(т.к. библиотека по -прежнему закрыта, ставлю повторно для товарищей, для всех

интересно: интервью психолога, писателя И.Петровой луганской газете, год 2006 [ подшивка. и не все слова удалось мне расшифровать ...]
ПИСАТЕЛЬНИЦА ИРИНА ПЕТРОВА:
Любовь - женская тема
К этому интервью я готовилась долго и очень волновалась. Потому что наслышана была об этом человеке от многих моих знакомых. Причем характеристики были прямо противоположными от «умная и интеллигентная» до «настоящая стерва». Что ж, она оказалась умной интеллигентной стервой, человеком неординарным, творческим и интересным, чьи эротические рассказы могут ввергнуть в шок неподготовленного читателя и высоко ценятся издателями Киева и Москвы. Гуляя по улицам города, мы беседовали с Ириной Петровой о любви, деньгах и ее творчестве.
«В ЛУГАНСКЕ Я ИМЕЮ ДОСТУП К ОГРОМНОЙ МАССЕ «ПОРОДЫ»
- Что характерно для жанра эротического рассказа?
- Эротическая проза ставит в центр внимания чувства, отношения, переживания. В отличие, например, от порнографии, где объектом внимания делается определенное действие. Разумеется, действию есть место и в эротическом рассказе. Персонажи вовсе не обязаны хранить неподвижность. Они могут очень интенсивно бороться за... то, что им представляется достойным борьбы.
—Как вы ищете темы для своих произведений?
- Вообще, существует не очень большое количество тем рассказа, повести, романа. Они давно сосчитаны. Любовь, война, власть, деньги, жизнь, смерть. Вот, пожалуй и все.
Можно написать рассказ о войне - о том, как двое людей борются друг с другом. Каждый из них защищает свое «эго». Предполагается - для постороннего наблюдателя-что это - близкие люди. Но при ближайшем рассмотрении - это беспощадные противники.
Возможен эротический рассказ, где в центр внимания ставится власть. Избитая проблема: кто из двоих главнее. Сплошь и рядом выяснение этого вопроса ставит под сомнение, отводит на второй план так называемую любовь.
- Любовь - это женская тема?
- Любовь, разумеется, женская тема. Женщина может думать о любви беспрерывно и это полностью нормально. Это - нормальнее, чем думать о карьере. Мое мнение. Сейчас эту точку зрения пытаются изменить. Сделать женщин честолюбивыми, предприимчивыми. Изобретение велосипеда, по-моему. Мне говорят: Скарлетт, а я киваю на Некрасова, с его бабами, избами и, прости Господи, конями. В России всегда вынуждали женщину быть сверхчеловеком. Нам и без Скарлетт тошно. Быть сверхчеловеками скучно. Сверхчеловеки рожают на покосе и немедленно приступают к сверхплановой делянке. Не хочется мне быть сверх-человеком и в горящую избу не тянет. И я этого не стесняюсь, ни капельки.
- Насколько личные впечатления играют роль при написании эротического рассказа? Где грань между реальностью и вымыслом?
- Вопрос о гранях между реальностью и вымыслом, скорее, к философу. Материал всегда нужно обрабатывать. Живые люди вдохновляют. Но персонажи не есть прямой слепок с тех людей, которые окружают меня.
- Тяжело ли быть писателем, работающим в жанре эротического рассказа в Луганске, который, как ни крути, находится на периферии культурной жизни?
- Наоборот, легко. Жизнь в сто¬лице накладывает массу светских обязанностей и ты находишься вдали от материала. В Луганске я фактически имею доступ к огромной массе «породы», говоря шахтерским языком, и она в моем полном распоряжении. Я освобождена от необходимости нести себя как писателя, от обязанности клубной жизни, я освобождена от того, что все об этом знают - это роскошь не-посредственности.
Что нужно пишущему человек -ручка, листок бумаги, талант и тема. И не все ли равно где жить, если все это есть.
- На что ориентируется издатель в своих предпочтениях?
- Существует понятие формата. Это направление издания плюс общее качество преподнесения материала плюс уровень написания.
Я не издавалась отдельной книгой, все что было опубликовано печаталось в газетах и журналах, имеющих литературную направленность. Публиковалась, в основном, в Киеве, Москве и Петербурге. И требования издателей обладали удивительным сходством. Возможно, мне просто попадались профессионалы. Мне удавалось уловить, какого читателя хотели заполучить данные издатели. Я старалась играть по их правилам, при этом выбирая те издания, правила которых мне импонировали.
- Кто Ваш читатель?
- Мой читатель - это человек интеллигентный, хорошо образованный, который не спотыкается в сложноподчиненных предложениях, на¬деленный чувством юмора, самоироничный. Редакторы находят меня интересной такому читателю.
- Чье творчество вы считаете образцом? На кого вы хотели бы походить в своем творчестве?
- Ни на кого.
Что касается образцов, то пожалуй их отсутствие и стало одним из посылов к писанию. Когда я читала то, что пишут на эту тему другие люди, то чувствовала определенное неудовлетворение.
Мне однозначно никогда не нравилось, как мужчины пишут о любви. Они излагали мужскую точку зрения. Все абсолютно. Женщине отводится роль милого зайчика -если ее любят и абсолютной дуры -если к ней остыли. Такой взгляд на вопрос вызывал у меня протест. При всей доброкачественности этой прозы я понимала, что то, что пишет писатель-мужчина - это то, как удобно видеть мир любви мужчине и не всегда удобно женщине. У меня возникло желание показать как думает по этому поводу женщина?
Потом после Перестройки, когда возник спрос и возможности издаваться, появилось огромное количество пишущих женщин. Когда женщины пишут о любви, я тоже не удовлетворена. Про дамские романы вообще нет речи, это - чтиво. Когда женщина пытается писать о любви, получается приходно-расходная книга. Писательницы злоупотребляют цинизмом, на мой взгляд, педалируют земную сторону, например, Пет-рушевская.
Конечно, мне интересно, что на¬писали другие, я жду достойного противника.
- Вы маргинальный элитарный писатель или писатель для всех?
- Прежде всего, я обыкновенный человек. И все мои переживания и проблемы присущи очень-очень многим людям. И мне достаточно быть искренней, чтобы меня захотели услышать, захотели читать. Важно не притворяться. Таков был посыл, а что получилось, элитарный писатель или писатель для всех - судить читателю.
- Для чего Вы пишете?
- Для денег. Когда мне прекратят платить, я перестану писать. Но это не значит, что я пренебрегаю качеством своей прозы. Даже напротив, потому что в моем случае есть известная закономерность между качеством письма и суммой гонорара.
- Вы единственный писатель в Луганске который живет с гонораров....
- Но у меня и запросы такие, каких нет ни у кого в Луганске. У меня, например, нет даже собственного компьютера. Я превратилась в такой раритет, что впору выставлять в каком-нибудь литературном музее. Я разговариваю с кем-нибудь о ленте для пишущих машинок и все удивляются: «Что, еще кто-нибудь печатает на пишущей машинке?»
Можно посмотреть на это и под другим углом. Вот молодой человек, получающий 300 долларов - журналистский максимум в Луганске. У него взор горящий и луна во лбу горит, у него бизнес-план, бизнес-фуражка и бизнес-ботинки. Но если присмотреться, то и он реалии своей жизни тщательно маскирует от всех и от себя в первую очередь. Цифру своего жалования никому не называет, и как он в реальности живет никто не знает, потому что в гости к нему никто не ходит. В принципе у меня то же самое, но только я пиарюсь как художник, который одет в рубище и ничего ему не надо. Вид пиара другой.
- С кем из писателей вы поддерживаете отношения?
- Не знаю насколько писателям продуктивно общаться друг с другом. Я не вижу в этом большого резона. О чем разговаривать? О творчестве? Зачем? Зачем разговаривать о творчестве, - бери и пиши. Водки не с кем выпить? - так водки всегда ест с кем выпить.
Среди моих личных знакомств - Владимир Сорокин, Эдуард Лимонов, Михаил Армалинский. Других литерных знакомств на сегодняшний день не имею.
- И как вы завязали такие знакомства?
- Приехала я в 88 году в Москву, там мне однокурсники рассказали о Сорокине. Потом в Луганске открылось издательство [ неразборчиво 2 абзаца, т.к. подшивка прошита *** ] , которое захотело издавать хорошие книги. Тут я и вспомнила о нем.
С Лимоновым я познакомилась после закрытия газеты * [ в подшивке неразборчиво название] 1998 году. Я раздумывала: с какой газетой мне теперь сотрудничать? Пошла в библиотеку, взяла подшивки газет и лучшей среди них оказалась «Лимонка».
С Армалинским познакомилась ж того как отослала письмо на "Дженерал эротик" с предложением - издать мои рассказы, так у нас завязалась переписка.
Ф.И.О (НЕРАЗБОРЧИВО) является редактором и руководителем издательства, с которым сотрудничаю сейчас.
- Насколько широко раздвинуты рамки дозволенного в современной литературе на русском языке?
Абсолютно раскрыты и всегда были такими. Если я напишу напишу слово «ж...», вы думаете не опубликуют? Опубликуют и вы сами это знаете! Но я не думаю, что это признак свободы.
- Касаетесь ли вы в своих рассказах темы сексуальных извращений?
Меня не интересуют сексуальные извращения. У меня был роман, с которым приключилась забавная история. Он был написан о человеке с нестандартной ориентацией. но не потому что меня интересуют гомосексуалисты, это была просто литературная форма. В результате, стандартно ориентированные издательства не публикуют роман потому что он о геях, а (другие издательства не опубликовали) потому что я не являюсь представителем нестандартной ориентации. Литература побоку. Всех волнует ориентация.
- Когда к Вам пришло понимание, что Вы - писатель?
Когда мне об этом сказали. Началось все с того, что я вошла в независимую луганскую журналистику. И все начали говорить: «Ты пишешь плохо. Плохо. Плохо». Читали только меня и все меня ругали.
Наконец, после нескольких лет мучений, когда я имела за плечами несколько сотен публикаций в столичных журналах, все снизошли: «Ты не журналист, ты - писатель». Так я узнала, что я писатель. За 12 лет работы в общественно-политических и литературных изданиях опубликовано около 1000 рассказов. Сейчас нахожусь в поиске издателя.
- Вы не пробовали искать спонсора для издания книги?
Зачем? Зачем нужна книга, за которую ты даже гонорара не получишь? Я не на ты с вечностью. Не понимаю людей, которые пишут для вечности. Я человек очень суетный, стараюсь жить сегодняшним днем, Кто-то очень метко заметил, что через 200 лет будут выбирать из того, что было опубликовано. Чтобы через 200 лет решить, что вечно, а что нет, им придется взять книги, которые были изданы. Но многие талантливые люди не имеют силы, чтобы пробиться к читателю, а пробившись к издателю - доказать, что тот бог, на которого сейчас молятся - коммерческая литература - должна уравновешиваться еще чем-нибудь. Сейчас я говорю не о себе.
Человек искусства не умеет никого расталкивать локтями. Такая жизненная хватка все-таки идет в ущерб таланту. И вот парадокс: человеку пишущему, ради которого покупается издание, в итоге достается в плане прибыли обглоданная кость.
«В БУДУЩЕЕ Я СМОТРЮ С ОПТИМИЗМОМ, ПЕРЕХОДЯЩИМ В НЕЕСТЕСТВЕННОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ»
- В стране действует комиссия по вопросам общественной морали при Президенте, которая должна отслеживать безнравственные произведения. Не боитесь, что попадете в черный список?
- Сначала надо договориться, что нравственно, а что нет. Причем следует помнить, что договариваться о том, что пристойно, а что нет, будут люди в соответствии со своими комплексами. Кроме того, принцип рыночной экономики говорит, что можно все, но государство контролирует места сбыта, места реализации. Да и вообще- нравственность очень растяжимое понятие.
- А духовность?
- Думаю, наше общество не стало менее духовным, чем десять лет назад. Зрелые люди и тогда интересовались скорее преуспеванием, чем, допустим прозой Бунина. Книги покупали, чтобы было чего в «стенку» поставить. Потом, по моему глубокому убеждению, духовный человек-это, в первую очередь, добрый и воспитанный человек. Стали ли люди более злыми? Надо об этом спросить моих однокурсников, которые писали друг на друга доносы. А факультет-то был самым что ни на есть гуманитарным. Факультет -то гуманитарный, а каждый второй-стукач...
- В СССР не было секса, а сейчас все обстоит по-другому...
- Если бы при «совке» было как сейчас, я бы в монастырь ушла и не жалела бы. Потому что, чрез¬мерная пропаганда лишает людей необходимого тонуса. Сейчас секс рекламируют, как раньше Коммунистическую партию.
- Раньше КПСС, а сейчас Секс? Произошла сексуальная революция?
- Что такое революция - это перемены. Революция - это перемена отношения к средствам производства. Мне кажется ничего не изменилось. Это как в той истории о скульптуре голого мальчика, стоящей на вокзальной площади. Приехала комиссия, увидела его половые органы, сказала: «Безнравственно. Нужно что-то изменить». Мальчику нарисовали синие трусы. Так и сексуальная революция. Все осталось. Но осталось синим.
- Если перефразировать знаменитую фразу, поэт в Украине больше чем поэт?
- Естественно. В условиях, когда он сам себя должен продавать, он-имиджмейкер, пиарщик, маркетолог, наборщик, верстальщик. Обидно, что этого никто не понимает и на всех этих персон в лучшем случае выдают один -очень небольшой- гонорар.
- Как Вам представляется будущее?
- В будущее я смотрю с оптимизмом, переходящим в неестественное возбуждение. Улицы города становятся все краше. Оргтехника- все совершеннее. Мобилки по цене подходят к трехкомнатным квартирам. Так - у всех людей, с которыми я соприкасаюсь. И, если не слушать, о чем они говорят в эти мобилки и не читать, что пишут на мониторах - все прекрасно. Сейчас эпоха развития формы. Перед этим была эпоха борьбы за содержание. Предполагалось, что говорить надо по существу, и внятно. Сейчас это неважно, на первый план выходит цена телефона. Думаю, потом опять будет эпоха борьбы за содержание Вот и все.
- Ваше отношение к Интернету?
- Скоро станет ясно, что Интернет - это для бедных. В Америке - это уже ясно. Там самое дешевое удовольствие - сидеть за компьютером, общаться за компьютером, не тратить деньги на бензин и ресторан, читать с компьютера, а не тратиться на книжку. Этот факт подспуден, но скоро он будет всем ясен.
-Вы возбуждаетесь, когда пишете свои рассказы?
- Я возбуждаюсь в тех ситуациях, когда возбуждается нормальная здоровая женщина.
Беседовала Елена Заславская.
ОПУБЛИКОВАНО В ГАЗЕТЕ "ВЕЧЕРНИЙ ЛУГАНСК", В 2006.