Терпим


Нам очень важно, чтобы в Азербайджане уважали русских, заявил Песков. Надеемся, что сложный период в отношениях с Азербайджаном пройдет.
А ведь когда-то, до Путина, всё было по-другому:
Святые 90-е. Беспорядки в Москве. Азербайджанский бунт в российской столице в 1998 году.
Резня на рынке
Все началось с рядовой поножовщины. Утром к азербайджанцам, торгующим на рынке "Лужники", подошли несколько "качков" и потребовали заплатить по 50 рублей за место. Азербайджанцы, обычно платившие дань, на этот раз заартачились. В ход пошли угрозы и кулаки. За избиением торговцев безучастно наблюдал милицейский наряд. Не стал вмешиваться он и после того, как на рынок приехала вызванная рэкетирами по милицейской рации (во всяком случае, так утверждают торговцы) подмога — полтора десятка вооруженных дубинками и ножами боевиков.
Милиционеры вмешались, только когда пролилась первая кровь. Пока к месту драки подтягивались наряды милиции, бандиты избили с десяток торговцев. Один из них, 24-летний продавец обуви Ассаф Нагиев, скончался на месте от удара заточкой в печень.
Силы правопорядка оцепили место схватки и задержали пятерых нападавших. Правда, как говорят торговцы, бандитов наверняка отпустят, так как они "повязаны с ментами".
Информация о стычке мгновенно распространилась по рынку. Возмущенные торговцы во главе с неким Гасановым, которого милиционеры считают одним из лидеров московской азербайджанской общины, устроили стихийный митинг. По самым скромным подсчетам, в нем участвовали от 2 до 3 тысяч человек. Азербайджанцы говорили о том, что в России царит беспредел: "Приходится отстегивать и рэкетирам, и милиции, и властям; в России нет свободы!" Собравшихся пытались успокоить работники азербайджанского посольства, но только подлили масла в огонь.
В самый разгар митинга к рынку приехала вызванная милиционерами санитарная машина — тело убитого азербайджанца хотели доставить в судебный морг. Но азербайджанцы решили хоронить его по мусульманским обычаям (до заката солнца) и разгромили катафалк. При этом один из санитаров был избит.
Завернув тело Нагиева в белые простыни, толпа двинулась по Комсомольскому проспекту к центру Москвы. Одни участники шествия говорили, что собираются дойти до мэрии, чтобы поговорить с властями, другие — что конечным пунктом маршрута является посольство Азербайджана, расположенное в Леонтьевском переулке (кстати, шествие возглавлял консул Кемал Курбанов).
Битва за труп
Городские власти и руководство столичной милиции узнали о событиях в "Лужниках" только после того, как толпа вышла на Комсомольский проспект. Движение по нему и близлежащим улицам было полностью парализовано.
Столкновения и массовые беспорядки еще можно было предотвратить, но власти решили, что во всем должны разбираться силы правопорядка. И они разобрались с толпой доступными им средствами — резиновыми дубинками.
Примерно 150-200 омоновцев преградили дорогу манифестантам в районе станции метро "Фрунзенская". Толпе предложили разойтись, но она не подчинилась. Тогда ОМОН получил приказ: "Рассеять и зачистить территорию". Операция закончилась быстро. Уже через полчаса на Комсомольском проспекте остались только клочья порванной в драке одежды, брошенная обувь, сумки, а также труп Нагиева, который оставила разбегавшаяся под ударами дубинок толпа.
Труп в милицейском автобусе отправили в морг, а омоновцев послали прочесывать дворы с приказом "разогнать всех, кто кучкуется". Десятка два азербайджанцев задержали и развезли по отделениям милиции. Правда, узнав, что МИД Азербайджана собирается выступить с заявлением о событиях в Москве, быстро отпустили. Тем временем основная часть толпы, громко выкрикивая что-то по-азербайджански, направилась к рынку. Там допоздна обсуждали события минувшего дня.
По итогам происшедшего в мэрии была проведена специальная пресс-конференция. Выступивший на ней начальник столичного ГУВД Николай Куликов заявил, что возбуждено два уголовных дела: в связи с убийством Нагиева и нападением азербайджанцев на санитарную машину. Куликов также отметил, что омоновцы действовали в рамках закона и что "подобные беспорядки впредь будут так же жестко пресекаться".
ОТСЮДА
Рынок Лужники, 1998 год. На южном ядре была аллея, на которой торговали обувью много выходцев из Азербайджана. И любили они собираться на пятачке с чаем большой компанией, чем мешали соседям, да и вообще движению — на рынке было очень много людей, по слухам до 2 млн человек в день.
Рынок в те годы в целом держали вроде бы солнцевские, а под их руководством порядком занимались сервисники — обычные мужики в форме ЧОПа и надписью service на спине. В их обязанности входило следить за правилами торговли, проверять абонементы у продавцов и т. д. Не помню всех тонкостей, но например, если в 8.00 продавец с абонементом не занял своё место, то его ждал штраф 50$, ну и ещё какие-то провинности были. В целом сервис не жестил, никаких неприязненных отношений с ними не было.
Но с азерами конфликт возник — по слухам на просьбу не толпиться в одном месте, сервисника просто послали нахуй. Ну а тот, не долго разбираясь вызвал пацанов из тех, кто решал вопросы силой — бойцов братвы. В итоге через 10 минут нарисовался труп молодого борзого азербайджанца с ножевой дырой в печени.
Азера быстро поняли, что устроить бучу на рынке не получится, ибо их перебьют и вывезут на мусорку вечерними грузовиками и подхватив труп попиздохали многосотенной толпой по комсомольскому проспекту куда-то наверное в центр. Собственно где-то в районе МДМ, а то и раньше их встретили парни из ОМОНа.
Что из этого получилось транслировали в новостях — разбросанные тапки по всему проспекту.
Неделю на рынке не было ни одного азера, пока диаспора не занесла чемодан бабла братве — просто ни единого.
И не было ни намека на какое-то недовольство в городе.
Так что, было бы желание, а успокоить их можно на раз-два.
Источник