The Lost Pyramid

По нашему проекту по Египту с дочкой копаем дальше. На нетфликсе реально нечего смотреть, кроме документальных фильмов много какого-то фуфла. Но вдруг нашла новый фильм прямо для нас. Серия фильмов Unknown, документальный фильм называется The Lost Pyramid.
Археологи ищут еще не на найденные пирамиды и саркофаги в пустыне. Dr. Zahi Hawass это такой молодой дед с регалиями и искринкой в глазах, у которого археология в крови, и мечта всей жизни найти пирамиду. Второй молодой, Dr. Mostafa Waziri, как бы ученик Хавасса, тоже копает в другом месте. Снято это — как хороший саспенс, у меня прям мурашки по коже были все время!
У Хавасса прямо проблема с иностранцами, которые десятилетиями наезжали в Египет, вывозили к себе тонны артефактов и наполняли свои музеи. «Я ненавидел архологию. Потому что это всегда были иностранцы. Они вынесли из моей страны наши важнейшие артефакты, нашу историю. Я всю жизнь положил на то, чтобы мы, египтяне, занимались археологией и нашли что-то, что еще не успели раскопать до нас!»
Он писал запросы в музеи разных стран, верните бюст Нефертити в Египет. В 2003 году он направил запрос в Британский музей, чтобы те вернули в Египет Розетта Стоун (по-русски розеттский камень?..) "If the British want to be remembered, if they want to restore their reputation, they should volunteer to return the Rosetta Stone because it is the icon of our Egyptian identity." и далее "These are Egyptian monuments. I will make life miserable for anyone who keeps them." Понятно, да, что ученый он горячий. Но никто ничего не вернул.
Сы с ребенком эту тему подняли еще в прошлом месяце, когда читали в National Geographic про Ховарда Картера. Вопрос встал сам собой — так имеет ли право одна страна приехать в другую, раскопать пирамиды и всё увезти себе? Они же нашли их? Они. Finders keepers? Или всё же музеи должны покаяться и вернуть всё в Египет? И тогда все музеи мира должны всё вернуть в страну оригинала? Или что? Долго обсуждали это.
Второй момент вызвал дикуссию. Хавасс там открывает саркофаги, находит мумию в плохом состоянии, ничего не прочитать, плохо сохранилось всё. Он говорит «оставим этого умершего, чтобы не тревожить», и я такая «ага, но когда попадется мумия в хорошем состоянии, ценная для исследования, тревожить умершего мы будем тут же сразу» — и так и вышло. С дочкой вспомнили японскую гробницу тут у нас рядом, и в Осаке есть одна огромная. Я была на нашей и потом нашла про нее видео, ее не открывали никогда и не откроют. Ученые говорят, что сейчас нет таких методов, чтобы открыть ее безопасно, не повредив, а нам важно, чтобы это сохранилось для следующих поколений. Есть и другое мнение — что во-первых, гробница частная, а во-вторых, еще неизвестно, что мы там найдем, есть мнение, что можем узнать неприятные факты. Но в целом да, японцы к гробницам относятся как к гробницам, а Египет копает и копает и выкапывает и выставляет в музеи. Да, смотреть на эти восхитительные золотые артефакты, бусы, одежды, на всяких скарабеев и котов, изучать папирусы — это удивительно. Но с другой стороны — это же гробницы реально. И всё, что оттуда уже унесли, никогда там больше уже не будет. Стоунхендж стоит потому что его не унести. С Египтом проблема такая, что не Картер или Хавасс, так кто-то другой, это вопрос времени.
И еще. Я знала, что копать надо осторожно. Но в фильме показывают прямо, как они это копают. Я в шоке. Начинаем на ровной пустыне огромный квадрат. И кирками и руками, я не шучу, месяцами грузим в побитые помятые старые корзины и тележки песок и возим его. Руками. На дикой жаре. Когда они откапывают шахты, человека туда спускают с очень примитивного деревянного механизма на толстой веревке. В гробнице есть место для нескольких человек, они полулежа в песке кисточками откапывают, подклеивают золотые лепесточки на птичке, пакуют ее, и ее наверх поднимают так же на веревке. Очень меня поразило!
Фильм очень рекомендую! Сейчас документальные фильмы снимают лучше художественных.
|
</> |