Территориальная целостность в киевском духе - это по сути один из вариантов
vryadli — 01.04.2022 подавления меньшинства. И поэтому попадает в круг вопросов, который я помечаю меткой сегра. (segra). То есть как и в прочих ситуациях этого круга справедливым решением является не принуждение меньшинства к соблюдению законов, установленных большинством, а выделение меньшинству некоторого подмножества ойкумены, где оно могло бы культивировать свои ценности.Чуть подробнее:
В качестве недостижимого идеала я исхожу из того, что
0. Люди - разные. Фундаментально - в том, что у них различные ценности. И люди имеют право иметь разные ценности, в том числе практически несовместимые с ценностями других людей.
1. люди должны иметь возможность решать за себя во всех ключевых долгосрочных вопросах.
2. Другие люди НЕ должны иметь возможности решать такие вопросы за них. (это почти столь важно - и часто упускается из виду)
А все законы хороши лишь постольку, поскольку помогают этому.
С территорией - это (разумеется) не единственная такая ситуация. Возьмем например религии с ее весьма различиными аспектами. Или сексуальное образование в школах, крайне трудноприемлемое не только для ортоксальных христиан, но и для простых провинциальных совков-атеистов.
В идеале такие вопросы надо решать через добровольную сегрегацию групп с трудносовместимыми ценностями.
К сожалению обычно это плохо удается — или чисто по техническим-объективным причинам или потому что более сильная группа ужасно любит навязывать свои решения более слабым группам.
Однако, если сегрегация не станет в современном демократическом государстве нормальным, отработанным методом сосуществования демократического большинства с непримиримым меньшинством, возникающие социальные напряжения с большой вероятностью могут привести к дискредитации и разрушению РДСЗТ (работающей демократии современного западного типа).