"Терминатор 2. Судный день". Два аспекта

топ 100 блогов pasha_popolam24.09.2023
Терминатор 2. Судный день. Два аспекта

Морально-нравственный

petr_kuznetsov

20 мая 2009

Судный День

Многие рецензенты в фильме «Терминатор 2. Судный День» усматривают некий библейский подтекст, но ошибочно трактуют его следующим образом: Т-1000 это есть дьявол, а Т-800 это символ христианской жертвы. Это весьма поверхностный взгляд, хотя свойство дьявола подстраиваться под действительность и правда может иметь аналогию в этом контексте. Но суть не в этом. Библейский подтекст на самом существует, но заключается он совершенно в другом.

Суть вот в чём: машинная логика не одухотворенная человеком есть смерть. Попытка создать программу способную обезопасить человечество обречена прийти к логическому выводу — необходимости уничтожения главной угрозы — самого человека, так как самоуничтожение заложено самой человеческой природе. Это короткое замыкание способна разорвать только вера, ибо только в этом высшем человеческом свойстве есть спасение. В этом смысле, Терминатор — притча, исчерпывающая отношения человека и машины. Все последующие попытки развивать это повествование обречены на провал — «Судный День» — это самодостаточная картина, где само повествование это всего лишь образный язык, отвечающий на четко поставленные вопросы. Какие-либо дополнения в виде 3, 4 и так далее частей, сериалов, обречены рассыпаться на части, рассыпаться в прах, так как не имеют в себе никакого духовного стержня. К этой притче не нужно придумывать дополнений. Это цельный законченный образ и не надо вносить путаницу в виде никому не нужных деталей.
______________________

Судный День происходит в каждое мгновение жизни человека. Слова «судьба» означает «Суд Божий» — то есть каждое мгновение жизни человек выбирает свою участь в предстоящий ему Судный День. Ключевая фраза фильма «no fate» — те слова, что Сара вырезает ножом на деревянном столе, означают именно это — «нет судьбы, кроме той, что мы творим своими руками».

Смысловой центр фильма — это выбор человеком своего будущего. Если отмерить золотое сечение на таймере фильма — мы получим центральный эпизод — Сара целится в голову программиста, автора убийственной программы. Это кульминация. Судный день — не во взрыве атомной бомбы, это лишь следствие, главный Судный день именно в этом мгновении. Сара здесь символизирует человечество как таковое — она стоит вопросом — человек, ты действительно выше робота или нет. Имеешь ли ты сострадание, или действуешь исключительно логически? Ты сам способен простить, или ты ничем не лучше киборга? Вся предыдущая часть фильма — это подготовка к этому вопросу. А вся последующая — это результат ответа на этот вопрос.

Чтобы сделать Сару максимально символичной, режиссер вкладывает в её образ — на одну сторону весов — ясное осознание ужасающей сущности ядерной войны и последующей гибели человечества, а на другую — самое дорогое, что может быть — любовь к своему ребенку. Сара делает выбор исходя из самой себя, на нее никто не оказывает никакого влияния.

Именно в этом весь пафос Терминатора. Это фильм о победе любви над логикой. Этим выбором сказано всё. Эта та точка, вокруг которой вертится весь сценарий.

Машина имеет смысл существования, только в непосредственной связи с творцом-человеком. Человек в фильме — маленький мальчик (хотя может не такой уж и маленький) — потому что именно он, еще не испорченный логикой ребенок, чувствует простые истины. Терминатор спрашивает — «почему нельзя убивать людей?» — «потому что нельзя и всё. Просто верь мне». И это действительно фундаментальная недоказуемая аксиома. Это действительно вопрос веры, а не логики.

Художественный язык фильма выпуклый до такой степени, что понятен любому. Вся эта картина — это образ машины. Музыка металлических ударов, предельно ясные брутальные символы, однозначная характеристика персонажей, четкая ритмика экшен-сцен, максимально сжатые диалоги, тщательно вычищенный от посторонних деталей антураж — вобщем, красота!

Есть заметные метафоры — раздавливание роботом игрушки, Т-1000 на фоне металлического манекена, ночная дорога как образ времени, то, что будущий защитник человечества играет в компьютерную игру, суть которой предотвращение ядерной бомбежки мирного населения и т. д.

Есть метафоры не очень заметные — например, Сара находится не просто в психиатрической лечебнице. Она находится в тюрьме собственных страхов. В самом начале пылающий в огне Терминатор внезапно закрывается решеткой радиатора грузовика, камера отлетает немного назад и грузовик уезжает в ночь — речь идет о том, что этот пылающий Терминатор, есть сердцевина, внутренняя сущность любой машины.

У Кэмерона есть характерный авторский приём — в первой части, в самом начале подъемник поднимает железный груз, чтобы в конце фильма такой же груз опустился и раздавил робота. Точно также и во второй части грузовик уезжает в ночь, чтобы в конце приехать на металлургическое производство.

Для создания ощущения цельности композиции фильма используется реприза — вступительные титры на фоне робота в огне ядерной войны соответствуют финалу с киборгом, сгорающим в раскалённом металле — и здесь начала сходятся с концами. Герои приезжают в пустыню — в змеиную пасть. Сара говорит — «ночью мы пересечем границу» — впоследствии становится понятным, что этой границей является не Мексика, а граница между прошлым и будущим. Смерть машинам готовится на кладбище машинной техники.

Предельно жидкая женственность сильнее негнущейся мужественности — это еще и об этом. Тут опять же, каждый эпизод можно разбирать отдельно, здесь нет случайных деталей.

___________________

Что в итоге хочется сказать. Хочется еще раз сказать, что этот фильм бессмысленно дополнять. Бессмысленно снимать новые части еще и потому, что Терминатор — детище своего времени. Он возник в тот момент, когда на планете были максимальные запасы ядерного оружия, когда компьютер только вошел в жизнь людей, в Америке — фильм был снят в самом эпицентре развития этих технологий.

Кэмерон отвечал на животрепещущие вопросы своей эпохи, когда они были наиболее актуальны. А наше (не менее интересное) время — это уже совсем другая история.

Терминатор 2. Судный день. Два аспекта

Социальный

Ludens

1 июля 2011

Мы в ответе за тех, кого смастерили

Второго «Терминатора» я посмотрел, когда мне было лет 10 и, конечно, «заболел» им, как и многие другие мальчишки по всему миру. Железный Арни крут, что ни говори. В кожаной куртке на «Харлее» и с дробовиком наперевес он и по сей день остаётся идеалом мужественности для нескольких поколений тинэйджеров. Помню, как один мой друг, посмотревший этот хит 90-х раньше меня, с запоем пересказывал мне чуть ли не весь фильм, с особым смаком выговаривая такие «афоризмы» Т-800, как «Asta la vista, baby!» и «I’ll be back».

Воистину, «Терминатор» — это один из тех фильмов, на котором воспитано моё пропащее поколение 90-х. Если вы до сих пор не смотрели этот фильм, то вы достойны всяческого удивления. Кто же в наше время не смотрел «Терминатора»? Только тот, кто ещё не родился. Или я уж совсем выжил из ума.

Сюжет знаком каждому школьнику. Два робота из будущего: Т-800 (как танк) и Т-1000 (жидкий металл). Один — хороший, другой злой. Один хочет спасти пацана, что в постапокалиптическом будущем возглавит сопротивление людей, другой хочет этого мальчишку укокошить. И с размахом истинно кемероновского блокбастера, на протяжении всего фильма всё крушится, взрывается, стреляет, падает, грохочет и переворачивается. Разве это не прекрасно?

Пересматривая этот фильм в более «зрелом», так сказать, возрасте, я понял, что многие вещи в нём сквозь призму моего жизненного опыта и сложившихся убеждений кажутся мне неприемлемыми. И дело здесь не в обилии сцен насилия, которыми изобилует этот фильм. Уж чего-чего, а к насилию на экране нам не привыкать, верно? Дело скорее в той морали, или если так можно сказать, в философском подтексте, который несут подобные фильмы.

Начнём с того, что история эта повествует о противостоянии людей и машин, которые сами же люди и создали. Даже сам Т-800, который помогает человекам, делает это потому, что был пойман и перепрограммирован людьми. Не совсем ясно, правда, как именно появились такого типа роботы. По сюжету причиной такого технологического скачка является найденные остатки другого робота (из первой части), посланного убить Сару Коннор из будущего. Получается какая-то рекурсия: чтобы возникнуть в будущем, этим роботам нужно было переместиться в прошлое, когда их ещё не было. Впрочем, не существенно. Главное — это то, что люди сражаются с машинами за то, чтобы отменить ядерный апокалипсис, намеченный на 1997 год. Сразу бросается в глаза линия фронта, где люди — «хорошие», а машины — «плохие». Помимо того, что такое разделение на «хороший — плохой» весьма примитивно и, что ни говори, в лучших традициях Голливуда, такой негативный образ машин и технологий не может не обратить на себя внимание.

Мораль фильма в полной мере раскрывается в конце, когда уничтожаются образцы «враждебной» техники во имя светлого будущего. Железный Арни здесь предстал во всей красе Мне лично неприятен такой ракурс, в котором здесь поданы плоды научно-технического прогресса. На подсознательном уровне зритель воспринимает технологию и науку как врага. Кто в «Терминаторе» и во всех похожих фильмах считается источником всяких бед? Учёные. Некий умник, придумавший шибко продвинутый искусственный интеллект, слишком опасный вирус, оружие; производивший эксперименты с генами. Целая линейка фильмов направлена на формирование у масс убеждения в том, что наука — это плохо. И меня, как человека осознавшего на собственной шкуре важность развития науки техники, не может это не тревожить. Можно подумать, что люди на столько глупы, что позволят себя погубить собственной палке копалке. Иметь водопровод лучше, чем таскать воду с колодца. Газ и электричество лучше (уж вы мне поверьте), чем дрова и русская печь. Не верите — поживите годик в глухой деревеньке без газа, водопровода, электричества, Интернета и сотовой связи.

Да простят меня рядовые обыватели за такие рассуждения, но мне иногда кажется, что враждебные к прогрессу массы крайне выгодны для крупных корпораций, ибо из них получаются идеальные потребители товаров, производимых по устаревшим и опасным для окружающей среды технологиям. Устаревание товаров запланировано, они приходят в негодность уже через месяц и легче выбросить и купить новое, чем починить старое. И такое безумие у нас в порядке вещей. Материальная выгода от варварского истощения природных ресурсов оценивается выше, чем модернизация производства. Поэтому, сознанием масс необходимо управлять, и кино — наилучший для этого инструмент. Машины опасны, развитие генной инженерии породит монстров и полчища зомби. Эксперименты с субэлементарными частицами откроет «врата в миры, населённые жуткими монстрами». Обществу потребления необходим такой обыватель, который будет бояться по-настоящему высоких технологий, которые сами себя чинят, модернизируют, обслуживают. Всё должно ломаться, портиться и изнашиваться, иначе как устоит общество потребления, кто будет покупать всё это? Возможно, что всё это мне только кажется. Но как-то уж всё слишком много неприятных совпадений.

«Терминатор» — страшилка для охотников и собирателей эпохи информационных технологий. Хит своего времени, породивший несколько бездарных продолжений, которые продолжают всё ту же «кажущуюся» мне мораль. Смотрите на всё это как на крутой супербоевик, не больше. Иначе потеряете весь кайф.

5 из 10

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мать – неграмотная, отец с тремя классами образования. Всю жизнь она играла свинарок, селянок, колхозниц – Пырьев тогда снимал только такое идейное кино. После смерти Сталина звездный брак распался, и мэтр перешел к Достоевскому, на удивление тонко экранизировав "Белые н ...
Очнувшись ото сна, Теная решила обследовать дом. В коридоре не было ни души, резные двери из массива бука, без намека на скрывающуюся за ними жизнь, были заперты. Отсутствие окон, которые в коридорах не были даже имитированы витражами, заставили Тенаю почувствовать себя куколкой, запертой ...
О свадьбе греческого принца Филиппа и британской принцессы Елизаветы 20 ноября 1947 года состоялась историческая свадьба: наследница британского престола Елизавета Александра Мария (известная нам как Елизавета II , побившая рекорд пребывания на упомянутом троне)… ...
Нормально меня сложно выбить из колеи. Могу в серьёзных ситуациях очень хладнокровно действовать, не теряя голову. Но наша Фиби всех из себя выведет. Она вроде как рожать собралась. Потом снова передумала, уже весь день ищем с ней новое место, ...
как-то так получается, что я беру себя в руки и отдаю долги. Очень даже оперативно, ...