То есть у нас сейчас заимствованный в США антикультовый инструментарий...
kalakazo — 09.09.2022 игумен Виталий (Уткин), секретарь Архиерейского совета Ивановской митрополии:"Среди других читаемых мной дисциплин есть сектоведение.
Сегодня прочитал первую лекцию.
Говорили о крайней шаткости методологии современного сектоведения в России.
С одной стороны, совершенно несостоятельными оказались полицейско-чиновничье-миссионерские подходы, существовавшие до указа об укреплении начал веротерпимости 17 апреля 1905 года. Огромный массив старообрядчества (поповства, беспоповства, радикалов, умеренных) и внутрицерковных движений однозначно воспринимался в качестве политического «орудия чуждых России партий». Но мы видим, что борьба с «расколом и сектантством» до революции полностью провалилась, как полностью провалилась и внутренняя миссия, если не считать таковой крещение какого-то количества так называемых «инородцев».
Поместный собор 1971 года отменил как клятвы на старые обряды, так и, фактически, объявил небывшей всю противостарообрядческую полемику. Далее. В 2007 году при объединении РПЦ МП и РПЦЗ был сформулирован концепт «восстановления Единой Поместной Церкви». Взаимно не признававшие и отлучавшие друг друга забыли об этих отлучениях, как небывших.
Этот концепт «восстановления Единой Поместной Русской Церкви» может быть применен и при воссоединении со старообрядцами. Там две главные проблемы – наше отношение к законности белокриницкой иерархии у поповцев и всё еще сохраняющийся концепт «духовного антихриста» у части беспоповцев. А в целом – отношение старообрядцев к нашей благодатности/неблагодатности. Но воссоединение возможно.
Второй важный момент. Это усвоение нами в 90-е годы американского дискурса антикультовой деятельности, с такими его понятиями, как «тоталитарная секта», «контроль сознания», «промывка мозгов», «нейролингвистическое программирование», «депрограммирование», «контроль сознания» и т.д. Об этом подробно пишет Р.М. Конь.
Изначально в США в 70-е годы антикультовая деятельность была реакцией протестантского фундаментализма-республиканизма (подробно поговорили, в свою очередь, об его возникновении в начале XX века, как реакции на либерализацию протестантизма и безудержную библейскую критику). На что реагировали в 70-е? На «культурную революцию», частью которой были «психоделическая революция», хиппи, распространение восточных коммерческих культов и т.д. Кстати, тексты иеромонаха Серафима (Роуза) – часть этой реакции фундаментализма, только одетой в православные одежды. А нынешний ужас с «культурой отмены» и LGBTQ+++ - второй этап этой самой «культурной революции».
То есть у нас сейчас заимствованный в США антикультовый инструментарий. Казалось бы, он вроде как работает, что-то объясняет. Но на самом деле под выработанные в американском антикультизме 70-80-х годов критерии «контроля сознания» попадает практически любой наш монастырь и практически любой приход, собранный вокруг активного, неравнодушного пастыря.
Дальше планирую просто перейти к изложению программного материала – про баптизм, пятидесятничество, адвентизм, мормонов и т.д. Как с этой классикой соотносится наш антикультовый инструментарий – неясно. Например, и адвентисты, и мормоны порождены мощными эсхатологическими движениями в США в 20-40-е годы XIX века.
Применить антикультовый инструментарий можно только при анализе псевдовосточных культов, трансцендентальной медитации и т.д."
отсюда
|
</> |