
"The Goldfinch/Щегол", 2019.

И придётся мне сейчас делать то, что я делать категорически не люблю - сравнивать фильм Джона Краули с романом Донны Тартт.
(Но тут уж а как вы хотели? Обсуждая экранизацию "Войны и мира", приходится вспоминать "А чо там у Толстого?" - иначе никак.)

И начнём с этого страдающе-непонимающего взора. Вас уже тошнит? - меня тоже.
1. Чтобы втискивать 820 страниц очень плотного и тщательнейше выверенного текста в 150 минут экранного времени, надо быть криворуким ебланом.
2. Чтобы покромсать вызывающе-старомодное линейное время романа на тонюсенькие, по 10-15 минут, ломтики "наше время-флешбэк-наше-флеш-на...", надо быть криворуким ебланом.
3. Чтобы убрать из романа то, что... а, нет, не так: убрать из, натурально, по-русски толстенного романа всё, кроме сюжета, сюжет сократить втрое и экранизировать полученный остаток, надо быть криворуким ебланом.
3.1. Можно было попытаться хотя бы один раз показать что-то, что не является голым сокращённым сюжетом. Но нет, нельзя.
4. Чтобы подобрать столь халтурный кастинг, надо быть не просто криворуким, а ещё и старательным ебланом - т.е. изо всех сил стараться, чтобы получилось максимально не то.
4.1. И не говорите мне про Финна Вулфхарда. Да, я подозревал, что всё это безобразие затеивалась для того, чтобы пропихнуть модного подростка на оскаровскую номинацию - но вышло ещё хуже: ему тупо не дали сыграть. Играть было нечего.
5. Чтобы начисто зарезать лучшую часть, где Тартт выдаёт просто Дарк Крапивина... о-о-о! тут подробнее.
Видите ли, Тартт немножечко гений. Все хотели, а она взяла и сделала. Ну т.е. представьте, не знаю, героев из "Троих с площади Корронад", поместите их в полнейшую зеркалку - с адовейшим семейным насилием, депрессией и алкогольно-наркоманским угаром (и как будто нарочно - всё происходит не у моря, а посреди пустыни на задворках Лас-Вегаса) - и при этом сохраните те самые, чисто крапивинские отношения.
Получается охренительнейшая история охренительнейшей дружбы. И написано это у Тартт просто невероятно.
Но дружбы вычеркнули ВООБЩЕ ВСЮ.
Потому что криворукие ебланы.
6. Чтобы точно так же вычеркнуть линию Пиппы... и тут тоже подробнее.
Опять немножечко гений, да, и опять всё вызывающе. Потому что сюжетно Тартт описывает типичную судьбу "главной детской влюблённости" - ну что от неё обычно остаётся? - а параллельно показывает, как Тео продолжает смотреть на Пиппу абсолютно точно так же, как при первой встрече.
И описывает так, что получается не "ну, так только в книжках", а "да, всё вот так и должно быть".
7. А про остальные сюжетные линии и говорить нечего: отношения с отцом - ноль (а в романе они очень серьёзно прыгают от того самого ада до приятельствования - и обратно), миссис Барбур - ноль (и, добавлю, играющая её Кидман творит на экране что-то неимоверно позорное), про остальных Барбуров, Ксандру, Хоби etc без слёз вспоминать вообще нельзя.
Я даже про ебланов говорить не стану.
8. Обещанный вам во всех анонсах "подпольный мир искусства" отсутствует. Буквально. Просто вычеркнут. ВСЯ вторая половина романа, начинающаяся со второй встречи с Борисом, занимает в экранизации 20 минут.
9. Само искусство отсутствует тем более. Если вы, посмотрев фильм. спросите меня "Да почему бы просто не занать эту чёртову картину?" - я не смогу вам ответить.
Да нипочему!
Хотя в романе этому посвящено страниц, наверное, двести. И это отнюдь не скучные страницы.
11. В романе охренительно подана "украинско-русско-польская" тема. Без малейшей клюквы (серьёзно, это первый штатовский роман, где русские могут пить водку - и это не будет вызывать хохота, потому что именно так мы водку и пьём). И с неплохим, надо сказать, знанием русской литературы.
В фильме... ну вы поняли, да?
12. Заметьте, я даже не заикаюсь о таких фирменных сторонах романа, как, например, очень вкусно поданная вещность. Ну, что не Феллини снимает - это мы и так знаем.
13. Ну и главное. Роман, несмотря на толщину, немеряное число описаний (и вещей, и состояний. и взглядов) читает невероятно динамично и увлекательно (да, тот самый случай, когда "оторваться невозможно" - не замшелый маркетинговый штамп, а реальность).
Фильм же скучен и сонлив.
...надо быть криворуким ебланом...
Summary: Копии сжечь, плёнки смыть, студию сжечь и засыпать солью, создателей лоботомировать, зрителям выжечь память электричеством - и чтоб ДАЖЕ ДУХУ НЕ БЫЛО.
Лучше роман прочитайте, если вдруг ещё не.
|
</> |
