Теперь священным является компьютер

Мы не используем проценты, а транжирим капитал. Наши машины не производят, а преобразуют, создают прибыль от пространства и времени. Они не увеличивают, а ускоряют потребление. Мир становится печальным, он придуман неудовлетворёнными. Консерватор прежде всего подозрителен потому, что его уже давно напугал этот процесс, и он ему противостоит". Эрнст Юнгер.

vitus_wagner. Общество не является технической системой, для которых создана теория автоматического управления. Общество — система естественная, природная, возникшая путем самопроизвольной эволюции. Любые попытки загнать общество в прокрустово ложе сконстурированной системы, пригодной для автоматического управления, до сих пор приводили к крайне неприятно выглядящим результатам.
Годфри Реджио. Символом европейского фашизма в 30--40-е была свастика, а символом новейшего технофашизма является изображение Земли из космоса — «голубой планеты». Этот символ расползается по всему миру: его штампуют на товарах, используют в рекламе, им иллюстрируют любую идею. Для меня это символ подчинения человека технологии. Предполагалось, что технология означает счастье и комфорт, а она стала синонимом контроля, власти. Все, что раньше говорилось о божестве, сегодня говорится о технологии. Теперь священным является компьютер — он переделывает мир по своему образу и подобию, унифицирует его, подчиняет единой логике. Мы подходим к современности с наивным представлением о том, что сама по себе технология нейтральна и в хороших руках может сослужить добрую службу. На самом деле любые проявления технологии служат только одному: они уничтожают мир непосредственного опыта и утверждают новый мировой порядок, в котором есть только технологически опосредованный опыт, лишенный настоящего присутствия. Для меня это состояние войны, а мы все — беженцы от человеческой природы. И мы уже не можем вернуться обратно — в пещеры или вигвамы. Мы в лабиринте, и единственное, что нам остается, это сохранять мужество отчаяния перед лицом нынешнего мирового порядка и верить в то, что путешествие к новому миру жизни еще ждет нас.

Гельмут Коль, 1993. «Германия стала похожа на „коллективный Луна-парк“».

Одной из смешных метафор бессмысленного бегства от неопределённости для меня давно стал мем «Ашхабад», если вы помните начало фильма «Кин Дза Дза», где Дядя Вова произволом назначает песок под ногами пустыней Кара-Кумы, потом по мнимому (как оказалось) солнцу выбирает направление на мнимый же Ашхабад.
В основе нынешнего вавилонского хаоса и стрельбы с пальбой лежит как раз конфликт цивилизационного сюрреализма с реальностью. Цивилизация Запада в первую очередь (а мы всё-таки её родственник, пусть и бедный) дошла до ручки на своём концептуальном пути в мнимый «Ашхабад» имени Ленина-Фукуямы, пути в сияющий град бесконечного обывательства и позитивной сенситивности. Наши базовые ценностные установки-мотиваторы были произвольны, а теперь вскрываются как лукавые и приземлённые. Наша «картина мира» оказалась и автопортретом и натюрмортом из плодов наших же хотелок.
Томас Манн. Наука — такая же вера, как и всякая другая, только хуже и глупее всякой другой, и самый термин "наука" — это выражение глупейшего реализма, который не стыдится выдавать более чем сомнительные отражения объектов в человеческом интеллекте за чистую монету и строить на их основе самую унылую, лишённую духа и утешения, самую догматическую систему из всех когда-либо созданных человечеством. Разве понятие самостоятельно существующего чувственного мира не является наиболее смехотворным из всех внутренне противоречивых понятий? Ведь современное догматическое естествознание существует благодаря одной-единственной метафизической предпосылке, будто формы человеческого познания — пространство, время и причинность, в которых протекают чувственные явления нашего мира, — это реальные условия, существующие независимо от нашего познания. Такой монизм — самое бессовестное утверждение, которым когда-либо оскорбляли дух. Пространство, время, причинность на языке монистов заменяются словом "развитие", и оно служит основным догматом вольнодумной атеистической лжерелигии, с помощью которой пытаются опровергнуть первую книгу Бытия и противопоставить якобы оглупляющей библейской басне просветительное знание, точно Геккель присутствовал при возникновении Земли.
Макс Борн. В 1921 году я был убежден, и это убеждение разделялось большинством моих современников-физиков, что наука дает объективное знание о мире, который подчиняется детерминистическим законам. Мне тогда казалось, что научный метод предпочтительнее других, более субъективных способов формирования картины мира — философии, поэзии, религии. Я даже думал, что ясный и однозначный язык науки должен представлять собой шаг на пути к лучшему пониманию между людьми.
В 1951 году я уже ни во что это не верил. Теперь грань между объектом и субъектом уже не казалась мне ясной; детерминистические законы уступили место статистическим; и хотя в своей области физики всех стран хорошо понимали друг друга, они ничего не сделали для лучшего взаимопонимания народов, а, напротив, лишь помогли изобрести и применить самые ужасные орудия уничтожения.
Теперь я смотрю на мою прежнюю веру в превосходство науки перед другими формами человеческого мышления и действия как на самообман, происходящий от того, что молодости свойственно восхищение ясностью физического мышления, а не туманностью метафизических спекуляций.
И все-таки я верю, что быстрая смена основных понятий точной науки, которую мы наблюдаем, и неудачи попыток улучшить моральные нормы человеческого общества еще не доказывают тщетность поисков наукой истины и лучшей жизни.

чувствительно-безжалостными (иначе - сентиментальными, чувство природы и духа, выраженное в слове, при безжалостности к индивиду) -
японцы, корейцы, монголы, немцы и отчасти русские,
бесчувственно-жалостливого (иначе - меркантильными, бесчувствие природы и духу при жалении себя любимых) -
западные (прежде всего англосаксы) и немного русские.
особняком стоят китайцы и французы, у которых наблюдается суперпозиция бесчувственной бесжалостности с чувствительной жалостливостью, но зеркально
в настоящее время мир охвачен эпидемией англомании
французы с эпохи рококо стали чувственными, но жестокими к "дикарям" в колониях при культе благородного варвара, а после ВФР и наполеоновских войн очень жалостливыми к себе. у китайцев этого не было. они до 20 века были жестоки и к варварам, и к себе, если нарушалась данная волей неба гармония бытия, но при этом жалостливыми к своему клану и родителям.
нас китайцы называют воинственным народом, в котором сочетаются все противоречия, какие только есть, а европейцы - то недоделанными азиатами, то испорченными европейцами
Томас Манн. Вы не заметили, что когда русский говорит "четыре часа", это всё равно что кто-нибудь из нас говорит "один"? Разве небрежность этих людей в отношении времени не связана с безмерностью пространства, которое занимает их страна? Там, где много пространства, много и времени — недаром про них говорят, что это народ, у которого есть время и который может ждать.
Максим Сучков. Семиотическая система Китая, его культура и мышление мало проницаемы для внешнего наблюдателя без языка. Впрочем, знание языка тоже не гарантия. Система коммуникации с иностранцами отличается от того, как китайцы говорят «внутри себя». Как у дельфинов - другой диапазон звуковых частот. Дискуссии с ними могут казаться банальными ("Россия, дружба, человечество.."), но интеллектуальное их богатство зарыто внутри семиотики, доступной лишь «своим» и лишь немногим внешним.

При этом содержание глубинной цели народа может быть самым разным. Часто она содержит требование социальной справедливости. Но не всегда. Например, во времена перестройки глубинная цель народа состояла в эффективности, а не в справедливости. За державу было обидно. Было обидно, что инициатива снизу не находит выхода.
Цели Петра-1, Екатерины-2, или либералов 1990-х разве совпадали с целями народа? Нет. Плевать они хотели на цели народа. Они работали на цели одного высшего социального слоя. Поэтому их результативность — это НЕ народная результативность. Народ не засчитал им победу. Показателем этого стало, например, обширное восстание Пугачёва в екатерининские времена. А Пётр а народе вообще заработал славу антихриста.
А вот Иван Грозный уловил заказ снизу, и его победы народ засчитал в качестве общенациональных побед. То же самое и с победами Сталина. Сталин считал народ заказчиком, и ни в коем случае не пытался подменять или отрицать глубинную народную цель.
С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен» Книга I. Русь изначальная".
Рассмотрев события начального периода, постараемся вникнуть в главные, характеристические черты эпохи. ...Третьим главным условием, определившим изначала ход русской истории, назвали мы отношения к соседним государствам и народам. Русское государство образовалось на девственной почве, на которой история, цивилизация другого народа не оставила никаких следов; никаких преданий, никаких учреждений не досталось в наследство юному русскому обществу, которое должно было начать свою историческую жизнь с одними собственными средствами. Но при таких обстоятельствах важно было то, что новорожденное общество, находясь на краю восточной Европы, вследствие отдаленности, уединения своего, избегло чуждых сильных влияний со стороны народов, поставленных в более благоприятные обстоятельства относительно гражданственности.
Западные славянские государства основались также на девственной почве, но они немедленно должны были подчиниться влиянию чужого племени, германского, которое действовало с помощью римских начал, усвоенных им на почве Империи. Это могущественное влияние чуждой народности, против которого славянская народность не могла выставить сильного сопротивления, нанесло при самом начале решительный удар самостоятельности западных славян во всех отношениях, при самом начале условило их будущую судьбу. Но влияние германского племени прекратилось Польшею, Византия по самой слабости своей не могла насильственно втеснять русскую жизнь в формы своего быта, навязывать русским свой язык, высылать к ним свое духовенство, свои колонии.
Безопасная от насильственного влияния империй Римско-Греческой и Римско-Германской, древняя Русь была безопасна от насильственного влияния и других соседних народов: Польша и во времена могущества своего постоянно сдерживалась Западом, принуждена была постоянно смотреть в ту сторону, дикие литовцы и ятвяги могли только беспокоить русские границы своими набегами. В Швеции вследствие появления там христианства началось разложение древних языческих форм жизни, сопровождаемое внутренними волнениями, уничтожившими для народа и князей его возможность действовать наступательно на соседние страны. С Востока, от степей Азии, нет так же сильных напоров, могущих вырвать с корнем основы новорожденного общества, как некогда наплыв гуннский уничтожил в этих странах владение готов.
Иосиф Сталин. «В чем существо ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая вами вначале довольно метко и умело, увлекла вас сверх меры и стала перерастать в ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее… Вы стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что «лень» и стремление «сидеть на печке» является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими», — писал он.

Андрей Игнатьев. Нарциссический синдром как доминанта национального характера - практически терминальный диагноз, вопрос исключительно в том, как долго будет длиться агония.
vitus_wagner. Геноцид — насколько я помню определение из какой-то конвенции, это либо убийство по признаку принадлежности к группе, либо препятствование деторождению в этой группе.
От расчеловечивания других людей люди портятся сильнее всего.
Потому что опознавание человек - не человек работает на биологическом уровне. И если на биологическом уровне некто опознан как человек, а командование велит считать его не человеком, то придя с войны ветеран с легкостью расчеловечит своего соседа (или жену).
Средневековая система, когда с тем с кем ты сегодня сошелся на поле боя, ты завтра пьянствуешь, а послезавтра — роднишься, была в этом отношении гораздо безопаснее. В ней были специальные контексты (война, дуэль) когда людей можно было убивать продолжая считать их людьми и уважая их (ну например ратное) мастерство. И если ты находишься вне такого контекста, убивать людей нельзя и это воспринимается нормально.
Кирил Мазаев. Трагедия разложения политической мысли в нескольких актах
Гегель превратил Бога в Абсолютное сознание.
Маркс превратил Абсолютное сознание Гегеля в материю, получился коммунизм.
Фашисты превратили Абсолютное сознание Гегеля в государство, получился фашизм.
А либералы тем временем читали Канта, который превратил Бога в моральное понятие. И, на первый взгляд парадоксальным образом, получилось «всё позволено» (точно по Достоевскому).
Так и живем, болтаясь между этими химерами.
Максим Медоваров. Среди исследователей встречались разные мнения насчёт того, растут ли корни злокачественной националистической идеологии напрямую из Канта с его глобалистски-тоталитарным либерализмом (как считали Владимир Эрн и Эли Кедури) или же из Гегеля. Мнения разные потому, что все их в принципе можно оспорить указанием на разнообразие выводов, которые последователи стали делать хоть из того, хоть из другого.
В случае с Италией друг на друга наложились два явления: влияние Гегеля с его субъективизацией Абсолютного Духа (что началось на самом деле с Розмини - самого крупного либерально-католического итальянского философа XIX в., противостоявшего традиционалисту Джоберти) и крайний субъективизм, индивидуализм, волюнтаризм собственно всех итальянских философских концепций первой половины ХХ в.
Воинствующими волюнтаристами, исходящими из того, что человеческая воля может изменить абсолютно всё, были все итальянские мыслители. И масон-оккультист Регини, и колдун Креммерц, и либерал-пантеист Кроче, и коммунист-материалист Грамши, и фашист Джентиле, и юный итальянский еврей-самоубийца Михельштеттер. Их всех роднит заложенное ещё Розмини понимание "Я" как творящего, производящего центра мира, как единственного проявления божественного (гегелевского Абсолютного Духа). Это в полной мере относится и ко всем философским трудам молодого Юлиуса Эволы, часть которых уже доступна в России. Но Эвола оказался (наряду с Гвидо де Джорджио - ослепительной величиной, о котором нужно говорить отдельно) практически единственным из них, кто, познакомившись со всей полнотой немецкой философии от Новалиса до Шпенглера и Юнгера и с французским традиционализмом Генона, в определённой степени преодолел воинствующий субъективизм итальянской школы философии и вышел на твёрдую почву неоплатонической онтологии, как бы на спиральном витке вернувшись к фундаменту доктрин Джоберти.
Все остальные продолжили барахтаться в болоте новоевропейского сатанинского обожествления своего любимого "Я", интерпретируя Фихте и Гегеля настолько вульгарно, насколько это вообще было возможно. Разница в том, что это "Я" у либерала Кроче отождествлялось с либерально-просвещенческим духом интеллигенции, у фашиста Джентиле - с нацией-государством, у коммуниста Грамши - с классом. Итальянское неогегельянство в данном отношении очень удобно для иллюстрации банкротства трёх политических теорий, трёх парадигм мысли Модерна. У Эволы мы всё-таки видим выход (увы, до конца так и неоконченный; пожалуй, лишь де Джорджио сумел осуществить это более последовательно) за их пределы, к четвёртой политической теории и парадигме.
Когда мы говорим о зле нацизма и геноцидов - о зле, впервые в Новое время проявленном кальвинистами в Ирландии, Америке и проч., затем масонско-просвещенческими революционерами во Франции и испаноязычных странах, после чего широкомасштабно применённом в колониях и полуколониях западных держав - то, безусловно, выводы из Канта и тем более Гегеля сильно запаздывали по отношению к данным практикам геноцида и если и санкционировали их, то скорее задним числом. Но всё-таки санкционировали и порождали дальнейшее углубление этих практик.
В этом отношении логика якобинцев (будто на определённой территории все должны говорить по-французски, чтить единый набор символов и единый квазирелигиозный культ, при запрете католической церкви) и логика фашистов (речь идёт именно о доктрине Джентиле, который гегельянски обосновывал, почему во всех школах Италии нужно учить единому гражданскому культу и быть нетерпимым к автономной сети влияния католической церкви) - принципиально одна и та же в гносеологическом смысле, если смотреть на корни их философских обоснований. Гносеологические корни новоевропейского волюнтаризма и воинствующего субъективизма ("древний Китай существует, только когда Абсолютный Дух во мне думает о нём" - Кроче; а кто хочет ещё более ядрёного магического субъективизма, обратитесь к работам 20-х годов Регини, Креммерца и молодого Эволы) у них одни.
|
</> |