
Теория ограничений и доска задач

- Стали ли вы выпускать больше?
- Снизились ли ваши запасы?
- Уволили ли вы кого-либо?
Эти вопросы вытекают из "бухгалтерии" теории ограничений, которая на верхнем уровне достаточно проста и выражается простой формулой:
Где CF - Cash Flow (выручка), T – Throughput (производительность по денежному потоку), OE – Operation Expenses (операционные расходы), I – Inventory (запасы в системе)
Штуковина d( )/dt обозначает производную по времени или скорость изменения определенной величины.
Измерения на нашей доске начались именно с этих величин, но в несколько иной трактовке, так как ИТ отдел является вспомогательным подразделением в компании и по большому счету деньги только тратит.
В нашем случае этим 4-м переменным был выдан следующий смысл:
- CF – решенные бизнес задачи (абсолютное число и взвешенная сумма)
- T – число бизнес задач, решаемых в неделю, наша производительность (опять же, абсолютное число и взвешенная сумма)
- OE – задачи, которые нам приходится решать для «поддержания своего существования», например багфиксы, устранение факапов, внутренние задачи, не несущие прямой ценности бизнес-дивизионам компании (мы их называем Queue Jumper, так как обычно они возникают с приоритетом «бросить все и сделать»)
- I – начатые, но незавершенные задачи (в терминах доски, это любая задача, покинувшая колонку New)
Каждая из этих переменных измеряется одновременно и как абсолютное число задач, и как их взвешенная сумма (у каждой задачи есть свой вес, обозначающий наше понимание ее трудоемкости). Пока я не могу сказать, что такой набор избыточен, в каждом случае полезны свои измерения.
Дальше как по книжке, что бы давать компании больше (увеличивать CF) можно:
- Уменьшить OE (забить на все, что инициировано не бизнес-заказчиком). В свое время таким образом чуть не доигрались, накопив некислый «технологический долг» перед своими системами
- Увеличить T. Сделать это можно несколькими способами, либо увеличив размер команды, либо подняв ее эффективность. Расширять штат (как и везде) никто не даст, а вот на эффективности положительным образом сказалась практика уменьшения числа задач в работе (I). При чем оказалось важно понизить именно абсолютное число задач, а не их взвешенную сумму. Как не крути, а 1 незавершенная задача в 10 очков выносит мозг заметно меньше, чем 5 незавершенных по 2 очка.

Это наши «операционные затраты». До этой недели они составляли половину (а временами и больше) от общей выполненной работы. На этой неделе прямо скажем всплеск полезной работы. Есть несколько причин этому. Во-первых, серьезно перетрясли наше хозяйство в плане оптимизации. Во-вторых, закончился квартал и манагерский пыл по запросу «пипец-каких-важных-отчетов» угас. В-третьих, это не совсем операционные расходы, последнее время наши внутренние задачи стали решаться в планируемом порядке, а не по вакап-дривен методике. Эту метрику скоро надо будет переработать.

Это наши запасы незавершенного производства (Inventory). Как говорит Toyota Production System, чем ниже запасы, тем быстрее обнаруживаются проблемы и тем выше эффективность. Очень возможно. Эта величина измеряется с конца августа, и начались эти измерения именно потому, что объем «незавершенки» казался чрезмерно большим. Так и было. Стоило его понизить, как работать стало немножечко веселее.

А это все задачи на доске (Inventory + задачи, которые скоро им станут). Эта картинка показывает основное отличие нашего подхода от итеративной методологии (такой как Scrum, например). В скраме этот график имел бы пилообразную форму, с периодом равным длине итерации.

Это типа прелюдия к посту о том, почему иногда полезно взлабать свой тул и изобрести управление проектами заново, вместо того, что бы использовать что-то готовое.
|
</> |