Тогда они не прошли
vikond65 — 18.07.2021Ровно 85 лет назад, 18 июля 1936 года, в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж против недавно избранного правительства Народного фронта, состоявшего из представителей левых партий. Мятежным генералам удалось быстро занять города Севилья, Кадис, Кордова, Гранада, Бургос, Саламанка и ряд других. Под их контролем оказались северо-западные провинции страны, за исключением Астурии и Страны басков.
Но главную надежду путчисты возлагали на свои кадры в Мадриде, которые должны были захватить столицу и уничтожить республиканское руководство или, по крайней мере, парализовать его деятельность. Однако эта надежда рухнула. Городской муниципалитет, получив информацию о готовящемся путче, еще 17 июля начал раздачу оружия рабочим и членам левых партий, из которых тут же формировались отряды народной милиции.
В результате, когда начальник столичного гарнизона генерал Хоакин Фанхуль объявил, что его войска выходят из повиновения и присоединяются к восстанию, в Мадриде было уже около 50 тысяч вооруженных бойцов, готовых сражаться за республику. Надо сказать, что мадридская полиция, карабинеры, а также - расквартированные в городе артиллеристы, танкисты и военные летчики не поддержали мятеж.
В мадридском восстании приняли участие около 14 тысяч солдат, офицеров и кадетов военных училищ, которые забаррикадировались в казармах в районах Хетафе, Карабанчель-Бахо и Вилькаваро. Фанхуль понимал, что для захвата города его сил недостаточно, поэтому он решил обороняться, дожидаясь подкреплений. Толстые каменные стены казарм, казалось, гарантировали надежную защиту.
Однако республиканцы действовали быстро и решительно. Уже через несколько часов они блокировали казармы, отключив подачу воды, электричества и телефонную связь, а затем начали обстрел из тяжелых орудий. Такого поворота событий путчисты явно не ждали и ничего не смогли ему противопоставить, поскольку у них артиллерии не было.
Уже к вечеру 19 июля мятежники в Хетафе и Вилькаваро сложили оружие. Только самая крупная казарма "Монтанья", в которой засел сам Фанхуль со своим штабом, еще держалась. Но 20 июля солдаты и кадеты, осознав безнадежность дальнейшего сопротивления, начали группами выходить за ворота с поднятыми руками и кусками белой ткани.
Лишь около 100 наиболее фанатичных мятежников во главе с генералом остались среди руин. Вооруженные рабочие при поддержке трех танков и нескольких броневиков атаковали казарму, ворвались вовнутрь и перебили ее последних защитников. Раненого генерала Фанхуля и его сына-лейтенанта взяли живьем, судили и приговорили к расстрелу. А мятежникам удалось захватить Мадрид лишь через два с половиной года упорной и кровопролитной гражданской войны.
Мадридские добровольцы едут получать оружие для борьбы с мятежниками.
Броневики "Бильбао" на улице Мадрида. Рядом с ними члены народной дружины и двое военных, не поддержавших мятеж.
Танки "Шнейдер" выдвигаются на передовые позиции.
Одна из 155-миллиметровых гаубиц, из которых велся обстрел казармы "Монтанья".
Выстрел из орудия.
Участник подавления мятежа демонстрирует свой партийный билет. Человек слева в очках и костюме с бабочкой похож на Михаила Кольцова.
На баррикаде возле одной из мятежных казарм.
Повстанцы начинают сдаваться.
Ополченцы конвоируют пленных офицеров.
А это те, кто не сдались.
Труп путчиста, погибшего на спортплощадке.
Захваченное у мятежников оружие и амуниция.
Казарма "Монтанья" после путча. В арочных проемах видны баррикады из ящиков, из-за которых отстреливались ее защитники.
Результаты работы 155-мм гаубиц, стрелявших прямой наводкой.
Мальчик возле пробоины в стене казармы.
|
</> |