Рюхей Китамура. Певец японского милитаризма


Чего точно не отнять у японца, так это оптимизм и работоспособность. В этом смысле Китамура как японский аналог Уве Болла и это «есть корошо» ибо без таких персонажей кинематограф стал бы беспросветно скучным. И что бы этого не случилось, творец клепает в год по фильму, заполняя своим контентом пространство от Голливуда до Токио, правда в своём оригинальном понимании. А понимает японец всё очень просто: пинки, тычки, пальба, взрывы, беготня, кривляние, кровь, кишки, потрошки.

При этом надо сказать что Китамура отнюдь не самозванец, он закончил серьезную киношколу в Сиднее и для этого даже бросил обычную, резонно посчитав что для съёмок трэша широкое образование ни к чему. Расчёт оправдался, его дипломная работа имела успех, так что вернувшись в Японию Китамура уже знал чем будет кормить наивного японского зрителя. Тут очень показательна первая короткометражка, выпущенная в 1996 году. «Прямо в ад» была снята на 8 мм камеру и сходу задала направление – чистый, бескомпромиссный экшн. Многим понравилось. Китамура организовал собственную студию и не откладывая стал снимать продолжение.

«Противостояние» был снят за три йены и в процессе расширен до
отдельно взятой вселенной, что важно без увеличения бюджета. С
подробным объяснением всей этой мистической японской хрени. Потому
что мертвецы воскресают в Японии не просто так и даже не под
воздействием некоего вируса, а исключительно следуя древней
японской традиции и только в дремучем японском лесу, на склоне
Священной горы Фудзияма. «Лес обращения» это такой портал
между мирами, а на той стороне «тьма» которая только и ждёт что бы
поглотить наш невинный японский мир, вместе с тойотами, самураями и
т п.

Ну и там столкнулись герой – преступник сбежавший из мест не столь отдалённых и его антагонист – злой чувак владеющий карате и якудзами. На самом деле эти двое противостоят много столетий, а теперь вот в таком именно качестве. Поэтому многочисленные флешбеки и переходы с мечей на стрелковое оружие. «Противостояние» это практически двухчасовое непрерывное мочилово всех со всеми, там главный герой даже собственной девке не брезгует иногда залепить в лобешник.

Но начинается всё с того что главгер и якудзы попадают в лес и подвергаются нападению многочисленных зомбей. Не смотря на то что зомбя максимально медленные и неловкие они тупо берут числом и якудзы переходят на тёмную сторону. Далее сюжет добавляет ещё двух полицейских-отморозков, какого-то спортсмена и пару наглых тёлок. Очень быстро количество трупов во всех стадиях разложения переходит всё мыслимые пределы. Тонны кишков, мозгов и хрен знает чего ещё заполняют экранное пространство, а главный герой начинает напоминать крутящийся волчек.

Надо признаться что подобное не мой жанр и одолел я всё это не с первого раза. Но с третьей попытки, сосредоточившись изо всех сил, я таки немного врубился и смог оценить и юмор и многочисленные отсылки, но думаю что пересматривать всё это вряд ли когда-нибудь рискну. Ну а в Японии и за её пределами фильм вызвал дикие например холивары. Мнения резко разделились, от крайне негативных, до восхищенных. Надо сказать что это обстоятельство сильно повлияло на популярность сабжа. Китамура стал клепать свои нетленки одну за другой. В 2002 году он выпустил очередной двухчасовой треш, под названием «Смертник».

Впрочем в оригинале фильм назывался «Alive» и не смотря на микро бюджет, снимался не просто так, а по серьёзному литературному источнику – манге(!). И имел в составе даже известных актёров, правда мне лично их имена ни о чем не сказали. Этим фильмом Китамура явно хотел подтвердить свою состоятельность, а именно снимать разноплановые трэши. «Смертник» в данном случае по форме почти камерный, с минимальным набором актёров, снят в одном-двух павильонах. А по содержанию он старается быть ацки глубоким. Старается, старается, но как-то не дотягивает.

Фильм дикая смесь фантастики и японской мистики, с уклоном всё же в фантастику. Действие разворачивается в «бохато» украшенном огоньками и неоном павильоне, изображающем изолированную камеру в лаборатории. В эту камеру-зал поместили двух приговорённых к высшей мере преступников. Причём один – серийный убийца-некрофил, а второй – мститель убивший шестерых изнасиловавших его тянку, а потом и саму тянку. И не надо вопросов, логика вообще не в приоритете у Китамуры.

Первую часть фильма смертники осваиваются, жрут, пьют и ведут непринужденные беседы. Этим они дико бесят организаторов, которые вообще-то рассчитывали на скорое кровопускание. Что бы как-то ускорить процесс, организаторы применяют разные провокации, а потом подсаживают бабу, но не простую, а с сидящей внутри неё некоей тёмной сущностью, которая ищет нового объекта, более так сказать агрессивного. Чувак заваливший невесту - как раз, то что надо.

Вторая часть фильма, как и другие опусы Китамуры под завязку наполнена драками, перестрелками и прочим насилием. Что же касается супер-идеи, то с этим всё не так однозначно. Это опять какое-то исследование на предмет сверх-человека, в его арийско-японском и даже ницшеанском воплощении. Причём всё эти милитаристские посылы сделаны отнюдь не однозначно, чувствуется как под поверхностью умиротворения скрыта нерастраченная агрессия. В этом смысле, следующий фильм Китамуры, копнул пожалуй глубже всех.

«Арагами» до сего дня остаётся лично для меня самым доставляющим фильмом японца (если не считать «Мясной экспресс»), хотя бы потому что длится идеальные 1 час 20 минут. Кроме того картина кажется стильной в визуальном плане и не раздражает слишком затянутыми боевыми сценами. Я вообще не фанат, но даже мне приглянулись хорошо поставленные поединки на мечах. Ну и чёрный юмор присутствует, довольно ненавязчивый.

Арагами это японский демон войны или бог хаоса. Его воплощение – суровый мужик живущий в уединённом поместье. Арагами живёт несколько в отделении от нескончаемых самурайских войн, он привечает каждого постучавшего ибо имеет свой собственный интерес. Дело в том что Арагами очень давно живёт, он никогда не спит и не видит сны. Ему всё обрыдло и чувак мечтает о том что бы его выпилил какой-нибудь достойный соперник. Но таковых не нашлось и Арагами замочил уже 7994 человека, потому что… уважает людей.

В дом Арагами постучали два израненных самурая. Самураи были совсем израненные, но к утру один из них уже чувствовал себя отлично. Мало того, позавтракав самурай стал чувствовать себя ещё лучше. Помогло прекрасно приготовленное тянкой блюдо из второго самурая. Этот хитрый приемчик Арагами применил для того что бы немного уравнять шансы. Ведь после того как позавтракаешь сослуживцем, становишься очень крепким, и убить тебя может практически только отсечение головы или поражение точно в область сердечной мышцы. Охуевшему от такой засады самураю Арагами предложил посидеть, попить саке и обсудить изменившиеся обстоятельства.

Саке было французское, называлось виноградное вино, пили из странных высоких, прозрачных чашек. Когда кончилось, пили русское, очень крепкое саке – называется водка. Не закусывали. Рассуждали о делах грешных. Самурай был не в восторге от предложения схлестнуться и… послал Арагами сделать харакири. На что Арагами веско ответил что харакири - туфта для людишек, а он демон и должен погибнуть в бою. Потом выбирали оружие. Самураю понравился револьвер, но Арагами предупредил что самурай в него просто не попадёт. Ну и финал я раскрывать не буду, если вдруг кто-то захочет сам всё это посмотреть.

Вообще, 2003 год стал для Китамуры исключительно продуктивным. В марте он выпустил «Арагами», в мае «Адзуми» - первый относительно большой фильм с приличным бюджетом, а к зиме уже был готов «Даль небесная» - мистический триллер явно с прицелом на зарубежный рынок. По большому счету, «Даль небесная» это развёрнутый вариант «Арагами», с более широким набором персонажей, снятый в нескольких локациях. История тоже несколько сложнее, хотя мораль сей басни всё та же: жизнь и смерть, сверх способности и гордыня до небес, любовь, самопожертвование и личная ответственность.

Картина начинается как хоррор-детектив, но очень быстро ломает жанровые рамки. Т. е. серийный маньяк вырезающий сердца у молодых японок оборачивается олигархом-мизантропом, погрязшем в оккультизме самого отвратительного западноевропейского толка. Убитая тянка – невеста молодого оперативника, оказывается застрявшей у «Врат ярости», прикрывающих вход в преисподнюю. А сам оперативник – сугубо рациональный человек, по мере развития сюжета, должен поверить во всю эту ахинею.
В картине опять же много кровавого насилия, боевые сцены на мечах и пистолетах, причём в основном с участием тянок. Затейливые декорации инфернального характера, в виде различных пентаграмм, звёзд Давида и японских народных узоров. Много рассуждений о добре и зле, жизни и смерти, а так же близком Армагеддоне и необходимости его немного отдалить. Всё персонажи имеют довольно широкий выбор действий: наплевать на всё и пойти в рай, задержаться немного для выяснения подробностей, завалить кого-нибудь или самоубится и отправится прямиком в ад. Да, совсем забыл, можно ещё переквалифицироваться в хранителя врат, причём ваша собственная смерть, ещё не даёт гарантии что вас не замочат повторно.

«Даль небесная» стал тем трамплином для Китамуры, что заслал его прямиком к заоблачным бюджетам. Боссы посчитали его уже достаточно созревшим для «Годзиллы». Как раз кстати намечался юбилей – 50 лет франшизе. Китамура был обязан замастырить нечто феерическое и он конечно постарался. Правда лично я ни одного «Годзиллу» не смотрел (кроме китамуровского), и судить о аутентичности не могу, хотя знающие люди утверждают что фильм сделан с большим пиететом.

В общих чертах картина производит впечатление дикого например но старательно стилизованного чада кутежа. Это такая смесь эстетики 50х и спецэффектов 00х. Сюжет тоже довольно сумбурный, включает стопицот всяких разных монстров, надо полагать, собранных со всех предыдущих картин. Есть даже мелкая костюмированная Годзилла, видимо из какого-то детского фильма. Кроме того сюжет включает неких злых рептилоидов напавших на Землю, всё рептилоиды японской национальности, правда вероятно подделавшие внешность. Если судить по эпизодам, то легко угадываются отсылки ко многим фантастическим блокбастерам, вроде «Матрицы» «Звёздных войн» и т. п.

«Годзилла. Финальные войны» вызвал максимально ожесточённые войны среди юзеров. Причём мнения разделились в основном между продвинутыми фанатами франшизы и всеми остальными. Фанаты разродились восторженными восклицаниями, а всё остальные «ваще не поняли че за хрень». Финальные войны кинозрителей длились ровно год, а потом Китамура выпустил настолько чудовищный двухчасовой трэш, что он затмил всех Годзилл и поверг японскую нацию в полный фейспалм. Фильм назывался «Любовь и смерть», о нём я как-то уже упоминал вот здесь. «Любовь и смерть» наконец таки пнул Китамура на внешний рынок, его заметили в Голливуде. Точнее его заметил Клайв Байкер, о совместной работе чуваков под названием «Полночный мясной экспресс» можно развёрнуто почерпнуть вот здесь. Между тем этот опыт стал для Китамуры поворотным, почти всё его следующие картины были сняты или в Европе или в Америке.

В 2012 году чувак снял слешер под названием «Никто не выжил» «No One Lives», франко-американского производства, с Люком Эвансом в главной роли. Фильм провалился в прокате и критики порвали его как тузик грелку, хотя справедливости ради надо признать что Китамура свою планку выдержал. Мяса, кишков и цинизма в картине предостаточно. Но вот что касается сюжета, то с этим и правда большие проблемы. Дело даже не в том что сюжет абсурдный, это как раз нормально, сюжет чудовищно вторичный, он как будто лего - составлен из многих фильмов. Чуть не каждая сцена наводит на мысль что где-то такое уже было.

Банда отморозков скрывается от полиции после неудачного ограбления, к тому же пришлось пристрелить целую семью. В придорожной забегаловке банда сталкивается с парой цивилов путешествующих по стране. Несчастные не знали что этот мужик интеллигентного вида Люкэванс – страшный маньяк, садист и философ. В общем зря бандиты связались с философом, остальная часть экранного времени будет посвящена изощрённым экзекуциям над дядьками. Собственно никто не выжил, строго по названию, хотя это конечно обман и один таки выживший найдётся, с прицелом на продолжение, которое хрен сняли по причинам изложенным выше.

В 2011 году Китамуру настигла работа над нехорошим проектом. «Люпин 3» был таким многострадальным проектом, который длился более десяти лет и сопровождался скандалами. Наконец к 2012 году была решена проблема финансирования, бюджет составил 10 млн и в основном работа над сценарием, который Китамура с помощником писал два года. Ставилось это всё на студии Тохо.

Фильм чистый авантюрный боевик об ограблении, переполненный экшн сценами. Основа – манга, причём очень уважаемая в Японии. Если честно, то сюжет этого безобразия дался мне очень тяжело, слишком там всё вычурно и затейливо. Этот Люпин типо ворюга высокого полёта, к тому же потомственный, хотя похож этот хлыщ скорее на клерка средней руки. Там надо стырить какие-то раритеты и антагонист очень жёстко всех кидает. Фильм типичный подростковый боевик, я бы даже сказал девочковый, так в пределах 13-14 лет. Как я только не заснул… хотя может и заснул…

В общем так или иначе картина подверглась обструкции у критиков и насмешкам у зрителей. Особенно изгалялись американцы, потому что видишь ли фильм был снят на английском, а «эти япошки разговаривать нормально не могут, вот умора…». Так или иначе я не берусь судить расстроился Китамура или нет, но свой следующий фильм Он снял только в 2017, это был остросюжетный триллер о маньяке-снайпере, совместного японо-американского производства, с затейливым названием «Downrange», что в переводе оказывается значит «Стрельба по мишеням». На премьере в Торонто публика громко ржала и хлопала в ладоши, хотя фильм далеко не комедия. Впрочем думаю Китамура уже привык к злоебучей американской публике и на следующий 2018 год выпускает свою часть в хоррор-альманахе «Кинотеатр кошмаров», о котором возможно стоит поговорить отдельно.

В 2020 и 2022 вышли две последние картины, боевик и ужастик. Первый «The Doorman» франко-американский с Жаном Рено, откровенного феминистского направления. Второй «The Price We Pay», чисто американский хоррор, который поспешили прикрутить к известной франшизе «Поворот не туда». Картина почти полностью повторяет сюжет «Никто не выжил», только с более традиционным финалом.

Должен признаться что этот последний фильм разочаровал меня больше других. И это не потому что фильмы японца стали менее кровавые и изощрённые, но из них потихоньку ушёл именно национальный задор и безбашенность. Они в большой степени потеряли своё своеобразие, так что будем надеется что Китамура плюнет на Голливуд, вернётся на родину и снимет свой фирменный трэш.