The Reader (USA | Germany, 2008)

топ 100 блогов british_cinema30.03.2019 Ох. Это будет трудно. Начну, пожалуй, с бесспорных фактов, связанных с этим фильмом. Прежде всего, на момент выхода фильма это была лучшая роль Кейт Уинслет. И если у прожженных скептиков были еще какие-то сомнения по поводу того, на что способна эта актриса, то они могли благополучно похоронить их. Она показала, что может практически всё.
И я думала после премьеры "Чтеца", что дело не в том, получит ли Кейт наконец-то свой "Оскар" (хотя она получила за эту роль и его, и другие награды). Совсем не в этом. Уинслет тогда окончательно доказала, что она одна из талантливейших актрис своего поколения, и что ее ждет блестящее будущее.
И еще Дэвид Кросс, конечно. Этот юный немецкий актер был великолепен, просто великолепен. Очень редко можно наблюдать настолько зрелую игру в таком возрасте, да еще в таком непростом фильме. Я тогда еще подумала, что нужно последить за его карьерой, но в итоге как-то выпустила его из виду. Хотя нет, один фильм у меня в давних планах на просмотр - "Into the White". Надо бы добраться до него уже, столько лет тяну.
Ну и чтобы закончить тему актеров: да, Рэйф Файнс здесь тоже очень хорош. Но это же Файнс, ничего другого мы от него как бы и не ожидали.

И да, одноименный роман Бернхарда Шлинка, по которому снят фильм, тоже нужно читать в обязательном порядке. Во-первых, потому что это очень хорошая книга. Во-вторых, она написана от первого лица, а потому есть возможность глубже познакомиться с внутренним миром главного героя и с его отношением к происходившим вокруг событиям, чем в фильме. Так что лучше сначала читать, а потом смотреть. Я посмотрела фильм в процессе чтения романа и не пожалела.
Ну, это все было, как я написала выше, из области очевидных фактов. Дальше все не так просто и однозначно.

Понимаете, есть темы, к которым даже прикасаться больно. И нацизм одна из таких тем. И для меня и для многих из вас. Потому что это часть прошлого, которая всегда с нами. И мы, конечно, много чего видели, читали, слышали об этом. И ко многому готовы. Но Ханна Шмиц - это немного другое лицо нацизма. Как на мой взгляд, одно из самых страшных.
Как бы ни были омерзительны нацисты "по призванию", приверженцы и ретивые воплотители в жизнь "окончательного решения еврейского вопроса", с ними мне все понятно. Это особи с чуждыми мне убеждениями и вывернутыми наизнанку мозгами. Это палачи, которых я понимать не хочу и никогда не буду.
И с мальчишками, которые попали в СС в подростковом возрасте, мне тоже все ясно. Их даже жаль, потому как попали они в эти "пионерские отряды", потому что им долго и грамотно промывали мозги взрослые фанатики. И еще я помню об интеллигентных немцах, переживших настоящий душевный кризис, когда они поняли, чему именно призваны служить. Как, например, офицер, послуживший прототипом персонажа фильма "Пианист", скончавшийся в советском лагере для военнопленных.

Но Ханна Шмиц - это совсем другая история. Ей просто нужна была работа, понимаете? А в СС набирали сотрудников. И там были хорошие условия. И она совсем-совсем не понимает, чего от нее хочет судья. Разве она не имела право найти лучшую работу? И она искренне негодует, когда ее спрашивают, почему она не открыла двери горящей церкви. Она ведь не могла нарушить приказ, не могла плохо выполнить свою работу. И ее совсем не интересовало, куда и зачем она отправляла этих женщин. Места ведь на всех не хватало, а людей нужно было размещать.
Она маленький такой, добросовестный рабочий "винтик". Инфузория-туфелька, которой слово "рефлексия" не знакомо по определению. А зачем рефлексировать, зачем думать о прошлом? Эта страшная ее фраза о том, что до суда просто не было необходимости вспоминать о лагере, меня просто вывернула наизнанку. И ведь сказано это было уже пожилой женщиной, после долгих лет тюрьмы.

Страшный до оторопи персонаж, жуткий. С какой стороны ни посмотри, жуткий. Интересно, Ханна поняла бы, если бы ей сказали, что она не имела права так поступать с Михаэлем? Нет, конечно. Ей ведь нужно было спать с кем-то. И кто-то должен был ей читать. И с ним было забавно. А то, что он на 20 лет младше и ему 15-ть.
Ну что вы будете объяснять женщине, которой нужно было просто "освобождать помещения" в Освенциме? Что она сломала парню жизнь? Что она не имела права? Что это аморально? Но кто-то же должен был ей читать, блин. Как когда-то ей читали узники в лагере.
И самая жуткая деталь для меня. Тот факт, что она скрыла свою неграмотность на суде. Ей было стыдно, это было неправильно. Это было стыднее и неправильней, чем оставить 300 человек в горящем помещении. И только в самом конце жизни, возможно, что-то происходило в ее голове. Но этого мы никогда не узнаем. А жаль.

И второй участник этой драмы - Михаэль. Я отчаянно пыталась представить себя на его месте, когда он делал свой нравственный выбор в 23 года. Как будущий адвокат он должен был, должен был дать показания. Как страдающий человек, он просто не смог. И я не знаю, смогла бы я на его месте. Да, он пытался понять. Понять во время процесса, понять всю оставшуюся жизнь. Вот у него рефлексий хватило на троих. И он смог, если не понять, то попытаться проявить милосердие. Смелый поступок, очень смелый. И я тоже не знаю, смогла бы я так поступить или нет.
Мы всегда знали, каково себя чувствовать с этой, "правильной", стороны. Как нести в себе память о погибших и воевавших. Но ведь мы практически никогда не задумываемся, каково быть вторым-третьим-четвертым поколением там. Когда это был твой дед. Или отец. Или женщина, которую ты любил всю свою жизнь. Врагу не пожелаешь оказаться с той стороны барьера. Потому что чувство вины за то, чего не делал сам, может мучить не меньше, а порой и больше, чем вина за свои собственные поступки.

Страшная книга. И страшный фильм. И знаете, я не могу вам сказать, гениальное это кино, очень хорошее или просто хорошее. Потому что ровно на середине фильма у меня сжало горло, сердце упало куда-то ниже желудка, и дальше я смотрела на одних рефлексах. Я совершенно не в состоянии оценить ни режиссерскую, ни операторскую работу. Я просто не могу. Но актеры прекрасны, все до единого.

Трейлер:



Режиссер, автор книги, сценарист и Кейт Уинслет о фильме:



Интервью с режиссером и актером Дэвидом Кроссом:



Рэйф Файнс о фильме:



Интервью с Кейт Уинслет:



The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008)
The Reader (USA | Germany, 2008) The-Reader-29.jpg

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В этом году имя "Мохаммед" стало самым популярным в Англии - именно так звалось большинство мальчиков, рождённых в 2009 году ( пруф ). Традиционно в этом месте надо разразиться тирадой о вымирании английской культуры и народа, но я не сделаю этого ...
ОТЧЕТ О ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ Канадский коллега в своем опубликованном на платформе Живой Журнал научном труде указал на возможность изготовления и потребления в исследовательских целях коктейля "Кровавый Цезарь", представляющего собой известную местным ученым "Кровавую Мэри", но с ...
  Так торопится отметить, что и про закусь забыл. Обычное дело:)   А францускому педику, желаю "Взятие Елисейских полей", возмущённым французским и приезжим народом. От всей души, желаю. Говорят, что полиции нагнали--половину Парижу:) Может Нотр Дам де Пари--опять запылает:) ...
...
1банка кофе с молоком,2яйца,50гр. сливочного масла,1/2чайной ложки соды.1стакан муки. ...