерзает, но в эти дни стоят очень сильные морозы, за минус 30. Да и машину прогреть надо. Речка не замерзла, вокруг красота. ПРогулялась, ...
...
Немецкие самолеты, включая реактивный истребитель Me-262, брошенные на аэродроме в Австрии, где они достались американцам, весна 1945 года. Пока немецкие асы рисовали себе пачки сбитых, союзная авиация планомерно занималась тем, что перехватывала инициативу и постепенно захватила ...